Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.
Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.
Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.
Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.
Краткое содержание
Как-то раз заяц сильно провинился перед волком – тот его к себе позвал, а заяц «не только не остановился, а еще пуще ходу прибавил
». Разгневанный волк в три прыжка догнал зайца, схватил его и приговорил «к лишению живота посредством растерзания
». Но в тот момент он был сыт, да и волчица с детенышами не мучились от голода. Волк велел перепуганному зайчишке сидеть под кустом и ждать, покуда его семья не проголодается.
Заяц сидел под кустом, как и положено. Мимо него прохаживался волк с волчицей, да посмеивался над ним. Волчата же подбегали к нему, зубами клацали, а у зайца от страха сердце останавливалось.
Тем временем зайца ждала его невеста, и он очень переживал, что она, не дождавшись его, полюбит другого. Заяц «жениться рассчитывал, самовар купил, мечтал, как с молодой зайчихой будет чай-сахар пить, и вместо всего — куда угодил
». Его горькие мысли прервало появление невестиного брата, который сообщил ему о плохом самочувствии зайчихи. Узнав о том, в какую беду попал ее суженый, она «в одночасье зачахла
». Посланец предложил зайцу бежать, но он не мог нарушить слово, данное волку.
Неожиданно возле зайцев появился волк со своей волчицей. Заяц стал умолять отпустить его попрощаться к невесте. Волчица быстро смекнула – если они так любят друг друга, то «это значит, что зайчат у них много будет, корму волкам прибавится
». Волк согласился отпустить зайца на свидание к любимой, но вместо него в качестве заложника оставил невестиного брата.
Заяц что есть силы побежал к невесте, которая при виде возлюбленного стала танцевать. Но заяц думал только об одном – «в баню сходить да жениться поскорее
». Он боялся нарушить слово, потому что волк отпустил его только на одни сутки. Отправился заяц в обратный путь, но тут, как назло, и река разлилась, и война началась, и холера вспыхнула. Заяц летел, как выпущенная стрела, мужественно преодолевая любые препятствия. Наконец, он добрался к волчьему логову, и как раз вовремя – волк схватил невестиного брата и собирался «разодрать его на две половины: одну для себя, другую для волчихи
». В этот миг заяц кубарем скатился вниз. Волк поглядел на него, и решил, «что зайцам верить можно
». Он повелел своим узникам сидеть под кустом и ждать, покуда он их помилует.
И что в итоге?
Заяц — возвращается к волку и тем самым спасает брата своей невесты от смерти.
Волк — решает, что зайцам можно верить, приказывает им сидеть под кустом, дожидаясь помилования.
Заключение
Рассказ Салтыкова-Щедрина служит напоминанием о том, что при любых обстоятельствах нужно помнить о собственном достоинстве, и никому не давать себя в обиду.
После ознакомления с кратким пересказом «Самоотверженный заяц» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Факты[]
- События, которые могут произойти в одноимённой визуальной новелле, если Антон не даст отпор Семёну, очень близки к канону рассказа (хоть это и не значит, что именно эта ветка сюжета является единственной каноничной в игре).
- Евгений Сокарев подтвердил, что рассказ и новелла — это разные произведения.
- В сети имеется множество ложной информации, гласящей, что автор рассказа Дмитрий Мордас так или иначе высказался о том, чем всё закончилось на самом деле, однако на своей странице ВКонтакте он писал следующее: «Рассказ, который вы можете найти в сети окончен. У него открытый финал. Так задумано».
- Вселенной «Зайчика» посвящены несколько коротких рассказов за авторством Дмитрия Мордаса и на данный момент неоконченный роман.
История создания
Сказочный цикл создавался 18 лет и состоит из 32 произведений. Первые тексты напечатали в журнале «Отечественные записки», но в 1884 г. его редакция прекратила свою деятельность из-за проблем с цензурой. В этом же году несколько сказок попали в сборник «XXV лет». До 1886 г. авторские сочинения выпускались журналом «Русские ведомости».
В момент появления сказка «Самоотверженный заяц» имела более узкий смысл. В тот период народные революционеры, выбрав путь предательства, стремились получить царское помилование. Автор в сказке показал цену милости.
Салтыков-Щедрин по своему стилю истолковал древнегреческое поверье о сиракузском тиране Дионисии и мальчике, которого он приговорил к смертной казни за покушение на свою жизнь. Диктатор оценил храбрость юноши и помиловал его. Писателю была знакома эта легенда по известной балладе Шиллера, которую он изучал на лицейском курсе западных литератур.
Краткий сюжет
Пробегал главный герой — заяц мимо волчьего дома. Спешил он на свадьбу и на просьбу волка остановиться еще больше принялся бежать. Лишь за этот поступок хищник приговорил слабое лесное животное ждать под кустом своей участи — пока волк его не съест. Зайчик не стал ничего предпринимать в свое спасение он покорно сидел и ждал смерти. Все это время над его поведением откровенно насмехались волк с волчицей.
Всполошенные родственники переживали, что жених не явился на свадьбу и отправили брата невесты на его поиски. Тот нашел зайца под кустарником и стал рассказывать, про то, как зайчиха мучается и ждет его. Кум принялся уговаривать сбежать, но трусливый отказался, так как испугался. Попались они оба в лапы волка. Волчица принялась уговаривать своего мужа отпустить косого к невесте на несколько дней, чтобы у них появились зайчата, а кума оставить в заложниках.
Довольный и благодарный своим мучителям заяц со всех ног побежал к своей невесте свадьбу играть. Со всеми уговорами родни остаться, он не соглашается. Ведь слово дал, что вернется вечером. Конечно, ему было грустно и печально, но поменять уже нечего нельзя, надо спасать кума.
https://youtube.com/watch?v=1hgzqAfvyxs
Сюжет
Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.
А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит — спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.
Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.
Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.
Михаил Салтыков-Щедрин: Здравомысленный заяц
1
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Здравомысленный заяц
* * *
Хоть и обыкновенный это был заяц, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору. Притаится под кустом, чтоб не видать его было, и сам с собой разговаривает.
– Всякому, говорит, зверю свое житье предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье. Доволен ты или недоволен своим житьем, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего. Нашего брата, зайца, например, все едят – кажется, имели бы мы основание на сие претендовать? Однако, ежели рассудить здраво, то едва ли подобная претензия могла бы назваться правильною. Во‑первых, кто ест, тот знает, зачем и почему ест; а во‑вторых, если бы мы и правильно претендовали, от этого нас есть не перестанут. Сверх препорции все равно не будут есть, а сколько надо – непременно съедят. Статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
На этом заяц обыкновенно засыпал, потому что статистика имела свойство приводить его в беспамятство. Но выспится и опять примется здраво рассуждать.
– Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то больше плодимся. Стало быть, и нам пальца в рот не клади. И летом, и зимой, посмотри на поляну – то и дело, что зайцы вдоль и поперек сигают. Заберемся мы в капустники или в овсы, или около молодых яблонь пристроимся, – пожалуй, и от нашего брата солоно мужичку придется. Да, и за нами, за зайцами, глаз да глаз нужен. Недаром статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
Новый сон, новые пробуждения, новые здравые мысли. Без конца заяц умную свою канитель разводил; и так прикинет, и этак смекнет – и все у него хорошо выходило. И что всего дороже – ни карьеры он при этом в виду не имел, ни перед начальством оригинальностью взглядов блеснуть не рассчитывал (он знал, что начальство, не выслушавши его, съест), а просто‑напросто сам для себя любил солидно, по‑заячьи, обо всем рассудить. Дескать,
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов…
Вот, мол, у нас как!
Сидел он однажды таким манером под кустиком, да и вздумал перед зайчихой своей здравыми мыслями щегольнуть. Встал на задние ножки, ушки на макушку взбодрил, передними лапками штуки‑фигуры выделывает, а языком, слово за словом, точно горох, так и сыплет.
– Нет, говорит, мы, зайцы, даже очень хорошо прожить можем. Мы и свадьбы справляем, и хороводы водим, и пиво в престольные праздники варим. Расставим верст на десять сторожей да и горланим. А волк услышит да и прибежит: «Кто песни пел?..» Ну, тут, натурально, кто куда поспел! Успел улепетнуть – в другом месте пиво вари; не успел – съест тебя волк, как пить даст! И ничего ты с этим не поделаешь. Зайчиха! правду ли я говорю?
– Коли не врешь, так правду говоришь, – ответила зайчиха, которая уже за десятым мужем за этим зайцем была, и все прежние девятеро у нее на глазах напрасною смертью погибли.
– Подлый народ эти волки – это правду надо сказать. Все у них только разбой на уме! – продолжал заяц. – Сколько раз я и говорил, и в газетах писал: «Господа волки! вместо того, чтоб зайца сразу резать, вы бы только шкурку с него содрали – он бы, спустя время, другую вам предоставил! Заяц, хошь он и плодущ, однако, ежели сегодня целый косяк вырезать, да завтра другой косяк – глядь, ан на базаре‑то, вместо двугривенного, заяц уж в полтину вскочил! А кабы вы чередом пришли: „Господа, мол, зайцы! не угодно ли на сегодняшнюю волчью трапезу столько‑то десятков штук предоставить?“ – „С удовольствием, господа волки! Эй, староста! гони очередных!“ И шло бы у нас все по закону, как следует. И волки, и зайцы – все бы в надежде были. И мы бы, и вы бы, и с одной стороны, и с другой стороны… ах, господа, господа!»
Говорил‑говорил заяц и чуть было совсем не зарапортовался, как вдруг услышал, что неподалёчку, в траве, что‑то шуршит. Смотрит, ан зайчиха‑то его давно стречка дала, а лиса‑кляузница легла на брюхо да и ползет на него, словно поиграть с заинькой собралась.
– Вон ты какой, заяц, умный! – первая заговорила лиса, – так ты сладко растабарываешь, что век бы я тебя слушала, и все бы слушать хотелось!
Умен был заяц, а спервоначалу и он обомлел. Стоит на задних лапках, как вкопанный, не то в сторону глазами косит, куда бы стречка дать, не то обдумывает: «Вот оно, когда пришлось с здравой точки зрения на свое положение взглянуть…»
– Голодна, тетенька? – спросил он, стараясь как можно меньше робеть.
1 Читать дальше
О творчестве автора
Изучая творчество Салтыкова-Щедрина, вряд ли можно найти в нём хоть одну детскую сказку. В своих сочинениях автор часто использует такой литературный приём, как гротеск. Суть приёма заключается в сильном преувеличении, доведении до абсурда как образов персонажей, так и событий, которые с ними происходят. Поэтому произведения Салтыкова-Щедрина могут показаться жуткими и чересчур жестокими даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Одним из наиболее известных произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина является сказка «Самоотверженный заяц». В ней, как и во всех его творениях, заложен глубокий смысл. Но прежде чем начать анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», нужно вспомнить её сюжет.
Основные герои и их характеристика
Персонажи сказки являются представителями животного мира. Автор приписывает им поступки, которые они не могут выполнять в обычной жизни. Действующими лицами в сатире являются:
- Заяц.
- Волк.
- Невеста зайца.
- Волчица.
- Брат невесты.
Главный герой, в честь которого названо произведение, — обычный заяц. Он очень спешил на встречу к возлюбленной, но был остановлен волком. Как только зайчонок попал в лапы хищника, он стал его рабом. Есть у центрального персонажа и отрицательные качества. Сначала заяц трусливый и робкий, но когда от его поведения стала зависеть жизнь друга, стал храбрым и самоотверженным. Он прибежал к волку, чтобы спасти товарища.
Волка автор описывает как жестокого, хитрого и беспощадного охотника, который издевался над своими жертвами. Он сумел все рассчитать и заполучил одновременно двух зайцев. На протяжении всего рассказа он подшучивал над слабыми, угрожая их съесть. Волк гордился своей властью и тем, что имел возможность вершить судьбы других.
Зайчиха выступает в книге невестой трусливого зайца. Она хоть и знала, что тот вернется к волку, поскольку дал слово, но все равно хотела выйти замуж за него. Это положительная героиня, готовая всегда поддержать своего избранника.
Хитрая и изворотливая волчица была женой хищника. Она во всем потакала мужу и наблюдала за тем, как он издевается над зайцами. Но доля жалости у нее имелась. Она смогла уговорить волка отпустить серого сыграть свадьбу.
Брата невесты сатирик описывает как любящего родственника, готового на любые поступки ради своей сестренки. Для нее он отыскал жениха и остался в заложниках вместо него. Кроме того, он придумал план, как можно убежать из плена. Брат зайчихи не был трусливым. Если бы он испугался злого хищника, то остался бы дома и не отправился на поиски.
Смысловые и символические аспекты сюжета
Одним из главных символов сказки является заяц, который выступает в роли героя. В заяце автор усматривает образ человека, который по своей природе слаб и боязлив, но при этом способен на самоотвержение ради другого.
Сюжет сказки раскрывает тему скрытого эгоизма и желания обладать властью над другими. Журавль, который оказался в переделке и попросил зайца помочь, в конце сам начал действовать эгоистически и обвинил зайца в воровстве. Таким образом, автор дает читателю возможность сделать вывод о том, что настоящая доброта и самоотверженность не должны теряться на фоне желания обладать властью и делать на других свою волю.
Кроме того, сказка «Самоотверженный заяц» отражает тему настоящей силы и слабости. Заяц по своей природе слаб, но благодаря своей самоотверженности и готовности помочь другому, он становится героем и побеждает в борьбе с журавлем. Таким образом, автор показывает, что настоящая сила не во внешности и физической мощи, а в других качествах, таких как самоотверженность и доброта.
Свадьба
В общем, волк его за это помиловал, разрешил ему навестить свою невесту, и дал ему двое суток, чтобы проститься, но в залог родственничка себе оставил. И пообещал, что если тот все выполнит, то землячка отпустит, а его съест или обоих помилует, при этих словах волк опять хитро ухмыльнулся.
Когда зайчишка прибежал к своим, радости не было предела. Невеста сразу про хворь забыла, родственников полный дом собралось, не знают, куда зятька родного посадить, а тот ни живой, ни мертвый. Рассказал он им свою историю о том, что ему срочно назад надо воротиться. Тетки и сестрицы посочувствовали ему, но сказали, чтобы слово свое держал, потому что в роду их зайцы никогда не обманывают.
Вариант 2
Произведение «Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыкова-Щедрина повествует о взаимоотношении между сильной и слабой стороной характера.
Главными героями рассказа являются волк и заяц. Волк – это властный тиран, который повышает свою самооценку за счет слабости других. Заяц – по своей природе, трусливый персонаж, идущий на поводу у волка.
Рассказ начинается с того, что зайчик торопился домой. Волк заметил его и окликнул. Косой еще сильнее прибавил шаг. За то, что заяц не послушался волка, тот приговаривает его к смертной казни. Но, желая поиздеваться над слабым и беспомощным зайчиком, волк сажает его под куст в ожидании смерти. Волк пугает зайца. Если он ослушается его и попытается сбежать, то волк съест всю его семью.
Заяц напуган больше не за себя, а за свою зайчиху. Он спокойно покоряется волку. А тот просто издевается над жертвой. Он отпускает беднягу к зайчихе всего на одну ночь. Заяц должен сделать потомство – будущий обед для волка. Трусливый заяц должен вернуться к утру, иначе волк съест всю его семью. Заяц покоряется тирану, и делает все, как приказано.
Заяц – это раб волка, выполняющий все его прихоти. Но автор дает понять читателю, что подобное поведение не доводит до добра. Исход все равно для зайца оказался плачевным. А ведь он даже не попытался бороться с волком и проявить храбрость своего характера. Страх затуманил его мозг и поглотил всего без остатка. Заяц оправдывал себя перед своей совестью. Ведь всему его роду присуща трусливость и угнетение.
Автор описывает в лице зайца большую часть человечества. В современной жизни мы боимся принимать решения, нести ответственность, идти наперекор устоям и сложившимся обстоятельствам. Это самый распространенный тип людей, духовно ограниченных и не верящих в собственные силы. Ведь проще приспособиться к плохим условиям. А исход остается плачевным. Хорошо будет только тирану. Борьба – это залог успеха.
Мы, вместе с зайцем, должны бороться с насилием и несправедливостью. Ведь на каждое действие находится свое противодействие. Только так можно победить.
Заключительные мысли о сказке «Самоотверженный заяц»
«Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыков-Щедрина – это не просто детская сказка, но и аллегория на жизнь. В ней автор говорит о сильных и слабых, о тех, кто готов защищать слабых, и о тех, кто предпочитает действовать в своих интересах.
Главный герой сказки – заяц – отдает свою жизнь, чтобы спасти своих друзей, которые оказались в опасности. Это действие символизирует самоотверженность и жертвенность
Автор подчеркивает важность этих качеств и настаивает на том, что люди должны в первую очередь заботиться друг о друге
Также в сказке проявляется тема изменчивости жизни. В начале заяц был самым сильным и быстрый в лесу, но в итоге оказался бессильным перед охотниками. Это напоминает читателям о том, что нельзя быть уверенным в своей силе всегда, и что в любой момент жизнь может всего лишить.
Итак, «Самоотверженный заяц» – это способ напомнить людям о важности самоотверженности и бескорыстия, а также о том, что в жизни нельзя полагаться только на свои силы.
Эта сказка – классика детской литературы, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.
Аннотация[]
Казалось бы, что может случиться в нежную зимнюю пору, когда всё так тихо и безмятежно? Природа забылась крепким сном, ожидая прихода весны. И вот, в один из спокойных вечеров, Антоша буквально на периферии сознания услышал едва различимую необычную мелодию. Любопытство мальчика было столь велико, что на следующий вечер едва заслышав знакомые звуки, он выглянул в окно. На заснеженном лугу танцевали странные люди в масках разных зверей. Но не пришло к Антоше осознание, что знакомство с загадочными танцорами не сулит ничего хорошего. В особенности, если учесть, что они и не люди вовсе…
Сочинение анализ сказки самоотверженный заяц салтыкова-щедрина (идея, тема, смысл)
Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка.
Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели.
В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”). Сказки Щедрина отличаются истинной народностью.
Важно
Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием.
Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе. Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп.
Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя.
Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать).
И сам Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.
Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. ‘Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.
25. Проблематика и идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Дурак».
Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения (под названием «Паршивый»), героем которого должен был бы явиться самоотверженный поборник социальной справедливости, революционер типа Чернышевского или Петрашевского, — эта мысль нашла свое частичное претворение в сказке «Дурак».
В ней представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном соответственно народной сказке образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса.
Совет
Разумеется, жизнь одинокого протестанта, взгляды и поступки которого находились в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки — внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение измученного Иванушки — намекает на административную кару, постигшую героя.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Бежал как-то заяц по лесу к своей невесте, а сзади волк окрикнул. Но косой торопился и не стал останавливаться. Тогда догнал его хищник в три прыжка, поймал, и приговорил к смерти за то, что не остановился заяц с первого требования. А поскольку сам был сыт, и волчица с детенышами тоже не голодные, то велел он зайцу сидеть под кустом и ждать, пока они проголодаются. А может, и помилуют.
И сидел заяц под кустом несколько суток, отсчитывая, когда ж смерть к нему придет. Иногда мимо ходила волчья семья, и супруги смеялись над ним, перешептываясь, а волчата подбегали и шутливо клацали зубами, отчего у бедного зайца и вовсе душа в пятки уходила.
Печалился косой о невесте своей, все боялся, что за это время она другого полюбила.
Но как-то раз ночью прибежал к нему брат невесты с известием о плохом самочувствии зайчихи. Дескать, слегла она от тоски и от известий про беду, стрясшуюся с ее суженым. Посланец уговаривал сбежать вместе. Но жених дал слово волку и уйти не мог.
Тут вылез хозяин и стал допытываться, не сбежать ли они собрались. Узнав в чем дело, волк решает отпустить зайца. Ведь если они так любят с зайчихой друг друга, то и зайчат будет много. А у волчьего семейства как раз дети подрастают и их всех надо чем-то кормить. Но чтобы заяц не сбежал, оставил волк заложником у себя невестиного брата.
Быстро бежал косой, торопился к своей ненаглядной. Преграды перелетал, как и не было их. Вот и дом зайчихи. Обрадовалась она, про болезнь забыла, танцевать начала да блюдами потчевать всякими.
Но заяц сидел сам не свой и торопился в баню и жениться. Рассказал он всем, что приключилось. Расстроились зайцы, но что делать – не было такого в заячьем роду, чтоб слова не держали.
Сделал жених все запланированное, пора и в путь обратно. Но за время пребывания в гостях случились всякие беды: и река разлилась на пути, и война приключилась как раз на поле, где заяц перебегал, и даже холера вспыхнула, и пришлось карантинную цепь обходить.
Бежал жених изо всех сил, в пене и колтунах, не останавливаясь ни на минуту. Все ему мерещилось, как волк съест невестиного брата вместо него.
Вот уже и рассвет настает. Показалось волчье логово и сам хозяин, потянувшийся к заложнику. Сгреб он его и уже собрался разорвать, как заяц кубарем с горы скатился.
Похвалил его тогда волк, что можно верить зайцам на слово. И повелел он зайцам сидеть под кустом и ждать, когда он их помилует.
Ведь сильным да хитрым не так и важно держать свое слово. Можете использовать этот текст для читательского дневника
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Вариант 2
Произведение «Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыкова-Щедрина повествует о взаимоотношении между сильной и слабой стороной характера.
Главными героями рассказа являются волк и заяц. Волк – это властный тиран, который повышает свою самооценку за счет слабости других. Заяц – по своей природе, трусливый персонаж, идущий на поводу у волка.
Рассказ начинается с того, что зайчик торопился домой. Волк заметил его и окликнул. Косой еще сильнее прибавил шаг. За то, что заяц не послушался волка, тот приговаривает его к смертной казни. Но, желая поиздеваться над слабым и беспомощным зайчиком, волк сажает его под куст в ожидании смерти. Волк пугает зайца. Если он ослушается его и попытается сбежать, то волк съест всю его семью.
Заяц напуган больше не за себя, а за свою зайчиху. Он спокойно покоряется волку. А тот просто издевается над жертвой. Он отпускает беднягу к зайчихе всего на одну ночь. Заяц должен сделать потомство – будущий обед для волка. Трусливый заяц должен вернуться к утру, иначе волк съест всю его семью. Заяц покоряется тирану, и делает все, как приказано.
Заяц – это раб волка, выполняющий все его прихоти. Но автор дает понять читателю, что подобное поведение не доводит до добра. Исход все равно для зайца оказался плачевным. А ведь он даже не попытался бороться с волком и проявить храбрость своего характера. Страх затуманил его мозг и поглотил всего без остатка. Заяц оправдывал себя перед своей совестью. Ведь всему его роду присуща трусливость и угнетение.
Автор описывает в лице зайца большую часть человечества. В современной жизни мы боимся принимать решения, нести ответственность, идти наперекор устоям и сложившимся обстоятельствам. Это самый распространенный тип людей, духовно ограниченных и не верящих в собственные силы. Ведь проще приспособиться к плохим условиям. А исход остается плачевным. Хорошо будет только тирану. Борьба – это залог успеха.
Мы, вместе с зайцем, должны бороться с насилием и несправедливостью. Ведь на каждое действие находится свое противодействие. Только так можно победить.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц»
Сказки Салтыкова-Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. В этих коротких произведениях писатель с помощью метафорических образов и намеков показывал пороки самодержавного строя. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века.
Форма сказки была наиболее удобна для обхода цензуры в период политического разгула и наиболее близка и понятна для простого русского человека. И народ понимал остроту «щедринской» сатиры, скрытой за незамысловатой речью и зоологическими масками.
Обратите внимание
Писатель создал новый, оригинальный жанр сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью. В основе сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина лежит сатирическая ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения.
Образы героев по сути дела представляют собой воплощения типов людей России конца 19 века.
В большинстве сказок Салтыкова-Щедрина главными действующими лицами выступают звери: пескари, воблы, медведи… Одним из сатирических произведений на «звериную» тему является «Здравомысленный заяц».
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Он считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен».
В пылу этого философствования заяц был пойман Лисой, которой наскучило слушать умные речи, и хищница, не задумываясь, съела говорливого зверя. Герои произведения являются типичными действующими лицами во многих народных сказках, где Заяц и Лиса противопоставлены друг другу. Однако, эта сказка – не очередное сказание о лисьей хитрости и заячьей глупости и трусости.
Прототипом главного героя в «Здравомысленном зайце» является не благородный и умный идеалист-философ, а обыватель-трус, надеющийся на доброту угнетателей.
Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью: «А может быть, волк меня… ха-ха…
и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».
Важно
Основная мысль сказки, на мой взгляд, заключается в том, что не всегда разумные и «здравомысленные» размышления способны разрешить проблемную ситуацию.
В большинстве случаев нужно действовать, а не разглагольствовать, а в случае с Зайцем – бежать, спасать жизнь, а не надеяться на жалость и благородство Лисы.
Рассуждения Зайца нельзя назвать бессмысленными и не относящимися к делу, он имеет свою точку зрения и высказывает свои мысли. Но здравомыслие, приправленное чрезмерной болтливостью и хвастовством, не спасло трусливую шкуру Зайца.
В большинстве своих сказок, в том числе и в «Здравомысленном зайце» Салтыков-Щедрин использовал прием гротеска – изображение жизни, при котором отрицательное рисуется в обнаженном, преувеличенном виде.
Также в этой сказке автор прибег к аллегории: в образе Зайца он нарисовал трусливого обывателя, в образе Лисы – представителей угнетающего класса.
Читать произведения легко и интересно из-за множества народных поговорок, пословиц, иносказаний, которые метко передают смысл и вызывают у читателя ироническую улыбку.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Салтыкова-Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.