«прощание с матерой» распутина: традиции или прогресс?

«прощание с матерой». краткое содержание (в. г. распутин)

Краткое содержание

Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.

Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».

Главные герои:

  • Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
  • Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
  • Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
  • Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
  • Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
  • Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
  • Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
  • Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.

Главы 1-5

На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.

Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.

Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.

Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.

Главы 6-10

Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.

Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.

Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.

Главы 11-16

С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.

Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.

Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.

Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.

Главы 16-22

На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.

Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.

Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.

На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.

Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.

Посягательство на святое

По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.

Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.

Глава 21

Настасья вернулась в Матеру с плохими новостями. Муж умер. Не смог прижиться на новом месте. Тоска заела его, есть перестал, болел долго. Старухи долго не могли поверить, что Егора нет. Крепкий, здоровый мужик не смог вынести душевной боли, разъедающей его изнутри.

Глава 21

Павел покидает Матеру, пообещав вернуться и забрать старух через два дня. Поджигатели тоже уже уехали.

Весь остров выжжен. В старом бараке в темноте сидят старухи, Колька и Богодул. Настасья рассказывает, что умер Егор. Она не представляет себе, как будет жить одна в городской квартире. Дарья советует ей взять к себе Симу с внуком.

Глава 4

На следующий день к Дарье вновь приходит Богодул. За чаем старуха вспоминает родителей, легендарную историю о строительстве на Матере церкви.

После долгого разговора старуха внезапно торопится уйти из дома. Поднявшись на возвышенное место, она с горечью смотрит на Матеру, Ангару, противоположные берега. Дарья никак не может избавиться от мысли, что очень скоро весь привычный с детства мир будет уничтожен.

Глава 17

Петруха нашел для себя занятие по душе, поджигать чужие хаты. Люди сами просили его об этом, да и копеечку платили за поджог. Катерина ругалась на него, но в душе понимала, что Петруха уже не изменится. С тем что он спалил свою избу, она уже смирилась, а вот простить за то, что он жжет чужие, не могла.

Глава 16

На уборку колхозного урожая приезжают наемные работники. Каждый вечер в деревне раздаются пьяные выкрики, случаются драки. Санитарная бригада начинает сжигать все на соседнем с Матерой маленьком островке Подмоге. Материнцы спешно переправляют на большую землю домашнюю птицу и скот.

Однажды кто-то поджигает мельницу. Сразу после этого Клавка уговаривает мужиков подпалить ее дом. Напуганная Сима вместе с Колькой переселяется к Дарье. Три старухи и один ребенок теперь живут вместе.

Лишь Богодул ничего не боится. Взяв у Дарьи берданку без патронов, он демонстративно ходит перед приезжими, злобно матерясь на них.

Жанр

Жанр произведения «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим, писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

«Прощание…» было написано Валентином Распутиным в 1976 году, это время можно по праву назвать временем упадка и разрухи советской деревни. В ту пору шла активная кампания по уничтожению «неперспективных деревень», что вызывало у писателей-деревенщиков глубокую тревогу за традиции и своеобразный национальный уклад деревенской жизни, который вот-вот мог исчезнуть под влиянием города.

Так, в основу сюжета «Прощания с Матерой » В.Г Распутин положил реальную историю о строительстве гидроэлектростанции на реке Ангара, в результате которого оказались затопленными несколько окрестных деревень. Жителям этих мест волей-неволей пришлось переселиться в соседние города, переезд для большинства сельских жителей оказался очень болезненным и морально тяжелым.

Но кроме проблемы вымирания деревни В. Распутин в «Прощании…» поднимает и ряд других проблем. Это «вечные» проблемы нравственного характера: взаимоотношение поколений, память и забвение, совесть, поиск смысла жизни.

В. Распутин в своей повести показывает взаимосвязь нравственности народа с его прошлым и окружающими местами, малой родиной. В понимании писателя без малой родины человек не может жить по-настоящему, ведь родная земля дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. И поэтому отрыв человека от родной земли, корней, традиций для В. Распутина равносилен утрате совести. Это осознают пожилые герои повести, в первую очередь, главная героиня — старуха Дарья.

Эта носительница многовековых традиций не в силах навсегда расстаться с обжитым местом, ведь в избе, которой она прожила всю свою долгую жизнь, жили еще ее дед и бабка. В этих старых стенах прошло ее детство, радостные годы материнства и замужества, тяжелое время войны. Неслучайно образ дома в повести изображен, словно одухотворенный и живой. Другие старики также остаются верными родной Матере. В. Распутин приводит красочное сравнение стариков со старыми деревьями, которые взялись пересаживать. Весьма символична смерть, казалось бы, совершенно здорового старика Егора, которая происходит в первые недели после его отъезда из Матеры. Молодое же поколение, живя будущим, совершенно спокойно расстается с родными местами.

Так, сын Дарьи Павел понимает страдание старой матери, однако он не находит времени, чтобы помочь облегчить их (выполнив просьбу Дарьи о перевозе могил ее родни). А внук Дарьи Андрей оказывается и вовсе безразличным к горю пожилого поколения по родным местам, он уезжает на строительство платины, в результате которого и будет погублена Матера. Так происходит распад семьи, за которым, по мнению автора «Прощания…» логически последует крушение народа и всей страны. И оттого Матеру можно считать не только названием одной деревни, но и символическим наименованием страны и образа матери-земли, в целом.

В. Распутин хочет показать, что в корне неверно достигать новых целей (пусть и таких значимых, как развитие промышленности) ценой предательства своего прошлого, мотивируя это словами Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни».
Таким образом, повесть можно назвать криком души о заглублении деревень и людей, которых насильно выселили с родных мест. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека.

Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина

Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем

Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия

Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны

Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия. Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.

После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди. Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.

Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот

В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.

Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС. Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов. Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.

Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.

Популярные сегодня темы

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить

В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.

Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается

Новокузнецк находится в Кемеровской области, и считается гегемоном в области промышленности. В нем шесть районов, центральный из которых был оброазован в 1941 году. Города окружён горами и протянут реками и водотоками.

4 — 6

Богодула знали давно — он менял в окрестных деревнях мелкую бакалею на продукты. Матёру он выбрал своим последним пристанищем. Зимой Богодул жил то у одной, то у другой старухи, а летом перебирался в колчаковский барак. Несмотря на постоянную матерщину, бабки любили его и наперебой привечали, а старики недолюбливали.

Внешне Богодул не менялся много лет и был похож на дикого лесного человека. Ходили слухи, что он поляк и бывший каторжник, сосланный за убийство, но доподлинно о нём ничего не знали. О переселении Богодул и слушать не хотел.

Дарья тяжело пережила разорение кладбища, ведь там лежали все её предки. Она не доглядела, допустила разорение, а скоро и вовсе всё водой зальёт, и ляжет Дарья в чужую землю, вдали от родителей и дедов.

Родители Дарьи умерли в один год. Мать — внезапно, а отец, придавленный мельничным жерновом, долго болел. Об этом Дарья рассказывала зашедшему на чай Богодулу, сетовала, что истончили, истрепали люди совесть так, что «и владеть ей не способно», только для показу и хватает.

Потом Дарья пустилась в воспоминания о Матёре и своей семье. Её мать была не местной, отец привёз её «с бурятской стороны». Воды она боялась всю жизнь, но теперь только Дарья поняла, к чему был тот страх.

Дарья родила шестерых детей. Старшего забрала война, младшего зашибло деревом на лесоповале, дочь умерла при родах. Осталось трое — два сына и дочь. Старший сын, пятидяси­тилетний Павел, теперь жил на два дома и приезжал изредка, уставший от царившего в свежеис­печённом совхозе беспорядка. Дарья просила сына перенести к посёлку могилки родителей, тот обещал, но как-то неуверенно.

Посёлок, в который съедутся люди из двенадцати подлежащих затоплению деревень, состоял из двухэтажных домиков, в каждом — по две квартиры в два уровня, соединённых крутой лесенкой. При домиках — крохотный участок, погребок, курятник, закуток для свиньи, а вот корову поставить было негде, да и покосов с выгонами там не было — посёлок окружала тайга, которую сейчас усиленно корчевали под пашни.

Тем, кто переезжал в посёлок, выплачивали хорошую сумму при условии, что они сами сожгут свой дом. Молодые дождаться не могли, чтобы «подпалить отцову-дедову избу» и поселиться в квартире со всеми удобствами. Получить деньги за избу спешил и Петруха, беспутный сын старухи Катерины, но его дом объявили памятником деревянного зодчества и обещали увезти в музей.

Хозяин Матёры, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», которого не могли увидеть ни люди, ни звери, тоже предчув­ствовал, что острову приходит конец. По ночам он обходил деревню и окрестные поля. Пробегая мимо барака Богодула, Хозяин уже знал, что старик живёт последнее лето, а у хаты Петрухи он почувствовал горький запах гари — и этот древний дом, и остальные избы готовились к неминуемой гибели в огне.

Сочинения

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была написана писателем еще в 1976 году, раскрывает нам самые разнообразные проблемы. Прежде всего, в произведении затронуты проблемы экологии, показаны последствия развития научно-технического прогресса и подняты вопросы человеческого существования.

Распутин Прощание с Матерой краткое содержание

Для того чтобы познакомиться с произведением Распутина «Прощание с Матерой» и сделать анализ, можно прочитать работу Распутина «Прощание с Матерой» в кратком содержании. Итак, согласно краткому содержанию, мы попадаем на остров Матеру, где живут люди своей жизнью, обрабатывают землю, но, в связи со строительством гидроэлектростанции, им сообщают о необходимости переселения в другое место, так как их родной уголок будет затоплен. Молодое поколение данную новость воспринимает хорошо, а вот для стариков жить в городе, отказаться от родных мест, забыть о прошлом – хуже смерти.

Долго они никуда не переезжают, защищают жилье и могилы, которые стали разрушать, спиливая ограды и кресты. Но, старики отстояли могилы, хотя, переселение неизбежно. Люди живут в своих домах до последнего. Уже неоднократно приезжали дети, чтобы забрать родителей в город, где живется хорошо, но старики отказываются

Для них очень важно оставаться здесь, как можно дольше

Последний раз на остров приезжают для того, чтобы собрать урожай, забрать скот, вещи, предметы быта, а также, чтобы сжечь свои дома, при этом внук главной героини успокаивает бабушку тем, что ГЭС принесет пользу и такая жертва, как затопление острова, это небольшая плата за будущее. Он говорит, что эти перемены только к лучшему. Вот только сложно переживают старики переезд, мало того, дед Егор и вовсе умирает, настолько сложно ему дался переезд, а тоска свела его в могилу.

Заканчивается повесть Распутина «Прощание с Матерой» тем, что председатель острова, узнав о том, что не все старики покинули остров, едет за ними на катере. А далее мы можем лишь предполагать, чем завершается произведение Распутина. Ведь дальше автор ничего не пишет.

Работа Распутина «прощание с Матерой» интересная и вызывает бурю эмоций. Мы переносимся на остров к главным героям и переживаем вместе с ними. Автор настолько хорошо передал все их чувства, что невольно хочется протестовать вместе с ними, стать на их защиту и остановить процесс запуска ГЭС. Но, все мы бессильны. Процесс запущен, да и цели благородные, ведь ГЭС обеспечит электричеством всю страну. Но, цена здесь очень большая – стереть с лица земли сибирское село, лишив людей не просто родного уголка, а всю их историю.

Для стариков – это трагедия. Переехать в город для них – это что-то ужасное и почему-то администрация не может понять все чувства пожилых людей, не понимают, насколько больно видеть старым людям, как разоряются могилы их пращуров, как рушатся надежды, как ломается их судьба. Мы видим, насколько велика любовь людей к их малой Родине, но, тут же автор показывает, как могут ослабевать связи с родными местами в зависимости от поколения.

Распутин Прощание с Матерой герои

Если говорить о произведении Распутина «Прощание с Матерой» и о его героях, то в первую очередь стоит упомянуть стариков, среди которых коренная жительница острова восьмидесятилетняя старуха Дарья. Это мудрая женщина, которая много чего повидала в жизни и не желала предавать свою малую Родину, оставаясь на острове до конца. Далее Сима, Настасья, Катерина, Богодул – это все старики острова, жители, с которыми никто не считался, лишь поставили перед фактом переезда.

Павел – сын Дарьи. Женатый и имеет семью. Он с женой хорошо воспринял информацию о переезде и, даже больше, в новом месте им живется лучше.

Андрей – сын Павла, внук Дарьи. Это уже молодое поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а островом, ради благого дела, можно и пожертвовать.

Хозяин – сказочное существо, которого никто не видит, но, он каждый вечер делает обход острова и охраняет его от бед и невзгод.

Так, в повести мы увидели отношения поколений, разные взгляды на одну и ту же проблему, различия двух укладов жизни: городского и деревенского, отношение властей и народа.

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

А какую оценку поставите вы?

7 — 9

Пришла пора уезжать Настасье. Со своим домом она прощалась трудно, не спала всю ночь, и вещи не все забрала — в сентябре она собиралась вернуться, чтобы выкопать картошку. В доме остался весь нажитый дедами скарб, ненужный в городе.

Утром дед Егор увёз плачущую Катерину, а ночью загорелась Петрухина изба. Накануне он вернулся на остров и велел матери съезжать. Катерина ночевала у Дарьи, когда начался пожар. Дарья была старухой с характером, крепкой и авторитетной, вокруг которой собрались оставшиеся в Матёре старики.

Столпившиеся вокруг горящего дома матёринцы молча смотрели на огонь.

Петруха бегал между ними и рассказывал, что изба загорелась внезапно, а он чуть не сгорел заживо. Народ знал Петруху как облупленного и не верил ему. Только Хозяин видел, как Петруха поджог родной дом, и чувствовал боль старой избы. После пожара Петруха исчез вместе с полученными за дом деньгами, а Катерина осталась жить у Дарьи.

Зная, что мать теперь не одна, Павел приезжал ещё реже. Он понимал, что плотину построить необходимо, но, глядя на новый посёлок, только руками разводил — настолько нелепо он был построен. Аккуратный ряд домиков стоял на голом камне и глине. Для огорода нужен был привозной чернозём, а неглубокие погреба сразу же затопило. Видно было, что посёлок строили не для себя и меньше всего думали, удобно ли будет в нём жить.

Сейчас Павел работал бригадиром, распахивал «бедную лесную землицу», жалел о богатых землях Матёры и думал, не слишком ли это большая цена за дешёвую электро­энергию. Он смотрел на ни в чём не сомневающуюся молодёжь и чувствовал, что стареет, отстаёт от слишком быстрой жизни.

Жена Павла, Соня, была в восторге от «городской» квартиры, но Дарье здесь никогда не привыкнуть. Павел знал это и боялся того дня, когда ему придётся увозить мать с Матёры.

Главы 16—18

На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».

Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.

Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.

Настасья не приехала, и старухи сообща убрали её огород. Когда Павел увёз корову, Дарья отправилась на кладбище, оказавшееся разорённым и выжженным. Найдя родные холмики, она долго жаловалась, что именно ей выпало «отделиться», и вдруг словно услышала просьбу прибрать избу, перед тем как проститься с ней навсегда. Представилось Дарье, что после смерти она попадёт на суд своего рода. Все будут сурово молчать, и заступится за неё только погибший в малолетстве сын.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание И дольше века длится день Айтматов

    Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Чехов Размазня

    В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает

  • Краткое содержание Чудак из 6 б Железников

    У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется

  • Краткое содержание Три девушки в голубом Петрушевская

    Три девушки живут в летнее время года со своими детьми на даче. Светлана и Ирина воспитывают своих собственных детей одни, потому что их троих женщин, муж присутствовал только у Татьяны.

  1. В центре повести, несомненно, стоит фигура Дарьи
    Пинигиной
    , восьмидесятилетней старухи, которая находится в своем уме. Именно поэтому односельчане в любых сложных ситуациях идут к ней за советом. Она – этакий негласный лидер, за которой тянутся старожилы и прислушиваются к ее мудрым речам.

Очень краткий пересказ повести «Прощание с Матерой»

На Ангаре идет строительство новой ГЭС. Огромные территории подлежат затоплению, в их числе – остров, на котором расположена древняя деревня Матера. Большая часть жителей уже покинула остров. Остаются в деревне лишь несколько стариков и детей.

Остров должен быть полностью очищен к середине сентября. Летом многие материнцы в последний раз приезжают на родину на покос. Убирать колхозный урожай хлеба и картофеля поручено наемным работникам.

Во время уборки на Матере начинает работать санитарная бригада, сжигающая все дотла. Старухи ежедневно печально наблюдают, как выгорает остров.

В последнюю ночь перед прибытием государственной комиссии на дымящемся острове остается лишь один барак, в котором ютятся четыре старухи, мальчик Колька и Богодул. Чтобы забрать их с Матеры, ночью выходит катер, но сразу же теряется в тумане.

В непроницаемой мгле потерянными чувствуют себя как люди на острове, так и те, кто хотел их вывезти на большую землю.

Главы 1—3

Для деревни Матёры, стоящей на острове с таким же названием, наступила последняя весна. Ниже по течению строили плотину для гидроэлек­тро­станции, и на месте острова разольётся огромное водохранилище. В этом году хлеба сеяли не на всех полях, а многие матёринцы уже жили на два дома, наезжая в деревню, только чтобы посадить картошку. Деревня «повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода».

Остров в форме утюга растянулся по Ангаре на пять вёрст. С нижнего конца к нему притулился островок Подмога, где у матёринцев были дополни­тельные поля и сенокосы. На своём веку Матёра повидала и бородатых казаков, и торговых людей, и каторжников. От колчаковцев на верхнем конце острова остался барак. Была и церквушка, построенная на деньги похороненного здесь же купца, которую «в колхозную пору приспособили под склад», и мельница. На старом пастбище дважды в неделю садился самолёт — возил народ в город.

Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.

К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.

Дарья и Настасья были местными, а Сима приехала на Матёру в поисках «старика, возле которого она могла бы греться», но единственный в деревне бобыль испугался немой Симиной дочки Вальки. Сима поселилась в пустующей избушке на краю деревни. Валька выросла, родила неизвестно от кого сына и бросила его, бесследно исчезнув. Так и осталась Сима с пятилетним внучком Колькой, диким и молчаливым.

Настасья с мужем Егором остались на старости лет одни: двух сыновей забрала война, третий провалился с трактором под лёд и утонул, а дочь умерла от рака. Настасья начала «чудить» — наговаривать невесть что на своего старика: то он угорел до смерти, то кровью истёк, то плакал всю ночь. Добрые люди не замечали Настасьиной «свихнутости», злые издевались. «Со зла или от растерянности» дед Егор поменял свой дом не на посёлок, а на квартиру в городе, где строились дома для одиноких стариков. Ему и бабке Настасье предстояло первыми попрощаться с Матёрой.

Старухи мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Матёринцы ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпид­станцией, чтобы очистить затопляемые территории.

Собравшийся со всей деревни народ остановил рабочих. Напрасно председатель сельсовета Воронцов объяснял, что так положено. Матёринцы отстояли кладбище и весь вечер прилаживали обратно кресты на родных могилках.

Глава 6

С наступлением ночи на остров выходил его Хозяин. Маленькое существо по размеру не крупнее домашней кошки. Каждый день он хозяйским глазом осматривал свои владения. Все о нем знали, но никто в глаза не видел. Зато он знал всех до одного жителей острова и был в курсе, происходящих на нем событий.

Глава 18

После окончания сенокоса буйная бригада уезжает, спалив на прощание деревенскую контору. Взамен их на уборку колхозной картошки присылают школьников и женщин. Многие материнцы приезжают выкопать свои участки.

Санитарная бригада, покончив с Подмогой, перебирается на Матеру. Остров все время окутан дымом от горящих лесов. Очень скоро очередь дойдет до самой деревни.

Дарья идет на кладбище попрощаться с родными. Там остались лишь одни могильные холмики. Мысленно разговаривая с родителями и пытаясь вымолить у них прощение, Дарья внезапно осознает свою ответственность за остров. Она решает оставаться на Матере до самого конца.

Кратко об истории создания произведения «Прощание с Матерой»

Произведение было написано в 1976 г. на основе реальных событий. При строительстве Ангарского каскада ГЭС действительно подлежали затоплению многие деревни, жители которых были вынуждены переселяться. Эта участь постигла и родной поселок Распутина, который описал эту человеческую трагедию в своей повести.

Глава 9

Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней» , так как теперь матери будет помощь.

Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно» . «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою» : она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась» . «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай» .

Глава 3

Дед не соврал. На кладбище вовсю орудовала санитарная бригада, приглашенная санэпидстанцией. Они ужа заканчивали стаскивать все в одну кучу, чтобы потом сжечь. Вся деревня сбежалась посмотреть на это зрелище. Возмущенные жители пытались остановить этот беспредел. Рабочие пытались оправдаться, что их действия правомерны. На их стороне сам председатель Воронцов, но на разгневанную толпу их слова никакого воздействия не оказали. Материнцам удалось прогнать вандалов. До поздней ночи старухи ползали по кладбищу, втыкая кресты на место.

Глава 17

Старухи узнают, что беспутный Петруха все-таки нашел работу себе по душе: поджигать дома в другой деревне. Слушая подруг, Дарья понимает, что у Катерины и Симы еще остается цель, не дающая им умереть. Первая надеется, что сын когда-нибудь образумится, вторая должна заботиться о внуке. Сама Дарья уверена, что после затопления Матеры ей больше незачем жить.

Глава 2

Каждый день в обреченной деревне собираются на чаепитие три старухи: Дарья, Настасья и Сима. Самая старшая из них Дарья. К ней изредка приезжает сын Павел, уже давно живущий в совхозе. Настасья живет со стариком Егором, который уже подписал бумаги на переезд в город.

Сима недавно появилась на острове. Она хотела подыскать себе мужа на старости лет, но ничего не получилось. У Симы была немая дочь Валька, которая прижила ребенка и исчезла. Старуха в одиночку воспитывает робкого и молчаливого внука Кольку.

В избу вбегает Богодул и сообщает, что какие-то люди уничтожают кладбище.

Глава 15

Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: