Здесь Вы можете ознакомиться и скачать КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ К статуе Петра великого: читать по главам.
Поэма переносит нас в 1702 год. Царь Петр отправился в Архангельск, куда также пришли шведы с угрозами. Узнав о приезде царя, шведы испугались и сами испугались. Дальше Петр отправился в путешествия, где посетил многие земли. Он пророчествовал, что с русской земли восстанут Колумбы, которые покорят весь мир.
Однажды в плавании Петр встретил морского царя, который наделил царя властью над морями.
Когда царь возвращается в родные земли, то он встречается с главенствующим церкви, и тот его благословляет.
В следующих главах нам показаны события, которые разворачиваются вокруг бунтов. Первый бунт касался царевны Софии, которая претендовала на трон и хотела устроить двоецарствие. Также там был бунт из-за лживой сплетки об убийстве царевича Иоанна. София яро хотела продолжения бунта, поэтому всячески пыталась его продлить.
В этой смуте погибли многие. Конец бунта заключался в том, что Петр и Иоанн вместе стали царствовать. Их обоих благословили.
Вторая песнь посвящена воинству российскому. Необходимо было вернуть Давнюю русскую крепость, которая раньше была отнята. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
В поэме идет подробное описание этой облоги. Шведы пытались оговориться, просили отпустить жен. Но русские не соглашались. Они снова и снова наступали, теряли своих солдат, но продолжали бороться. Шведам тоже было очень сложно.
Россияне победили, но не стали убивать всех шведов. Они отпустили всех выживших с миром, чтобы они передали своему королю о силе и мощи возрожденной Руси.
Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних побеждал и внешних сопостатов; И, словом, се есть Петр, отечества Отец. Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров К утехе Россов всех, но кто он был таков, Гласит сей град и флот, художества и войски, Гражданские труды и подвиги геройски.
Металл, что пламенем на брани устрашает, В Петровом граде се Россиян утешает, Изобразив в себе лица его черты; Но если бы его душевны красоты Изобразить могло притом раченье наше, То был бы образ сей всего на свете краше.
Зваянным образам, что в древни времена Героям ставили за славные походы, Невежеством веков честь божеска дана, И чтили жертвой их последовавши роды, Что вера правая творить всегда претит, Но вам простительно, о поздные потомки. Когда, услышав вы дела Петровы громки, Поставите олтарь пред сей геройский вид; Мы вас давно своим примером оправдали Чудясь делам его, превысшим смертных сил, Не верили, что он един от смертных был, Но в жизнь его уже за бога почитали.
-
День счастья завтра краткое содержание
-
Эссе математика в окружающем нас мире в доу
-
Медиагуру в доу конкурс
-
Любовь под надзором краткое содержание
- Орлахская крестьянка одоевский краткое содержание
Краткое содержание
Стихотворение начинается с описания, что лирического героя мучает бессонница. Он недолго промучился и нашел выход: прочел список кораблей из поэмы Гомера «Илиада». Суден было очень много и пока он их вспоминал, представлял корабли чем-то вроде поезда или журавлиного клина.
Постепенно его мысли переключились на Троянскую войну. Люди отправились в другие страны для завоевания и покорения земель. Он упоминает пену на голове царей и это отсылка к появлению Афродиты. Она появляется именно из пены и символизирует любовь.
Ахейцами двигало не стремление завоевывать. Они хотели получить Троянскую Елену. Именно из-за женщины разгорелась война, умерло много людей. В последнем катрене лирический герой противопоставляет море и Гомера. Что бы человек не делал, он не сможет отказаться от душевных мук, ведь все в мире движимо любовью. Шум моря вернул героя в реальность, где он лежит в кровати и перечисляет названия кораблей.
Стихотворение выражает одну главную мысль — ради любви люди отправились на войну. Они не испугались умереть и не побоялись отправиться к чужим землям.
Государство в образе Медного всадника
Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.
Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».
Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.
Образ Петра Первого до сих пор вызывает противоречивые эмоции у современников. Нельзя не признавать его заслуг перед Россией, ума и силы, но и закрывать глаза на страдания народа, на плечи которого ложились вся последствия реформ — так же невозможно. Как относиться к нему, решайте сами, а А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал разностороннюю и многогранную личность императора, которая описана также в сочинении «Образ Медного всадника».
Суть поэмы
Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.
В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).
Жанр, размер стиха и композиция
Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.
Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.
Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.
М.В. Ломоносов (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 42-50)
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро одарен? Какие из его произведений Вам известны? О чем они?
М.В. Ломоносов сначала учился в Славяно-греко-латинской академии, далее в Киевской академии, потом продолжил образование в Германии.
Ломоносова называют ярким примером «универсального человека», которого интересовало буквально все. Он сделал открытия во многих областях науки: химия, физика, астрономия, филология. Он смог заново открыть секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и обобщал факты в исторические труды. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно занимался картографией. Трудно переоценить его вклад в развитие и становление литературного языка: он вывел правила стихосложения и сам был автором многих поэтических произведений.
Стихотворные произведения Ломоносова мы изучали в предыдущих классах. В 5 классе – «Случились вместе два астронома в пиру…» (это басня о споре Коперника и Птолемея о вращении Земли и Солнца, который был разрешен поваром на примере жаркого и очага), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).
2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать рядом с великими учеными мира?
Ломоносов обладал мощным умом, наблюдательностью, способностью к обобщениям, трудолюбием, настойчивостью, стремлением доводить дело до конца, искренностью, страстностью, правдивостью. Ломоносов был одарен красноречием, безусловным педагогическим талантом. Он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы.
3. Что явилось целью жизни Ломоносова?
Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал все для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.
4. Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров: героические поэмы, оды, трагедии, драмы, сатиры, письма, элегии, комедии, эпиграммы, песни, басни.
К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.
До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно- славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер: «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».
Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «понеже». Употреблять «простой» язык в книжном сочинении считалось невежеством и необразованностью.
Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность
Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг
Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным теорию «трёх штилей».
Высокий стиль – героические поэмы, оды, трагедии
Средний стиль – драмы, сатиры, письма, элегии
Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни, басни
5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?
Александр Сергеевич Пушкин так написал о великом ученом: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
6. Прочитайте произведения М. В. Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.
Стихи М. В. Ломоносова в XXI веке читаются очень трудно, потому что поэт использует много непривычных слов и речевых оборотов. Самое удивительное, что в его поэтических произведениях всегда поднимаются сложнейшие вопросы мироздания, видимо, написание стихов было для него ещё одним способом познать тайны природы и как-то оформить их. В ломоносовских одах ощущается восхищение великими делами, оды полны гордости за великую России и лишены какого бы то ни было лицемерия и фальши.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 9 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Текст и анализ «К Чаадаеву» А.Пушкин
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца. в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.
Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I. который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.
Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия
При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя
Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.
Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена»
Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами
Характеристика основных образов
В произведении Александр Сергеевич определил двух основных персонажей. Первый это монарх, которого поэт сравнивает с тираном, что поставил себя выше закона. Для него законы устанавливает власть, а не природа. Из правителя Пушкин делает отрицательного героя и отводит для него не самые лестные обращения: «Владыка», «неправедная Власть», «Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле», «злодей.
По мнению автора, русский монарх стал управлять страной не по справедливости, а потому и правит он недостойно. Его на эту должность назначила не высшая сила, но он все равно ведет себя словно Всевышний, владыка земли, которому все дозволено. Такая позиция неверна и абсолютная власть может повлечь за собой только развращение души и потерю чувства ответственности перед своим народом.
Лирический герой оды отражает идеи и волнения самого Пушкина. По его выражениям сразу становится ясно, несмотря на то, что Александру Сергеевичу на момент написания поэмы едва ли исполнилось восемнадцать, он патриот и абсолютно сознательный ее гражданин и член общества. Он очень переживает за судьбу народа и за себя, как за ее часть. Его волнует будущее России, а потому он желает бороться против несправедливости во имя общего блага и призывает к этому людей.
В то же время в словах Пушкина ощущается юношеская страсть, чрезмерный гнев, возмущение нынешним положением граждан и надежда на светлое будущее. Еще с первой строфы понятно, что поэт больше не желает иметь ничего общего с «изнеженной лирой». Он другой и волнуют его другие проблемы, народные и государственные.
История создания
Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Художественные приемы
Стих написан в жанре элегия и на это указывает то, что автор размышляет над экзистенциальной проблемой. В тексте чувствуется свойственная лирическому герою сосредоточенность — именно это является чертой работ Мандельштама. Стихотворение написано шестистопным ямбом.
В композиции текста можно выделить несколько частей:
- Описание бессонницы.
- Обращение к Гомеру.
- Размышления о любви.
Стих имеет форму монолога лирического героя. В тексте можно найти множество риторических вопросов. Они отражают размышления и смятение автора. При написании стихотворения Мандельштам использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — поэт называет паруса тугими, пену божественной, море черным;
- метафоры — автор описывает вереницу кораблей, как поезд и журавлиную стаю;
- сравнение — Мандельштам сравнивает судна с клином журавлиным.
Стихотворение написано простым языком, но от этого оно не становится менее прекрасным.
В стихотворении герой пытается найти ответ на вопрос: правда ли любовь способна управлять всем в мире. Поэт воспринимает это чувство как нечто жертвенное и кровожадное. Ради нее нужно положить на алтарь все. Именно так произошло с ахейскими мужами. Стихия уничтожала корабли, люди умирали на войне. Все ради одного великого чувства любви.
Герой словно удивляется тому, как ради отношений разные народы отдавали свои жизни. Сам Мандельштам не готов положить все на алтарь. Но у него есть почва для размышлений.
В конце стихотворения автор делает главный вывод — все в мире движимо любовью. Но на многие вопросы у поэта пока нет ответа, поэтому ему только и остается, что мучиться бессонницей и считать корабли.
Ключевая идея
Продолжая анализ «Вольности» Пушкина следует отметить, что главный смысл произведения — это протест против самодержавия. Ведь один человек не должен абсолютно управлять судьбами других, особенно если это право досталось ему в наследство, а не за особые заслуги и качества. Автор в поэзии рассказывает о несправедливости закона, перед которым не все люди равны.
Главная идея произведения — монарх обязан соблюдать закон, но не придерживается его, так как держит в своих руках слишком много власти, а страдает от этого народ. Если государь не в состоянии придерживаться закона и ограничивает собственный народ — его необходимо свергнуть.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 30.11.2023 20:31 9 Корнеенко Валерия
(АНАЛИЗ) произведения Бориса Екимова Анализ, не большой слов 100!!!
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:24 4 Смирнов Евгений
Что понял Филька с рассказа бабушки
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:21 4 Белоусов Данил
Почему Вася перестал ходить к Валеку и Марусе? Какое «дело» задержало Валека в городе? Почему он
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:17 20 Сибирёва Яна
Написать мини-сочинение «Поэзия — это тяжелый физический труд или состояние души»?
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:12 21 Шкульков Владимир
Какая идея произведения К.Паустовского «Теплый хлеб». Какой вывод ты сделал (а) для себя, прочитав
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:08 8 Басов Саня
Какие эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и тп. в стихотворении заповедь киплинга
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:08 4 Подгайно Аня
Опиши главную героиню произведения К. Паустовского «Корзинка с еловыми шишками».
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:07 12 Юрченко Никита
Написать рассуждение на тему:Мой любимый предмет. (физкультура) не с интернета плиззз
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:00 21 Богдан Максим
Что такое физическое изящество?
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 19:59 26 Ивакин Никита
Помогите пожалуйста очень срочно Задание по выбору. Краткий пересказ от лица героя. Кратко
Ответов: 2
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» для 9 класса
Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 году. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаадаеву». Жанр — дружеское послание.
В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.
Сюжет. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет «власти роковой» (ужесточение политики императором после войны 1812 года) заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призваньё отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы. », бороться за ее свободу. В конце стихотворения выражается вера в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Новаторство Пушкина состоит в том, что в этом стихотворении он соединил гражданственный, обличительный пафос с почти интимными переживаниями лирического героя. Первая строфа заставляет вспомнить образы и эстетику сентименталистской и романтической элегии. Однако начало следующей строфы резко меняет ситуацию: разочарованной душе противопоставлена душа, полная мужества. Становится ясно, что речь идет о жажде свободы и борьбы; но в то же время фраза «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Третья строфа соединяет образы политической и любовной лирики. В двух заключительных строфах любовная фразеология сменяется гражданственно- патриотическими образами.
Если идеалом для декабристской поэзии был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины, и с этих позиций осуждалась любовная лирика, то у Пушкина политическая и любовная лирика не противопоставлялись друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter