Краткое содержание однодворец овсянников тургенев

Взаимоотношения с Дубровским

Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

Дубровский-старший

Хитрый, корыстный и подлый

Честный и добропорядочный

Ограничен в средствах, беден

Отставной поручик в гвардии

Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

Биография

Андрей Гаврилович Дубровский — представитель старинного, но обедневшего дворянского семейства. Будучи боевым гвардейским офицером, принимал участие в военных кампаниях, в том числе и в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.

Дубровский женился по любви, и плодом этого союза стал единственный сын Владимир. Выйдя в отставку в чине поручика гвардии, Андрей Гаврилович с семьей поселился в родовом имении в небольшой деревушке Кистенёвке, перешедшей ему в наследство.

После смерти любимой супруги Дубровский отправил сына на обучение в Петербург в Кадетский корпус. Несмотря на бедственное положение, он умудрялся находить деньги для приличного содержания сына в столице.

Близким другом Дубровского был его сосед и сослуживец, Кирила Петрович Троекуров. Они часто виделись, вместе выезжали на охоту, которую Дубровский очень любил и хорошо в ней разбирался.

Этой дружбе пришел конец после оскорбления, нанесённого Дубровскому наглым холопом Троекурова. Вчерашние приятели крупно поссорились, и Кирила Петрович из чувства мести в судебном порядке отобрал у Дубровского его деревню. Не ожидая столь подлого удара от бывшего друга, Андрей Гаврилович получил сильнейшее потрясение. В итоге его физическое и психическое здоровье серьезно пошатнулось, и вскоре он скончался.

Ты – нам, мы – тебе

Очень часто договор заключался в письменной форме: подобные акты были распространены на Русском Севере, начиная с XVI века, и заключались между женихом и отцом невесты или её матерью.

Грамота некоего пожилого крестьянина Иева Михайлова из городка Ухтострова, который на старости лет остался один с 18-летней дочерью и боялся «пойти по миру», оговаривала, что его зять и дочь наследуют его дом и хозяйство, а за это обязаны внести на помин его души 4 гривны «попам и клиросу».

У поморских и холомгорских крестьян часто встречалось «договорное письмо», где оговаривалось, что зять обязан до смерти содержать родителей жены, а после их смерти вместе в ней наследовать всё имущество.

Образ Андрея Дубровского

Андрей Гаврилович Дубровский — это образ исключительно порядочного, честного, благородного человека, для которого понятия чести и собственного достоинства являются не пустыми словами. Это офицер старой закалки с нравственными идеалами и жизненными ценностями, которым он не изменяет на протяжении всей жизни.

Невзирая на бедность, Дубровский ведёт себя с неизменным достоинством и отказывается от покровительства своего близкого друга. Он хочет оставаться свободным от каких-либо обязательств перед другими людьми. Для Дубровского большое значение имеет чувство внутренней свободы. Именно по этой причине он отказывается от брака своего единственного сына на дочери богатого соседа — Андрей Гаврилович не хочет, чтобы Владимир оказался в зависимом положении от богатой и капризной супруги.

Для Андрея Гавриловича характерны высокие нравственные принципы: после смерти любимой жены он не только не женился повторно, но даже не заглядывался на других женщин.

Дубровский — сильный, принципиальный, прямолинейный человек. Однако даже такая цельная личность с крепким внутренним стержнем оказывается бессильной перед человеческой подлостью. Став жертвой предательства близкого друга и судейского произвола, Андрей Гаврилович не выдержал и лишился рассудка. Честная и благородная душа героя не выдержала подобного коварства.

Цитатная характеристика

Описание Андрея Дубровского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Троекуров

Троекуров, будучи человеком заносчивым и надменным, глубоко уважал своего сослуживца за твёрдый, прямолинейный характер.

«Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера».

«Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина… Дубровский один остался вне общего закона».

Троекуров признаёт высокий профессионализм Дубровского в вопросах охоты.

«Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров».

После ссоры с Дубровским Троекуров презрительно называет его мелкопоместным грубияном, акцентируя внимание на его бедности и прямолинейности. Подробная характеристика Троекурова

Подробная характеристика Троекурова.

Как одевались крестьяне и зажиточные граждане

Основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. И богатые, и бедные одевались одинаково. Одежда славян Древней Руси, относящихся к знатным людям, отличалась только качеством и разнообразием тканей. Богатые шили одежду из парчи и шелка. Обычные нитки в такой одежде заменялись золотыми, сама одежда украшалась бисером или мехом. Обувь шили из обшитого золотом сафьяна.

Варианты одежды, князь и княгиня, простые люди  

Одежда простых крестьян была грубоватой, шилась она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшались вышивкой.

Мужчины на Руси носили:

  • порты (неширокие укороченные штаны);
  • рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
  • пояс-кушак.

В качестве мужской верхней одежды в Древней Руси использовались зипуны – парчовые кафтаны, не имеющие воротника. Зимой носили шубы и остроконечные шапки из войлока или меха. Богатые в качестве верхней одежды использовали епанчу.

Женский и мужской костюм 

Чтобы не промерзали ноги, их оборачивали кусками плотной ткани – онучами. Поверх них надевали лапти из липовой коры. Этот вид обуви Древней Руси часто модно было увидеть на крестьянах и бедных горожанах. Богатые лаптей не носили. Они надевали сафьяновые сапоги, носки которых были причудливо загнуты кверху.

Женская одежда Древней Руси состояла из:

  • рубашки;
  • шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживал обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависели от статуса. Замужние женщины дома покрывали голову чепцом, девушки вплетали в волосы разноцветные шелковые ленты.

Женский сарафан  

На праздники голову покрывали кокошником, сделанным из твердого материала, обтянутого богатой тканью. Кокошник украшался бисером или жемчугом. На руках носили кольца и браслеты, в уши продевали красивые серьги, на шею вешали ожерелья или цепочки. Женский костюм Древней Руси также дополняли кафтан или шуба. Их украшала вышивка или яркая шелковая подкладка.

Кокошник 

Женская верхняя одежда  

Чем богаче был человек, тем дороже выглядела его одежда. У простых крестьян иногда не было даже лаптей или зипуна на зиму, тогда как купец мог позволить себе шубу и теплые сапоги.

На примере быта и нравов жителей Древней Руси хорошо прослеживается растущее расслоение общества. Разница между богатыми и бедными, впервые проявившаяся еще во времена существования славянских племен, после образования государства, увеличилась в десятки раз. Это проявляется в одежде, жилищных условиях и даже воспитании отдельных сословий.

Словарь 

1. Бортничество – сбор меда диких пчел.

2. Меняла – человек, занимающийся обменом денег.

3. Одним домом – сообща, под одной крышей.

4. Игрища – игровая часть массового праздника, состоящая из потех, песен, плясок, состязаний, хороводов и переодеваний в персонажей сказок, мифов и легенд.

5. Скоморохи – народные артисты, выступающие с театральными и музыкальными представлениями на улицах городов и сел. Чаще всего они странствовали по городам и селам. Среди скоморохов были танцоры и дрессировщики животных.

6. Гусляр – музыкант, играющий на народном инструменте – гуслях.

7. Пенька – грубое льняное волокно, добытое посредством специальной обработки стеблей конопли.

8. Ополчение – вооруженное формирование людей, не задействованных в регулярной армии – крестьян и горожан.

9. Сотня – сто человек, часть ополчения.

10. Полк – ополчение, состоящее из феодалов-землевладельцев (знатных людей).

11. Войско – ополчение, состоящее из горожан.

12. Дружина – вооруженный отряд людей при князе.

13. Рать – общее название для большой армии, состоящей из полков, сотен и десятков.

14. Рогатина – тяжелое копье для рукопашного боя или охоты на большого зверя – медведя, кабана.

15. Сруб – деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных бревен.

16. Епанча – широкий плащ без рукавов, оббитый мехом.

17. Онучи – полоски ткани для обматывания ноги ниже колена. В онучи заправляли порты. Их подвязывали к ноге специальными веревочными или лыковыми оборами.

Отношение к своим крепостным

Крепостных Троекуров может наказать за любую мелочь или по прихоти. Часто поколачивает мужчин и уединяется с крепостными девушками. Однако крестьяне не жалуются: «они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина».

Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

Крестьяне

Крепостные крестьяне искренне любили своего барина, который всегда относился к ним по справедливости. Они тяжело переживают его преждевременную кончину.

«Церковь полна была кистеневскими крестьянами, пришедшими отдать последнее поклонение господину своему… Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».

В крестьянской жизни главное — мелочи

Договоры с примаками были подробнейшими, поскольку крестьянские семьи на Руси были сложными, составными: часто под одной крышей жили двоюродные братья, мужья дочерей, сестёр и племянниц, чужие люди.

В них оговаривалось, какое имущество примак приносил с собой, какое имущество ему доставалось и какие обязанности он должен был выполнять, и даже оговаривалось, что отец примака не имел право забирать его работать на своём поле.

Иногда тесть и тёща защищали зятя от возможных будущих притеснений со стороны собственных детей. В случае, если родные сыновья отбирали у зятя имущество, то они обязаны были заплатить ему по 100-150 рублей за каждый «отработанный» на семью жены год, что было неподъемной суммой.

Договор договору рознь

В одних случаях, по договору примак приобретал имущество только по прошествии определённого времени, которое он должен был «отработать». В других – сразу становился хозяином дома и хозяйства, а в некоторых случаях при женитьбе на дочери какого-нибудь особого скупого кулака, мог проработать много лет и остаться ни с чем.

Например, в 1735 году под Серпухховом крестьянин Ананий Акимов принял в семью мужа свояченицы крестьянина Семёна Фролова, который обязался быть у него « в послушании» 12 лет, после чего получал в собственность половину имущества и мог отделиться.

Если мужчина приходил жить в дом к вдове с малыми детьми, то между ним и женщиной тоже заключался договор, по которому он был обязан заботиться о её малолетних детях, а в случае смерти жены – каждому ребёнку отделить долю от имущества.

Поскольку расторжения брака в православной России практически не было, договорные грамоты о примачестве тоже считались вечными и не расторгались.

Вариант 2

Довольно часто темой написания своих произведений наши отечественные авторы брали тему обсуждения жизни простого народа, сложность становления человеческой натуры в таком непростом мире, как например, крепостничество, сложность обособления и выживаемости в мире. Все эти вопросы, так или иначе, освещаются и имеют место быть в произведения наших отечественных писателей, которые, не побоявшись трудностей, решаются взяться за такие непростые темы. Примером послужит произведение Тургенева “Хорь и Калиныч” из цикла произведений “Записки охотника”.

В произведении нас знакомят с двумя преинтереснейшими персонажами – Хорем и Калинычем. Они хоть и из одного рабочего сословия, но всё — таки очень разные. А разница собственно состоит в том, что Хорь старается придерживаться рационализма и обдуманного взгляда на жизнь, когда Калиныч является больше человеком эмоций и чувств, живя ведомый ими. Этим и отличаются эти два персонажа, и отличия их весьма серьёзны.

Хорь – это человек, привыкший во всём искать здравый смысл, жить не от своего сердца, а от холодного и точного расчёта, что способствует развитию его логических способностей, и как он считает, лучший способ для существования. Хорь старается жить в соответствии со своими жизненными принципами, которые в свою очередь также основаны на рационализме и точных расчётах, которые Хорь проводит в уме, стараясь перебрать все возможные исходы события, и затем сделать верный выбор. Поэтому Хоря иногда даже недопонимают его окружение, называя его странным, или даже бездушным человеком, который пожертвовав своими чувствами и эмоциями решает жить свою жизнь под эгидой разума.

Однако, даже несмотря на это, малое количество людей знают правду о том, что же на самом деле чувствует Хорь. Он отнюдь не бесчувственный человек, идущий слепо по пути разума, он также испытывает чувства и эмоции, которые присущи любому человеку. Он готов помочь любому нуждающемуся, готов постоять, как и за себя, так и за своих друзей, которых у него, к сожалению, не так уж и много. Но, так или иначе, характер Хоря это образец для подражания, который автор специально оставил нераскрытым в произведении, дабы дать читателю возможность почувствовать себя неким сыщиком, раскрывающим сложнейшее дело. Я считаю, что именно эти черты носит образ Хоря, в произведении “Хорь и Калиныч” Тургенева.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял, дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах, организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей — скоморохи и гусляры.

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой, смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Взаимосвязь Дубровского с крестьянами

Андрей Гаврилович — противоположность Троекурова и других чиновников. Социальное положение Дубровского-старшего в обществе оставляло желать лучшего. Имение досталось от отца Гаврилы Ефграфовича. Андрей небогат, но образован, умён и благороден. Относился ко всем строго, но с уважением. Любил говорить правду и был честен. Умел общаться со всеми наравне. Отношение Дубровского к крестьянам положительное, Пушкин изображает героя как лучшего из помещиков.

По характеристике Андрея Гавриловича можно рассмотреть и понять, как Дубровский относился к людям:

  1. Слуг если и наказывал, то за дело.
  2. Помогал бедным, за это его любили, уважали и поклонялись.
  3. Обращался с крестьянами не как с подчинёнными, а как с людьми.

Характер

Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

Однако чувство мстительности и самолюбие перекрывают в его описании все малочисленные положительные качества: «удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные».

Помещик абсолютно не труслив, что доказывает его пренебрежительное и прямолинейное отношение «в сношениях с людьми самого высшего звания».

Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

Любимые занятия

В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

Помимо медведей у Троекурова огромная псарня, «где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле». Так как герой очень любил выезжать на охоту, то он держал около «пятисот охотничьих собак».

Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: