Действие четвертое
Сцена первая
Явление первое
Глумов приносит Крутицкому исправленный трактат и вовсю расхваливает его. Он даже сообщает, что выучил его наизусть, чтобы почерпнуть мудрости. Крутицкому приятны речи юноши. Глумов рассказывает, что Иван Иванович должен помочь ему со службой, но что Крутицкий реагирует скептически. Так же он сообщает Глумову, что порекомендовал его как жениха, чему юноша очень признателен. Он просит Крутицкого благословить его на брак. Глумов уходит, но приходит Мамаева.
Явление второе
Крутицкий расхваливает Мамаевой какой у неё смышленый племянник, и как он ему нравится. После чего же добавляет, что они его очень балуют. Мамаева не понимает о чем речь. Тогда Крутицкий объясняет, что они нашли ему потрясающую и богатую невесту Турусину. Но юноша утверждает, что его совершенно не интересует богатство избранницы. Она покорила его как девушка. Мамаева приходит в шок от этой информации и спешно покидает Крутицкого.
Явление первое
Глумов продолжает вести свой дневник, в который подробно записывает разговор с Крутицким. Тут же он дает наставление маменьки каждый день с самого утра навещать Турусину, подружиться с прислугой, и следить за тем, чтобы никто лишний не смог прийти в дом и расстроить свадьбу. Только он собрался записать в свой дневник очередные расходы, как увидел, что к нему спешит Мамаева.
Явление второе
Глумов старается обелить свое имя перед Мамаевой, давая ей понять, что его сердце навсегда принадлежит только ей. Он долго рассказывает ей о своих чувствах, объясняя, что жениться его заставляет дядюшка. Что девушка его совершенно не интересует, и женится он исключительно ради корысти. Но, если Мамаева пожелает, он откажет дядюшке и отменит свадьбу. Мамаева соглашается с ним, что без любви брак невозможен. Глумов обещает ей во всем разобраться и все решить. Мамаева делает вид, что поверила ему.
Явление третье
В этот момент приезжает Голутвин. Он начинает шантажировать Глумова, говоря, что конспектировал все последние дни его жизни. Так же имеется портрет. И все это добро он планирует отнести в печать. Цена вопроса – всего двадцать пять рублей. Глумов выгоняет его, объясняя, что не даст ни копейки.
Явление четвертое
Мамаева, пока находится одна, находит дневник Глумова. Она понимает, что находится у неё в руках, поэтому быстро прячет его. В её планах опозорить юношу, чтобы от него все отвернулись. Мамаева начинает расспрашивать, кто приходил? И что ему было нужно? Так же она ещё раз уточняет у Глумова, не передумал ли тот отказаться от свадьбы. Глумов уверяет её, что его любовь дороже всех денег. Поэтому он решил, что свадьбы точно не будет.
Явление пятое
Собираясь к невесте, Глумов обнаруживает пропажу дневника. Он начинает думать, кто именно смог его забрать. Если это был Голутвин – то он сможет откупиться деньгами. Но если его нашла Мамаева, то тут дела обстоят намного хуже. Ведь женщина в гневе способна на многое.
Главные герои
Егор Дмитрич Глумов – молодой мужчина, который любой ценой хочет попасть в высшее общество.
Глафира Климовна Глумова – его мать.
Нил Федосеевич Мамаев – дядюшка Глумова, весьма богатый. Имеет возможность помочь Глумову.
Клеопатра Львовна Мамаева – жена Мамаева, влюбленная в Глумова.
Крутицкий – старик, который считает себя очень важной особой. Городулин – молодой человек, который так же неровно дышит к Мамаевой
Считает себя очень важной персоной
Городулин – молодой человек, который так же неровно дышит к Мамаевой
Считает себя очень важной персоной
Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, привыкшая доверять людям.
Егор Васильевич Курчаев – друг Глумова, влюбленный в Машеньку.
Машенька – племянница Турусиной.
Голутвин – неудачник писатель.
Действие пятое
Явление первое
Машенька рассказывает Курчаеву о том, что все окружающие просто очарованы Глумовым. Ведь столько людей не может ошибаться.
Явление второе
Собравшись в доме у Турусиной, Глумов рассказывает, что знакомство их произошло не случайно. Что это было предсказанием, которому он поддался и не прогадал. Он подробно описывает свои чувства к девушке, надеясь на взаимность.
Явление третье
Входит Городулин. Он высказывает свое отношение к Глумову, рассказывая, что такие люди необходимы в клубе. Они вместе решают развалить трактат, который на днях выйдет в печать.
Приезжают Мамаевы. Глумов гордится собой, что сумел уладить конфликт с Мамаевой.
Явление четвертое
Глумов продолжает признаваться в чувствах Мамаевой, думая, что конфликт с ней полностью миновал. Он не подозревает, что дневник находится у неё, и какой позор она для него приготовила.
Явление пятое
Мамаева ведет доверительный разговор с Курчаевым, который продолжает любить Машу. Но понимает, что тетушка никогда не даст своего согласия, поскольку он не обладает добродетелью.
Явление шестое
Машенька не может понять, за что ей выпало такое счастье. Она уверена, что не достойна такого мужа и не устает благодарить Мамаева и Мамаеву за такого племянника. Но тут почтальон приносит вырезку с газеты, которую Мамаевы начинают с интересом рассматривать. Статья, которую прислали, посвящалась не кому иному, как Глумову. Так же к вырезке с газеты прилагается дневник с записями самого Глумова.
Первая же страница, заложенная закладкой, рассказала о том, кому и сколько заплатил Глумов за «предсказания». Так же в список были включены анонимные письма, которые получила Турусина.
Турусина говорит Машеньке, что она более не вправе распоряжаться её судьбой и предоставляет сделать выбор самостоятельно. На что Маши ответ давно готов. Она все так же любит Курчаева.
Далее в дневнике описывались все присутствующие явно не с лучшей стороны. Глумов каждого из них наделил неприятными словами и сравнениями.
Явление седьмое
Когда возвращается Глумов, ему отдают дневник. В нем нет ни капли раскаяния, он только обещает, что они все еще пожалеют о том, что выгнали его из своего круга.
Он начинает каждому из присутствующих подробно объяснять, зачем он им так необходим. И, что если бы к ним в руки не попал дневник, они бы так и продолжали восторгаться юношей.
Так же Глумов добавляет то, что он, в отличии от них всех, был честен хотя-бы перед дневником. Ничего нового они в нем не прочли, а просто узнали правду, которую не привыкли говорить в лицо.
Создание комедии и премьера
Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.
Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.
Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.
Действие второе
Явление первое
Мамаев и Крутицкий ведут разговор о том, что в нынешнее время просто необходимо владеть навыками: излагать свои мысли на бумаге. Крутицкий сетует на то, что имеет некий труд, который до определенного времени предпочел бы сохранить в секрете. Но он не умеет писать по-современному. Поэтому ему необходим человек, который смог бы отредактировать его текст. Мамаев советует ему своего племянника и обещает на следующий же день их познакомить.
Явление второе
Мамаева и Глумова ведет диалог о Глумове. Мамаева считает, что такой красивый юноша не должен оставаться незамеченным. Глумова же жалуется на то, что бедным людям очень тяжело выбиться в люди. С чем Мамаева в корне не соглашается, объясняя, что красивому человеку нельзя быть бедным. Ему всегда помогут и все дадут лишь за то, что он очень красив. Глумова очень благодарна Мамаевой за это.
Явление третье
Глумова вовсю расхваливает своего сына перед Мамаевым, рассказывая, каким он был чудесным ребенком. Так же она говорит о том, что Мамаев стал для него просто кумиром, которым тот бредит. Мамаев доволен Глумовым, поэтому предлагает его матери прийти к нему за помощью, которая заключается в совете.
Явление четвертое
Глумова рассказывает Мамаевой, что Жорж ослеплен её красотой
Мамаева же, которая обратила на него внимание еще в театре, очень польщена данной информацией. Она просит Глумову ещё больше рассказать, что именно говорит о ней Жорж
Маменька не скупится в подробностях и во всей красе рассказывает его восторг и обожание.
Явление пятое
Глумов признается Мамаевой в том, что ему трудно с ней общаться, поскольку та ещё молодая женщина. Вскользь говоря о том, что была бы она старухой, он обратился бы к ней с просьбой. Просьба заключается в том, чтобы она поговорила с Иваном Ивановичем за место для Глумова. Так же он намекает, что Иван Иванович ею давно очарован. Мамаевой приятно слышать данные речи. Приходит тот самый Иван Иванович.
Явление шестое
Мамаева просит у Городулина место своему племяннику. Иван Иванович соглашается помочь, но предварительно хочет лично познакомиться с тем самородком, который так прекрасно описала ему Мамаева. Она зовет племянника, и оставляет их наедине пообщаться.
Явление седьмое
Пообщавшись с Глумовым Городулин остается весьма доволен. Ему понравилась манера изъясняться и доносить мысли. Он просит Глумова написать ему спич. Глумов рассказывает, что хотел бы занимать место, на котором бы смог приносить максимальную пользу обществу. Городулин остается очень доволен молодым человеком, что даже называет его другом.
Явление восьмое
Мамаев говорит Глумову, что было бы неплохо, если бы тот немного приударил за теткой
Поскольку та женщина молодая и горячая, не дело будет, если она обратит свое внимание на кого-то неподходящего. Племянник охотно соглашается, предлагая дядюшке познакомить его с Турусиной
Свое желание он объясняет тем, что переживает о том, чтобы не поползли всякие нехорошие слухи среди людей. А так он сможет ухаживать за Турусиной, и даже сделать той предложение, чтобы отвести всякие подозрения. Дядюшка хвалит племянника за ум и смекалку.
Явление десятое
Оставшись наедине, Мамаева сообщает Глумову, что его вопрос улажен. А так же интересуется тем, все ли его желания исполнены. На что юноша начинает лепетать, что это тот максимум, который он посмел желать. Тогда Мамаева начинает допытываться у него, кому принадлежит его сердце. Немного спустя, Глумов признается, что влюблен в неё.
Действие третье
Явление первое
Турусина с Машенькой вынуждены отложить поездку, поскольку с самого начала их преследовали дурные знаки
Тетушка же очень обращала на них внимание. Она втолковывает Машеньке, что Крутицкий очень плохая партия для неё
Как минимум – он не по нраву тетушке. Если же конечно Машенька возжелает – она может выйти за него замуж, но ни денег, ни благословения она не получит. Машенька во всем соглашается с Турусиной и просит её найти ей хорошего жениха. Тетушка умиляется наивностью Машеньки, но очень любит её за непосредственность и послушание.
Явление второе
К Турусиной приходит Крутицкий, с которым они говорят о разных пустяках. Он напоминает женщине, чтобы та была предусмотрительнее. И проверяла тех людей, которые приходят к ней в дом за помощью. Попутно Турусина спрашивает у него, нет ли какого-нибудь достойного жениха для её Машеньки
Немного подумав, Крутицкий рекомендует ей обратить свое внимание на Глумова. Он считает Глумова очень перспективным молодым человеком
Явление третье
К Турусиной приезжает Городулин. Она просила его узнать о некой гадальщице. Городулин рассказывает, что она не та, за кого себя выдает. И за ней водятся достаточно большие грехи. Турусина так же обращается к нему с просьбой, найти жениха для Машеньки. Подумав, Иван Иванович так же называет имя Глумова. Турусина в раздумьях от того, что второй раз подряд два абсолютно разных человека рекомендуют ей этого юношу. Она хочет разложить карты, чтобы узнать, что делать дальше.
Явление четвертое
Тетушка рассказывает племяннице, что ей порекомендовали одно и того же молодого человека два разных мужчины. Но она им не верит. Поэтому с нетерпением ждет Манефу, которая в скором будущем прибывает к ним.
Явление пятое
Мудрая Манефа говорит, что ей было видение, и будущий муж белокур. И что приедет он с минуты на минуту. В это время входит Григорий и говорит, что приехал Мамаев вместе с белокурым юношей.
Краткий анализ
Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.
Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.
Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.
Постановки
В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов — Рощин-Инсаров, Городулин — Неделин .
Постановки в СССР
1923 — Малый театр (реж. И. С. Платон; Глумов — П. М. Садовский , Глумова — В. Н. Рыжова , Мамаев — Костромской, Крутицкий — А. И. Южин , Городулин — Климов, Турусина — Е. К. Лешковская, Машенька — Белевцева, Курчаев — М. Ф. Ленин , Голутвин — Н. Яковлев).
1935 — Малый театр (реж. П. М. Садовский, худ. Меныпутин). Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого театра: П. М. Садовский, Мейер, Аксенов, М. И. Царев (Глумов), Е. Д. Турчанинова (Глумова), В. Н. Давыдов , Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров, Рыжов, Зражевский , Старковский (Крутицкий), К. А. Зубов , Н. Яковлев, Рыбников (Городулин), Турчанинова , А А. Яблочкина , Борская (Турусина), Васенин , Лебедев, Сашин-Никольский (Голутвин).
- 1923 — 1-й Рабочий театр Пролеткульта (Москва). Композиция «Мудрец» по пьесе Островского. Автор композиции и режиссёр С. М. Эйзенштейн ; Глумов (в композиции — Рыжий клоун Жорж) — Г. В. Александров .
- 1928 — Проф-клубная мастерская в Москве (реж. Волконский, Глумов — Канцель, Крутицкий — Абдулов)
- 1937 — Харьковский русский театр (реж. и Крутицкий — А. Г. Крамов)
- 1943 — Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола (премьера в г. Серове)
- 1943 — ЦТКА (реж. Тункель, худ. Федотов; Глумов — Хованский, Мамаев — Хохлов)
- 1944 — Театр им. Ш. Руставели (Тбилиси; реж. Алексидзе)
- 1945 — Воронежский театр (реж. Энгелькрон)
- 1945 — Казанский русский театр (реж. Ардаров; Глумов — Гусев, Глумова — Жилина, Мамаев — Якушенко)
- 1946 — Ленинградский театр Комедии (реж. Зон, худ. Н. П. Акимов)
- 1950 — Театр драмы Латвийской ССР (реж. Балюна; Глумов — Видениек, Глумова — Румниеце)
- 1951 — Театр им. Леси Украинки (Киев; реж. Нелли; Глумов — Белоусов)
- 1954 — Горьковский театр (реж. Покровский, худ. К. Иванов; Глумов — Ушаков, Крутицкий — Левкоев)
- 1958 — Московский театр Сатиры (реж. Лобанов)
- 1968 — Театр им. Евг. Вахтангова . Реж. А. Ремизова, худ. Н. П. Акимов .
Кроме того пьесу ставили Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова (1940), Воронежский театр (1941), Одесский русский театр им. Иванова (1947), Саратовский театр им. К. Маркса (1948) , Театр им. Я. Купалы (Минск ; 1962), Бакинский театр (1963) и др.
Современные постановки
- 1984 — Малый театр. Реж.-пост. И. В. Ильинский, реж. В. Я. Мартенс, худ. С. М. Бархин.
- 1997 — Театр-студия п/р О. Табакова. Реж.-пост. О. П. Табаков , худ.-пост. Д. Л. Боровский .
- 2002 — Малый театр. Реж.-пост. В. Бейлис, худ.-пост. — Э. Стенберг. В ролях: Э. Быстрицкая, И. Муравьёва, А. Потапов, Т. Панкова, А. Ермаков.
- — Алтайский краевой театр драмы имени В. М. Шукшина (реж. В. Золотарь)
Действие первое
Явление первое
Егор Дмитрич Глумов заставляет свою мать – Глафиру Климовну писать письма, чтобы за него отдали именитую дочь. Мать пытается донести сыну то, что девушку отдадут замуж за более выгодную партию. Но сын, который привык ничего не делать, настроен серьезно пробиться в общество любой ценой. Им руководят далеко не чувства, а сухой расчет. Он даже собирается вести дневник, в который будет записывать всю людскую пошлость.
Явление второе
К Глумову приходят Курчаев и Голутвин. Они хотят, чтобы Глумов дал им стихов. Голутвин объясняет, что Курчаев хочет писать в юмористических газетах, но у него совершенно нет для этого материалов. Они откуда-то прознали, что у Глумова есть некий дневник, в котором он высмеивает весь город. Но Глумов отрицает наличие такового, и на просьбу дать стихи отвечает резким отказом. Курчаев тем временем рисует на бумаге некого петуха, объясняя, что это не петух, а его дядюшка. Глумов просит внести некие коррективы в рисунок, после чего забирает и прячет его. Так же Курчаев рассказывает некоторые особенности из жизни дядюшки, а так же то, что в Глумова влюблена тетка. Поняв, что стихов им не добиться, они уходят.
Явление третье
Глумов показывает матери портрет, который нарисовал Курчаев. Рассказывая то, что ему необходимо сблизится с этим дядюшкой, который приходится ему дальней родней. Дядя Мамаев богат, но имеет большое количество родственников. Поэтому у Глумова на него большие планы. Так же дядя может познакомить его с нужными людьми, которые помогут ему войти в дом к Турусиной – потенциальной невесте, на которую Глумов очень рассчитывает. Но вся беда в том, что дядя не подозревает о существовании Глумова. У Мамаева есть хобби смотреть квартиры, именно на эту удочку и планирует его поймать Глумов.
Явление четвертое
Мамаев приходит смотреть квартиру и сетует на то, что она очень маленькая. Он спрашивает Глумова, почему тот собирается съехать. Тот объясняет, что эта квартира для него слишком дорога. Но при этом всем он собирается переехать в квартиру еще больше. Виной всему его глупость, о которой он говорит без стеснения. Мамаев очень любит поучать людей, считая себя очень умным и образованным человеком. Он начинает расспрашивать Глумова о его родственниках, на что получает ответ, что кроме матушки и дяди (который его даже не знает) он никого не имеет. Но учить его некому, потому что мать тоже очень глупа. Что же касается дяди, то Глумов никогда не осмелится прийти к тому за советом. Виной всему богатство дяди. Он вскользь называет имя дядюшки. Мамаев понимает, что они родственники, и предлагает Глумову свою помощь. Тем самым попадаясь на удочку племянника.
Явление пятое
Маменька выходит к господину Мамаеву, изображая из себя очень глупую женщину. И тут, вроде как нехотя, мать восклицает, что дядюшка совсем не похож на свой портрет. Мамаев в недоумении уточняет, какой такой портрет имеет ввиду Глафира Климовна. Она говорит, что к ним часто в гости заходит Курчаев, который приходится ему так же родственником, так вот он и нарисовал его портрет. Еще и надпись подписал. Мамаев требует показать ему портрет. Глумов якобы нехотя достает бумажку с карикатурой, чем подрывает репутацию Курчатова. На вечер Мамаев приглашает их с матерью в гости.
Явление шестое
Приходит Манефа, которой Глумов дает пятнадцать рублей милостыни. Глумов начинает записывать информацию в свой дневник.
Явление седьмое
К Глумову приходит Курчаев, который не понимает поведения дядюшки. От дома ему отказано. У Турусиной так же не принимают. Он надеется получить объяснения от Гулумова. Хозяин дома отводит от себя подозрения, списывая все на нежелательные знакомства Курчаева. Гулумов так же указывает ему на дверь, объясняя свое поведение тем, что хочет во всем быть похожим на дядюшку. Курчаев начинает догадываться о причине такого поведения, поэтому предупреждает Гулумова.
Литература
- текст пьесы
- первая публикация — «Отечественные записки », 1868, № 11.
- Арбажин К. (Впечатления сезона), «ЕИТ». Сезон 1909, вып. 4.
- Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910, № 18.
- Дурылин С. Н. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра. М.-Л., 1940.
- Новицкий П. Образы актёров. М., 1941.
- «На всякого мудреца довольно простоты». Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра).
- 3ограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955.
Пьесы Александра Остовского |
---|
Свои люди — сочтёмся |
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «На всякого мудреца довольно простоты (пьеса)» в других словарях:
У этого термина существуют и другие значения, см. Бешеные деньги. Бешеные деньги Жанр: пьеса
У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса
Произведение начинается с описания семейства Глумовых, которое живет в московской достаточно приличной квартире. Читателей привлекает разговор Егора Глумова со своей матерью о продвижении по службе в обществе, и говорит, что он поступит точно так же, как и его мать через знакомых. Он начинает делать записи о людях, расположения которых пытается добиться.
Через некоторое время к нему приходят знакомые Егора — Голутвин и Курчаев, которые просят помощь в издании журнала, но молодой человек отказывается. Курчаев, являющийся дальним родственником семьи Глумовых, рассказывает о странной привычке сановника Мамаева просто смотреть дома, которые сдавались в наем. Но при этом ничего в этом, не понимая, учит всех.
Глумов даже узнает, что в него влюблена супруга Мамаева.
Продумав все действия, молодой человек, подкупив слугу сановника и обсудив конечно все это с матерью, приглашает Мамаева в квартиру, которая как- будто бы сдавалась внаем.
Прибыв в это жилище, Мамаев вначале ругает слугу за обман, но услышав, как Глумов хочет получить у него совета насчет переселения в более большую квартиру, смягчился. Тем временем мать Глумова передает нелестный отзыв о сановнике от Курчаева. Конечно же, он рассердился на племянника и не захотел его больше видеть. Курчаев понимает, что все это подстроил Глумов и поссорился со своим другом. Это был одним из первых шагов к продвижению по службе.
В доме Мамаевых он встречает Крутицкого с прекрасной статьей, схожей с ломоносовским стилем. Нил Федосеевич предлагает отдать труд на доработку Глумову, так как он считает парнем довольно- таки неглупым. Мать Егора Дмитриевича пытается одолжить денег у Мамаева. Но тот предлагает дать цельные советы по распоряжению бюджета. Но Глумова идет другим путем, и нашептывает жене Мамаева о влюбленности ее сына. Мамаеву так сильно понравился Глумов, что даже сводит его очень важным чиновником и просит найти ему выгодное место, а также обучает как нужно ухаживать за его женой.
В город приезжает знатная госпожа Турусина со своей племянницей, которой хочет подыскать выгодного жениха и ругает ее за связь с гусаром Курчаевым. Сразу же по приезду столь знатной барыни, в гости заявляются Крутицкий и Городулин, которые пророчат в женихи Глумова.
Мамаева, услышав о сватовстве Глумова на юной барышне, сильно встревожилась и помчалась к Глумову поговорить на эту тему. И приход ее Глумову совсем не нужен, ведь он записывал в дневник все замечания, характеристики и выражения на каждого человека.
Между ним и Мамаевой происходи не очень приятный разговор, и не знаем мы, чем бы он закончился, если бы, не явился Голутвин с разоблачением Глумова о предстоящей женитьбе на Машеньке. Выпроводив еле-еле его из комнаты, Мамаева замечает дневник, прочитав несколько строк про себя, забирает его.
Молодой человек, обнаружив пропажу, понял, что ему придется держать ответ перед обществом, что и случилось на даче у Турусиной.
Когда все услышали записи Гулумова, ему предложили уйти, на что он отказался и принялся напрямую изобличать каждого присутствующего. Но все поняли, что в этих записях есть какая-то доля правды, и Глумова через некоторое время надо к себе опять приблизить.
Пьеса учит нас тому, что каким бы то хитрым, наглым человек не будет, ставя в своей жизни определенны цели, все равно найдется мудрец, который разоблачит лгуна и подхалима, и выведет на чистую воду.