Краткое содержание трагедии
В цикле поэм А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» есть небольшая трагедийная пьеса: «Моцарт и Сальери».
Итак, краткий пересказ трагедии по пунктам:
- Сальери — ближайший друг знаменитого Моцарта, сидит в задумчивости. Он вспоминает свое детство, все лишения, пережитые им. Много усилий вложил он в изучение музыки. Теперь же муки обучения кажутся ему напрасными — он не в силах затмить блистательного гения своего времени.
- К нему в гости приходит объект зависти — сам Моцарт и приводит слепого старика. Музыкант из трактира играет для обоих маэстро арии. Но игра ужасна — он фальшивит. Старик забавляет молодого композитора, ему весело и он готов заплатить слепцу за труд. Сальери, напротив, чувствует негодование. Он считает, что, не имея таланта и слуха, никто не должен браться за скрипку.
- Друзья решают поужинать вместе, и молодой Моцарт отправляется домой сообщить жене, что ужинать он с семьей не будет.
- Сальери в бокал вина друга бросил яд, который долго носил с собой, желая прекратить свои муки.
- За ужином в трактире «Золотой лев» оба музыканта пьют за дружбу. Талантливый молодой человек доверительно рассказывает собеседнику о своем странном предчувствии. Его преследует тень мужчины, по заказу которого он сочинил мессу об умершем (реквием).
- Моцарт играет свой Реквием. Соратник приходит в восторг от музыки, и из глаз текут слезы. Он провозглашает: «какая глубина, какая смелость и какая стройность!».
- Уже за роялем Моцарту становится дурно и он покидает сцену.
Пьеса состоит всего из 2 коротких сцен. Поэтому лучше прочесть оригинал, составить собственное мнение о произведении и записать несколько цитат в читательский дневник.
«Моцарт и Сальери» — краткое содержание
Сцена первая
Первая сцена пьесы открывается рассказом о Сальери. Еще маленьким мальчиком будущий композитор услышал звуки органа, и с тех пор музыка пленила его навсегда. Он старательно «препарировал» ее, пытаясь разобраться, из каких же частей состоит красивая мелодия. Сальери долго и старательно трудился, отбросив в сторону всякую праздность. В итоге он добился высокого положения в обществе и всеобщего уважения. Так он жил мирно и счастливо, наслаждаясь достигнутым успехом, пока однажды не поймал себя на том, что жутко завидует молодому композитору Моцарту. Тот был откровенным разгильдяем, к музыке относился как к легкому приятному занятию и сочинял ее также легко, как птицы поют свои песни. И при этом музыка его была столь прекрасной, что даже сам Сальери делал сравнение не в свою пользу.
Иллюстрация Михаила Врубеля. 1884 год
Однажды Сальери встретил Моцарта в компании слепого скрипача. Музыкант-любитель неумело играл музыку Моцарта, неизбежно коверкая ее, но Моцарта как будто это нисколько не расстраивало, а, наоборот, забавляло. Сальери был сражен таким легкомысленным отношением к музыке! Когда же друг сыграл ему мелодию, которую набросал ночью на скорую руку, Сальери окончательно убедился, что перед ним гений. И он принял решение «остановить» Моцарта, потому что Сальери считает такую жизнь и такое творчество «неправильным». Друзья договариваются вместе отобедать в трактире, и Сальери готовит яд, который некогда оставила ему возлюбленная.
Сцена вторая
Во время ужина Моцарт делится с Сальери новостью о том, что пару недель назад к нему пришел странный гость в черных одеждах и попросил сочинить для него Requiem (траурное музыкальное произведение). И вот композитор уже написал музыку, а гость так и не возвращается. Но Моцарт даже был рад этому, потому как теперь уже мечтал оставить эту мелодию себе.
Сальери пытается утешить друга, рассказывая, что его друг Бомарше в минуты печали советовал выпить бокал игристого вина или перечитывать книгу о похождениях Фигаро. Моцарт уточняет у товарища, правда ли, что Бомарше кого-то отравил, как говорят о том слухи. И сам же резюмирует, что этого не могло быть, ведь Бомарше – гениальный автор, а «гений и злодейство – не могут существовать вместе!».
Сальери незаметно подсыпает яд в бокал Моцарта. Тот выпивает его, и по просьбе «друга» играет ему свое новое творение-реквием. Сальери понимает, что это гениальная музыка!
К концу трапезы Моцарту становится нехорошо и о отправляется домой. А Сальери остается один, размышляя над словами товарища. «Неужели он прав, и я не гений, раз я смог убить талант?».
Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»
Трагедия “Моцарт и Сальери” имеет простую и лаконичную структуру, состоящую из двух актов. Вводная сцена разворачивается в комнате Сальери и служит экспозицией произведения. Здесь мы получаем глубинное представление о характере, воспитании, скрытых мыслях и желаниях главного героя через его монолог. Сальери находится в одиночестве, и его аудиторией становятся читатели, которые вникают в его внутренний мир.
Сцена I
Мне нравится1Не нравится1
Сальери сидит в своей комнате, погруженный в размышления о своей жизни. Он отдалился от прежней праздной жизни и полностью посвятил себя музыке. Сальери проводил много времени за изучением музыки, надеясь раскрыть тайну ее создания. Однако он осознает, что не обладает истинным творческим даром, и его попытки создать собственное произведение заканчивались неудачей.
Однажды он услышал произведение выдающегося композитора Глюка, и оно восхитило его. Под влиянием творчества Глюка, Сальери решает начать все с чистого листа. Благодаря усердной и напряженной работе, Сальери достигает успеха в музыкальном мире, и его произведения становятся известными и популярными.
Сальери гордится тем, что он никогда не испытывал зависти к другим композиторам и всегда уважал их успех и славу. Однако сейчас он признает себя “завистником презренным”. Встреча с Моцартом, настоящим музыкальным гением, вызывает у него низкие чувства зависти. Он считает, что Моцарт не заслуживает своего “священного дара” и что его талант был недостойно дан ему от бога.
В это время в комнату входит веселый Моцарт, который только что был в трактире и восхищался игрой слепого скрипача. Моцарт предлагает Сальери послушать его новую композицию, фрагмент из оперы “Дон Жуан”. Однако, когда Моцарт начинает играть на скрипке, Сальери насмехается и грубо прогоняет слепого скрипача, считая его бездарным.
Затем Моцарт садится за фортепьяно и исполняет свою гениальную композицию. Сальери ошеломлен и поражен. Он удивляется тому, как Моцарт, создавая такое великолепное произведение, мог спокойно сидеть в трактире и слушать бездарную игру слепого музыканта. В этот момент Сальери осознает, что Моцарт – настоящий бог в музыке, и предлагает ему пообедать вместе.
Когда Моцарт уходит, Сальери задумывается о своем злодейском плане. У него хранится яд, который он намерен использовать для уничтожения Моцарта. Сальери убежден, что талант Моцарта не принесет пользы миру, так как он не ценит свой великий дар и не стремится передать его другим. Он считает себя избранным, чтобы освободить человечество от Моцарта, и верит, что только его смерть может исправить ошибку судьбы.
Сцена II
Мне нравится1Не нравится1
Моцарт и Сальери обедают в отдельной комнате трактира. Моцарт выражает свою тревогу другу относительно странного происшествия. Три недели назад к нему в дом пришел незнакомец в черной одежде и заказал у него траурную мессу – “Реквием”. Моцарт активно принялся за этот заказ и почти закончил его. Однако таинственный незнакомец до сих пор не дал никаких отзывов. Моцарт жалуется Сальери, что постоянно ощущает присутствие “черного человека”.
Сальери пытается успокоить Моцарта, напоминая ему о совете Бомарше, который говорил, что в тяжелые моменты нужно выпить вина или прочитать что-нибудь веселое. Когда Моцарт услышал имя Бомарше, он вспомнил, что слышал о том, что он кого-то отравил. Однако он сомневается в правдивости этой информации и уверенно заявляет: “Гений и злодейство – две несовместимые вещи”. В это время Сальери тайно подсыпает яд в стакан Моцарта.
Моцарт поднимает тост за нерушимую дружбу с Сальери и выпивает стакан. Затем он садится за фортепьяно и исполняет свое “Реквием” для Сальери. Вскоре Моцарт начинает чувствовать недомогание. Он прощается и поспешно уходит.
Оставшись один, Сальери размышляет о глубоком смысле фразы Моцарта о несовместимости “гения и злодейства”. Он задается вопросом, не доказал ли он свою неспособность и отсутствие таланта, отравив своего преданного друга. Вспоминая легендарную историю о Микеланджело, Сальери приходит к мысли, что великий скульптор убил натурщика, чтобы достоверно изобразить страдания умирающего на кресте Иисуса Христа.
Главные герои и их характеристика
В трагедии “Моцарт и Сальери” главные герои занимают центральное место, их характеристики противоположны друг другу, что создает интересный драматический контраст.
Моцарт
Мне нравится1Не нравится1
Моцарт, главный герой трагедии, является воплощением молодого композитора с непревзойденным талантом и жизнерадостной натурой. Он преисполнен радости жизни и обладает добродушным характером. Музыка создается у него легко и естественно, словно даром с небес. Моцарт пронизан чувством такта и деликатности, проявляя особую тонкость в отношениях с другими людьми.
Он олицетворяет непорочность и наивность гения. Моцарт не склонен к подозрениям и предпочитает видеть только добро в людях, в том числе и в своем “друге” Сальери. Он относится к окружающим с чистым сердцем, без подозрений и скрытых намерений.
Моцарт выступает как символ открытости и доверия. Его натуралистический подход к творчеству и жизни позволяет ему наслаждаться каждым моментом, без лишней загруженности философскими размышлениями. Он просто проживает свою жизнь, полагаясь на свой врожденный дар и интуицию.
Сальери
Мне нравится1Не нравится1
Сальери, главный антагонист трагедии, представляет собой полную противоположность Моцарту. Он обладает ярко выраженными чертами завистливого и желчного человека, пропитанного высокомерием и безжалостностью. Сальери с детства отрекся от беззаботной жизни, предаваясь учению искусству музыки. Его талант не был ему дан легко, и только через упорные занятия он смог превратить его в ремесло и достичь некоторого успеха.
Однако, когда на сцену выходит Моцарт, новый гений музыки, Сальери охватывает необузданная зависть и гордыня. Он видит в Моцарте конкурента, который угрожает его собственному статусу и славе. Завистник считает себя выше Моцарта и не может принять его беспринципной и легкомысленной природы, в которой талант проявляется без труда. Это разжигает в Сальери желчь и непомерную зависть, побуждая его задуматься о ликвидации талантливого композитора.
Сальери в своей зависти считает, что ему положено право лишить жизни гения, поскольку он не считает его достойным своих дарований. Он изо всех сил стремится уничтожить Моцарта и, используя свои козни, сыплет яд в его бокал.
Замысел поэта: что объединяет произведения
Почему Александр Сергеевич объединил 4 разных пьесы в общий цикл? Эти 4 небольших по объему произведения посвящены страстям, которые обуревают человеческую душу. Этим страстям каждый из нас не чужд. Автор показывает, насколько может изменить судьбу человека и исказить его внутреннее самоощущение одно-единственное всепоглощающее чувство. В «Скупом рыцаре» — это неумная алчность, в «Моцарте и Сальери» — зависть, в «Каменном госте» — легкомыслие и самоуверенность. Выделяется «Пир во время чумы», где скрыт очень сложный философский и психологический подтекст. Здесь показана тщета человеческой жизни, бессмысленность любых его действий в преддверии неумолимой смерти
Все равны перед смертью, и неважно, что ты делаешь, — скорбишь, пытаешься бороться, смеешься над собой, храбришься, — смерть все равно настигнет. Но очень важно в любой ситуации оставаться человеком с раскрытой душой, человеком, во главу угла ставящим непреходящие ценности любви и моральные принципы
Небольшие стихотворные произведения гения русской поэзии – настоящие трагедии отдельно взятого простого человека. Он вынужден всю свою жизнь вести сражение с самим собой, с обуревающими его соблазнами. Человек слаб, и эти соблазны могут одержать победу. И лишь смерть сравняет всех: негодяев и праведников, слабых и сильных, жадных и великодушных, «ремесленников» и гениев.
«Memento mori» («Помни о смерти»), — говорили древние римляне. Помни о смерти, чтобы быть достойным жизни.
Герои
Для Александра Сергеевича, признанного романтического поэта, это был первый серьезный драматический опыт. В «Маленьких трагедиях» почти нет любовной лирики (лишь в «Каменном госте» сюжет построен вокруг любовной линии «Дон Гуан – Донна Анна»). Каждое из этих камерных стихотворений со всей полнотой раскрывает какую-либо страсть человеческую. Чтобы было проще запомнить краткое содержание цикла, следует сначала перечислить его главных действующих лиц.
Скупой рыцарь
На сцене в «Скупом рыцаре» присутствуют:
- Альбер – молодой повеса, желающий брать от жизни все, что можно, пока есть силы и стремления;
- Барон – отец Альбера, он же Скупой рыцарь, вся жизнь которого подчинена одной цели – собрать и сохранить как можно больше денег;
- Жид – ростовщик, выступает в роли демона-соблазнителя, склоняющего юношу к убийству отца;
- Герцог – эпизодическая роль в конце пьесы (но именно ему принадлежит оставшаяся в веках фраза: «Ужасный век, ужасные сердца!»).
Моцарт и Сальери
2 героя ведут диалог в пьесе «Моцарт и Сальери»:
- Сальери – композитор, чей успех на ниве искусств объясняется его умением математически точно («поверил я алгеброй гармонию») расположить ноты и звуки, но без искры вдохновения;
- Моцарт – взбалмошный и веселый прожигатель жизни, отмеченный «божественной печатью» гениальности.
Каменный гость
Читатель знакомится с рядом персонажей, которых автор постепенно выводит на сцену. Это:
- Дон Гуан – беспечный и бесстрашный герой-любовник, ловелас, постоянно поддразнивающий судьбу и бросающий вызов всему, что становится на пути к удовлетворению его страсти;
- Лепорелло – сметливый слуга Дона Гуана;
- Донна Анна – главная героиня, красавица-вдова с романтическим ореолом, сумевшая вызвать искреннюю любовь некогда равнодушного похитителя женских сердец;
- Лаура – кокетка, прежде близкая Дону Гуану, женское воплощение беззаботного гуляки, живущего одним днем, без оглядки и мыслей о грядущей расплате;
- Дон Карлос – соперник Дона Гуана;
- Статуя Командора – воплощение возмездия.
Пир во время чумы
В пьесе несколько героев, но большинству отведена «вспомогательная» роль
Автор акцентирует внимание на четырех главных, это:
- Председатель – молодой человек, который «правит балом», направляя мысли пирующих в нужную ему сторону;
- Мери – юная девушка, певица;
- Луиза – молодая девушка, участница пира;
- Священник – берет на себя функции лица, пытающегося образумить и призвать к ответу «потерявшую лицо» молодежь, позволяющую себе веселиться в скорбное и страшное время.
Как родилась идея написания «Моцарта и Сальери»
Труд принадлежит так называемому болдинскому периоду творчества писателя. Пушкин работал успешно, результативно, завершив пьесу в 1830 году. На следующий год альманах «Северные цветы» опубликовал произведение русского гения. Пушкин создал эту полюбившуюся читателям пьесу, вдохновившись реальной историей жизни Моцарта, загадочной и бесславной смертью австрийского музыканта, а также множеством легенд и слухов, которыми обросла биография Моцарта.
Современники Пушкина подчеркивают, что идея о написании работы на подобную тематику возникла у автора в 1826 году. Биография Александра Сергеевича пестрит воспоминаниями о болдинском периоде – плодотворной и богатой на шедевры осени. Изначально Пушкиным планировалось написать девять пьес для цикла о «маленьких трагедиях», однако писатель закончил только половину из них.
Фигура Моцарта и отображение образа Сальери в литературном творчестве
Начало XIX-го века прославляло гениальность Моцарта, композитора, странно умершего в нищете и похороненного в неизвестной могиле. Жизнь и смерть Амадея – овеяны легендами и догадками, поэтому биография композитора как источник идей для литературного произведения попалась на глаза и Пушкину. Судьба гения волновала европейцев и русских – всех почитателей творчества австрийца.
Пушкин придумал историю об отравлении композитора, не ожидая, что художественный вымысел превратится в миф. Образ Сальери, выписанный русским автором, прочно вошел в сознание людей, слившись с личностью реально существовавшего Сальери. Эпизод с убийством Моцарта, павшим от руки соперника, стал стереотипной историей. Антонио Сальери же прочно укрепился в общественном сознании в образе завистника, конкурента, который так и не смог смириться с успехом и гениальностью младшего коллеги.
Пушкин прославился как поклонник художественной мистификации. Писателю нравилось придумывать литературные мифы, слухи, скандалы, запутывать следы, превращая любую новость в детективную загадку. Любопытно, что Пушкин изначально задумывал другое название для произведения – «Зависть». Таким образом, темой пьесы обозначается чувство зависти, творческое соперничество, противостояние таланта и гения, природного дара и упорного труда, рационализма и творческого порыва, ремесленничества и гениальности.
Художественная специфика «Моцарта и Сальери»
Пьера русского писателя относится к разряду трагедий, которые представляются творческим переосмыслением авторами литературных произведений человеческих пороков. В данном случае такой порок – зависть. Образы персонажей – только вспомогательные инструменты, которые помогают раскрыть главные мотивы текста.
Пушкин часто останавливался в творчестве на проблеме взаимоотношений между людьми. В этом великий русский поэт и писатель потакал признанным мастерам пера, однако, не забывая при этом вносить и индивидуальные элементы. «Моцарт и Сальери» – не историческая трагедия, потому что история не нашла подтверждения того, что Сальери – убийца Амадея.
Композиционно пьеса наследует классические образцы, свойственные этому жанру литературных произведений. Жанр, таким образом, можно определить как трагедию в два действия. Русский писатель вводит собственное жанровое определение, называя «Моцарта и Сальери» «маленькой трагедией». Эта дефиниция нашла свое место в литературной критике. Пьера создана в рамках классицистического направления, когда автор придает единство месту, времени и действию. Эта традиция пришла в искусство из античности, в частности, из древнегреческого театра. Особенный акцент Пушкин поставил на монологи соперника Моцарта – Антонио Сальери.
Охарактеризовав некоторые ключевые особенности пьесы, перейдем к описанию сцен и действий «Моцарта и Сальери», остановившись перед этим на анализе центральных действующих лиц.
Краткая биография Сальери
Итальянский и австрийский композитор, дирижер и педагог, Антонио Сальери был одним из самых успешных и признанных
музыкальных авторов своего времени. Он родился в 1750 году в окрестностях Вероны в семье богатого торговца. Одаренный юноша некоторое время обучался музыке в Венеции, затем в 1766 году Антон Сальери (немецкий вариант звучания имени)переехал в Вену – столицу Австрии.
После опубликования оперы “Армида” стал довольно известным композитором, автором многих вокальных и инструментальных произведений. В течение своего творческого периода написал более сорока опер и имел большой успех не только в Австрии, но и во Франции.
С 1774 года музыкант был назначен придворным композитором, а с 1778 года по 1824 год служил королевским капельмейстером, обладая прекрасными дипломатическими качествами и музыкальным талантом.
Профессиональная карьера
композитора была чрезвычайно успешной – он занимал самый высокий европейский пост в профессиональной среде. Композитор пережил трех императоров, неизменно участвуя во всех значимых мероприятиях общественной и музыкальной сферы Европы. Был обеспеченным человеком.
Педагогическая деятельность
Учениками великого педагога-композитора были:
- Людвиг Ван Бетховен;
- Франц Петер Шуберт;
- Ференц Лист;
- Карл Черни;
- Ян Непомук Гуммель;
- Луиджи Керубини.
Важно!
Скончался музыкант в 1825 году в Вене, сделав великолепную карьеру не только как композитор и дирижер, но и как педагог и общественный деятель. Маэстро полностью реализовался в профессии и был успешен в искусстве
Первая сцена
Начинается «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» с того, что Сальери предается размышлениям по поводу своего детства, сидя в комнате в одиночестве. Он вспоминает, как начался его творческий путь в мир музыки, говорит, что с малых лет восхищался церковным органом. Герой рано начал взрослеть и осознавать пристрастие к музыке, в результате чего отказался от «праздных забав» и равнодушно относился к ремеслам и наукам.
Таким образом, композитор постепенно овладел некоторым мастерством в своем деле. Тогда же он начал мечтать о творческом величии, но не задумывался о славе. Трудился музыкант усердно, днями напролет, «позабыв и сон и пищу», после чего сжигал неудачные произведения и наблюдал, как те «пылая, с легким дымом исчезали».
Слава все-таки пришла к Сальери. Музыкант искренне наслаждался не только своим успехом, но и успехом коллег. «Никогда я зависти не знал», — открыто говорит композитор. Но, по его словам, все изменилось, когда в его жизни появился гений Моцарт, а трудолюбие отошло на второй план. Именно тогда Сальери узнал, что такое «мучительно завидовать». Заканчивается исповедь тем, что музыкант выкрикивает имя Моцарта, и тот приходит на его зов.
Моцарт желает представить своему другу старого скрипача, который насмешил композитора своим исполнением арии из «Дон-Жуана». Гость относится к сомнительному мастерству скрипача с усмешкой, а Сальери негативно настроен на такого рода искусство и негодует по поводу реакции друга. Он прогоняет старика.
Однако у Моцарта есть еще новость для Сальери, и он решает показать ему несколько своих творений, которые создал от бессонницы. Музыкант был поражен композициями коллеги и называет его «богом». Автор же не видит в своих работах ничего «божественного» и отвлекается на желание перекусить.
Сальери зовет товарища пообедать в трактир Золотого Льва. Моцарт уходит, чтобы предупредить жену о своем отсутствии.
Оставшись в одиночестве, композитор снова начинает размышлять, но теперь уже о своем предназначении остановить коллегу, от которого он не ждет пользы для музыки. Герой думает, что не стоит Моцарту продолжать создавать музыкальные шедевры, которые никто не сможет перерасти, ведь из-за этого искусство погибнет, так как не сможет развиваться.
У Сальери есть яд, который оставила ему возлюбленная Изора. Композитор не смог отравить сам себя, хотя множество лет тянулся к колбе. Он продолжал надеяться, что однажды «мир принесет внезапные дары», и его «посетит восторг», или же он встретит «злейшего врага» и отравит его подарком Изоры. Сальери решает, что яд станет причиной гибели противника. На этом заканчивается первая сцена.
Сюжет пьесы «Моцарт и Сальери» по сценам с цитатами
Сцена 1
Сальери вспоминает, как однажды, будучи еще ребенком, он услышал звучание церковного органа. Музыка настолько впечатлила мальчика, что с тех пор он посвятил ей свою жизнь, полностью отвергнув «праздные забавы».
Для Сальери искусство было подобно ремеслу. Он, «звуки умертвив», музыку «разъял, как труп», и познавал гармонию, как науку, проверяя ее алгеброй.
Творя произведения, Сальери нередко сжигал свои работы, так как не считал их достаточно талантливыми. Сейчас же, благодаря упорному многолетнему труду он достиг «степени высокой» и мирно наслаждался своим «успехом, славой». Однако Сальери мучает то, что ранее он не завидовал другим музыкантам, тогда как теперь испытывает зависть к своему другу Моцарту – молодому праздному гуляке, но гениальному композитору.
К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:
«Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я».
Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.
Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:
«Теперь – пора! заветный дар любви,
Переходи сегодня в чашу дружбы».
Сцена 2
Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт рассказывает другу, что три недели назад к нему приходил «человек, одетый в черном». Учтиво поклонившись, он заказал композитору Requiem и скрылся. Моцарт тотчас сел за работу, но с того времени заказчик не появлялся. Композитор даже рад этому, так как не хотел бы расставаться со своей работой. Однако после случившегося Моцарт находится в постоянной тревоге:
«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит».
Сальери пытается развеять страхи друга – он вспоминает, что как-то Бомаше советовал ему для веселья выпить шампанского или перечитать «Женитьбу Фигаро». Моцарт интересуется: правда ли, «что Бомаше кого-то отравил?», но сам не верит в это:
«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?».
Сальери незаметно бросает яд в стакан Моцарта и подает ему. Композитор пьет за «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», после чего садится за фортепиано и играет свой Requiem. Сальери не смог удержать слез:
«Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг».
Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:
«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?».
Заключение
В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения – того, что после смерти Моцарта, таким как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Предыдущая запись Краткое содержание рассказа «Цифры» И. А. Бунина
Замысел пьесы
- Слухи о Сальери.
- «Культ Моцарта».
- Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера.
- «Драматические сцены» Барри Корнуола.
- Легенда о Микеланджело: гений и злодейство.
Данных о том, как складывался замысел его драматического произведения, к сожалению, нет никаких. Но среди его бумаг были ссылки на «некоторые немецкие журналы».
Известно, что в 1824 году в Вене начал распространяться слух о том, будто Антонио Сальери сознался в убийстве великого композитора. После преступления прошло уже 30 лет, а сам придворный капельмейстер и известный композитор находился длительное время в психиатрической больнице. Это было напечатано во многих немецких газетах и журналах. Некоторые журналы с этим слухом оказались и у Пушкина. Кстати, эта версия уже тогда, в 1834 году, была опровергнута.
В России начала XIX века возник «Культ Моцарта»
. Одним из главных служителей этому культу стал Улыбышев, который был известен как музыкальный критик. Он считал, что больше нет гениев, кроме Моцарта. Поэтому упоминание о гениальном зарубежном композиторе было популярным в литературе.
Когда Александр Пушкин начал свою работу над пьесой, многие были уже знакомы с подробной биографией предполагаемого убийцы гения. Самую подробную и реальную биографию этого известного композитора написал Игнац фон Мозел, который издал её в 1827 году. Сам композитор умер в 1825 году, поэтому статьи о нём, написанные после смерти, попали и в русские печатные издания.
В 1826 году в одном из российских журналов был опубликован отрывок из книги, в которой как раз рассказывалось о примечательной и интересной жизни одного из художников. Это так заинтересовало читателей, что вскоре книги была переведена на русский язык и полностью напечатана. Письма самого Иосифа Берглингера стали источником вдохновения для Пушкина
. Считается, что первый монолог главного пушкинского героя с ними очень похож. Краткий пересказ «Моцарт и Сальери» представлен в этой статье.
По мнению Дмитрия Благого, для Пушкина значительным толчком стали и «Драматические сцены» английского поэта Берри Корнуола, которые Александр Сергеевич читал в Болдине. Со временем Корнуола стал любимым писателем «опального поэта».
Известно, что Пушкин свой цикл «Маленькие трагедии» задумывал первоначально назвать «Драматическими сценами». Об этом он несколько раз упоминает в письмах к своим друзьям. По конструкции пушкинские драмы очень похожи на те произведениями, которые писал Корнуола. Есть между пьесами английского поэта и Пушкина и текстуальные совпадения.
Пушкин, безусловно, был знаком и с легендой о Микеланджело. О нём он упоминает и в своей «маленькой трагедии», где в последнем монологе Сальери, пытаясь оправдать свой поступок, вспоминает о гении, который совершил преступление во имя искусства
.
Идея произведения
Кого считать творцом — того, кто знает теорию и практику ремесла, или движимого музой и воображением юношу? А. Пушкин в своем произведении описал противостояние гордыни и достоинства — это главная тема поэмы. И это необходимо записать в читательский дневник, если такой ведется.
Сальери в трагедии — это трудолюбивый, но ослепленный гордостью человек. Его друг от рождения имеет чувство такта и гармонии, необходимые музыканту. Гордость, зависть, и жажда славы одолевает Сальери. Он не способен противостоять рожденному в душе злому чувству.
Другой литературный образ — Моцарт — совершенно иначе смотрит на славу. Он к ней не стремился, не мучал свою душу испытаниями ради славы.
Сцена отравления
Читать 2 главу, где Сальери отравляет друга, тяжело и неприятно. Читатель чувствует, что сейчас свершиться что-то неправильное, чуждое дружбе и величию души.
Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» раскрывает не только чувство зависти, но и понятие о гении. Герой пьесы задает своему другу вопрос: правда ли, что их знакомый Бомарше кого-то специально отравил? Но тут же сам себя одергивает. Этого не может быть, великий гений никогда не опустится до низкого поступка.
Однако Сальери не в силах совладать со своим внутренним демоном. Он отравляет вино друга, и считает, что тем самым выполняет свой долг перед нынешним и будущими поколениями музыкантов.
Если описать трагедию очень кратко, то история будет состоять всего из 2 тезисов:
- Один музыкант действительно талантлив, другой же голодал и не спал ночами, чтобы научиться творить.
- Талантливого композитора убивает посредственный музыкант.
Мог ли убийца сдержать свой порыв, облегчить страдания души молитвой и покаянием? Мог, но разум был затуманен. Он уже не видел в Моцарте кумира или друга; видел лишь постороннего, мешающего славе.
Выпив яд, знаменитый композитор садится за рояль и играет недавно законченный им реквием. Внезапно он замечает, что ему стало не по себе, и покидает трактир. Сальери сухо прощается с ним.
После ухода друга Сальери спрашивает себя — достоин ли он теперь звания гения, которым наградил его отравленный молодой человек? Ответ должен найти в своем сердце читатель.
Композиция
Композиция содержит все необходимые этапы для развития сюжета. Она начинается с экспозиции, которая представлена монологом Сальери о жизни и искусстве. Этот монолог помогает нам погрузиться в мир персонажей и понять их внутренний мир и мотивации.
Действие трагедии развивается в двух актах, которые построены на размышлениях и речах главных действующих лиц. В ходе развития сюжета достигается кульминация, наивысшая точка напряжения и конфликта. Здесь зависть Сальери к Моцарту достигает своего пика, и мы видим глубину эмоционального и морального противостояния между персонажами.
В конце произведения наступает философская развязка, которая воплощается в фразе о гении и злодействе, произнесенной обоими героями. Эта фраза выражает главную мысль трагедии, о том, что гениальность и злодейство несовместимы. Она становится своего рода заключительным аккордом, оставляющим читателя или зрителя с глубокими размышлениями о нравственных и философских аспектах человеческой природы.
Важные композиционные особенности:
- Присутствие монологов и размышлений Сальери в начале и конце произведения. Его мысли глубоки, а рассуждения о музыке, труде и искусстве являются основой всей трагедии. Пушкин, используя этот прием, показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
- Характер монологов злодея резко меняется во второй части трагедии. Его рассудительные рассуждения сменяются отрывистыми и противоречивыми фразами, что свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
- Связующим звеном между событиями и размышлениями Сальери является флакон с ядом. Он всегда находится у Сальери, что символизирует темную сторону его души. Присутствие яда подчеркивает готовность завистника перейти к действиям.
- Фразу о гении и злодействе произносят оба героя – Моцарт и Сальери. Это подчеркивает главную мысль литературного произведения Пушкина. Фраза становится ключевой, выражая непримиримое противоречие между гениальностью и злом.
Отзыв для читательского дневника
Никаких доказательств отравления Моцарта Сальери найдено не было. В 1997 г. даже состоялся суд, вынесший официальное решение о его невиновности.
Сальери сам признается, что идет на убийство друга исключительно под влиянием зависти. Все его рассуждения о «праздности» Моцарта, его легкомысленном отношении к своему таланту, нежелании передать свой дар потомкам – всего лишь отговорки. Сальери просто пытается хоть как-то обосновать свой преступный замысел. Уже после отравления он серьезно задумывается: оправдан ли его роковой поступок?
Реальный Сальери, в отличие от литературного образа, был талантливым и известным композитором. В пьесе он представлен «ремесленником» в музыке, который не способен создать великое произведение. Сальери подавлен величием Моцарта. Единственный выход он видит в его убийстве. Настоящей творец никогда бы на это не пошел, что и подтверждает Моцарт фразой о несовместимости «гения и злодейства». Тот, кто созидает, не способен разрушать. Так же верно и обратное утверждение.