Кларисса, или история молодой леди. «кларисса, или история молодой леди сэмюэль ричардсон кларисса или история молодой леди

Кларисса, или история молодой леди. «кларисса, или история молодой леди сэмюэль ричардсон кларисса или история молодой леди

Краткое содержание «Мой спутник»

Читать «Мой спутник» в кратком содержании

В двух словах: Рассказчик ведёт попавшего в беду грузинского князя в Тифлис. Его спутник не работает, живёт за счёт попутчика и обещает хорошую жизнь по прибытии. Придя в город, он бесследно исчезает.

В одесской гавани рассказчик знакомится с грузинским князем Шакро Птадзе. Одураченный товарищем, тот остался без средств к существованию. Повествователь приглашает грузина отправиться вместе с ним в Крым пешком. Он обещает Шакро, что или найдёт ему попутчика до Тифлиса, или лично поедет с ним.

В пути они знакомятся ближе. Шарко Птадзе рассказывает повествователю о жизни на Кавказе, об обычаях. Эти рассказы интересны, но поражают рассказчика жестокостью и варварством кавказцев. Истории грузина рисуют его в неприглядном свете.

Рассказчик и Птадзе прибывают в Крым. Рассказчик работает, кормит себя и спутника, грузин же увиливает от работы, зато постоянно помыкает товарищем. Зарабатывает Шарко только сбором милостыни.

Рассказчик всё терпит и прощает своему спутнику, но один раз грузин наносит ему сильную обиду. Как-то раз вечером, сидя у костра, грузин начинает смеяться над внешностью рассказчика, утверждая, что рожа у него глупая как у барана. Оскорблённый рассказчик покидает своего спутника, но тот его догоняет и извиняется перед ним. Рассказчик вновь прощает грузина.

Феодосия обманывает их ожидания, путники отправляются в Керчь, где тоже не представляется возможности заработать, чтобы добраться до Тифлиса. Тогда у рассказчика возникает план, который он реализует с наступлением темноты.

Ночью путешественники воруют лодку и отправляются в плаванье. Они чуть не гибнут в морской пучине, но всё-таки добираются до земли. Оказавшись на суше, спутники бегут к огню, который сверкает впереди.

На путешественников нападают собаки, но чабаны их отгоняют, приводят путешественников к костру, кормят и решают что делать. Выдвигаются предложения свести их к атаману или к таможенным. Самый старший из чабанов решает грузина и повествователя отпустить, а лодку поутру отправить обратно в Керчь.

Рассказчик получает от чабанов хлеба и сала на дорогу, благодарит их, чем удивляет старика, и вместе с Птадзе отправляется в путь по дороге на Анапу. По дороге грузин смеётся, рассказчик интересуется причиной его веселья. Шакро отвечает: «Знаишь, что я сдэлал бы, когда бы нас павэли к этому атаману-таможану? Нэ знаишь? Я бы сказал про тэбя: он мэня утопить хотэл! И стал бы плакать. Тогда бы мэня стали жалэть и не посадыли бы в турму».

Возмущённый цинизмом своего спутника рассказчик пытается доказать ему неправильность его суждений, но не добивается в этом деле успеха. Шакро не понимает простых человеческих законов морали. Грузин пользуется всеми благами, исходящими от рассказчика, обещая ему райскую жизнь в Тифлисе.

Они прибывают в Терскую область. Одежда и обувь Шакро выглядят плачевно, но его неуёмный аппетит не даёт повествователю скопить средств на новую одежду для грузина. Однажды в какой-то станице он вытаскивает из котомки рассказчика пять рублей, пропивает их и приводит какую-то бабу. Она начинает обвинять рассказчика, требует с него деньги, которые он якобы отнял у грузина в Одессе, грозится свести в войсковую. С помощью трёх бутылок вина молодому человеку удаётся избежать скандала.

Рано утром рассказчик и грузин выходят из станицы. В пути их застаёт дождь. Рассказчик поддаётся настроению и начинает петь, но Птадзе запрещает ему продолжать. Грузин говорит своему спутнику что он, Шакро, человек, а рассказчик — никто. Обещает вознаградить, если тот будет и дальше служить ему.

Недалеко от Владикавказа путешественники нанимаются к черкесам собирать кукурузу. В этом ауле Шакро ворует лезгинскую кисею. Это выясняется уже по дороге к Тифлису. Рассказчик, наслышанный о мстительности черкесов, забирает у грузина кисею и швыряет на дорогу. Он вновь пытается объяснить Птадзе, что его поступок — плохой. Тот сперва молча слушает, а потом нападает на рассказчика. Между ними происходит короткая драка. Её останавливает Шакро. Они мирятся, отдыхают и снова отправляются в путь.

Путешественники добираются до Тифлиса, но в город не заходят — Шакро уговаривает рассказчика ждать до вечера, ему стыдно, что он, князь, в лохмотьях. Грузин берёт у товарища башлык, чтобы не быть узнанным, и просит подождать конку на станции Верийский мост. Грузинский князь Шакро Птадзе уходит, больше рассказчик его не встречает.

Содержание романа «Кларисса или история молодой леди»

Глава 1: Введение

Роман начинается с представления главной героини — Клариссы Гарднер, молодой и привлекательной леди из богатой семьи. Она выросла в счастливой семье, но ее жизнь меняется, когда ее родители погибают.

Глава 2: Кларисса и ее добродушная тетя

Кларисса остается под опекой своей тети, которая заботится о ней и пытается найти ей хорошее замужество. Кларисса не соглашается на предложение брака от неприятного, но богатого дворянина и надеется на большую любовь.

Глава 3: Кларисса и ее лучшая подруга Люсия

Кларисса встречает Люсию, свою лучшую подругу. Они делятся своими надеждами и мечтами, и обе мечтают о настоящей любви. Люсия рассказывает Клариссе о своем интересе к молодому и образованному юноше.

Глава 4: Знакомство с Серджио

Кларисса встречает Серджио, молодого и привлекательного человека, который приезжает в их город. Они начинают проводить время вместе и влюбляются друг в друга.

Глава 5: Изменение судьбы

Кларисса узнает, что ее тетя умирает и оставляет ей огромное состояние. Однако Кларисса сталкивается с дилеммой — браком с родственником тети или продолжением отношений с Серджио.

Глава 6: Свадьба и вселенский успех

Кларисса решает выйти замуж за родственника тети из соображений благополучия своей семьи. Однако после свадьбы она обнаруживает, что ее муж — грубый человек, который не проявляет никакой любви к ней.

Глава 7: Проблемы в браке

Кларисса страдает от непристойного поведения своего мужа, который не уважает ее и пренебрегает ее чувствами. Она пытается найти счастье в других занятиях и ищет поддержку у своего друга Серджио.

Глава 8: Крушение брака

Кларисса решает покинуть своего мужа и начать новую жизнь. Она возвращается к любви к Серджио и пытается восстановить свою счастливую жизнь.

Глава 9: Новое начало

Кларисса уезжает из города и начинает жить самостоятельно. Она становится успешным писателем и находит свою истинную судьбу.

Глава 10: Счастливый финал

Кларисса и Серджио встречаются снова и обнаруживают, что их любовь никогда не исчезла. Они понимают, что они сделали правильный выбор, и они счастливы вместе, начиная новую главу своей жизни.

Основные события в романе «Кларисса или история молодой леди»

Основные события в романе:

1. Вступление: Роман начинается с предисловия, в котором автор объясняет, что рассказ будет состоять из писем различных персонажей. Автор также предупреждает о возможных насилии и сексуальных сценах, которые могут шокировать неподготовленного читателя.

2. Первое знакомство Клариссы и лорда Ланкастера: Кларисса встречает лорда Роберта Ланкастера, который пытается узнать ее лучше. Кларисса испытывает смешанные чувства к отношениям с Ланкастером из-за своего низкого социального статуса и семейных обязательств.

3. Напряженные отношения в семье Клариссы: Кларисса живет со своими родителями и сестрой, которые часто конфликтуют между собой. Отец Клариссы настаивает на ее замужестве с мужчиной, который может обеспечить ей высокий социальный статус, в то время как Кларисса мечтает выйти замуж по любви.

4. Сближение Клариссы и Роберта Лавелейса: Кларисса знакомится с Робертом Лавелейсом, сыном известной семьи и богатым наследником. Они начинают проводить время вместе, и Кларисса влюбляется в Лавелейса, несмотря на предупреждения о его плохой репутации.

5. Семейное принуждение Клариссы: Родители Клариссы принуждают ее выйти замуж за мужчину, которого она не любит, чтобы обеспечить процветание семьи. Кларисса отказывается и убегает от дома, чтобы избежать вынужденного брака.

6. Путешествие и скрытие: Кларисса путешествует по стране, бегая и скрываясь от родителей, желающих вернуть ее домой. В это время она заводит переписку с различными персонажами, включая Лавелейса, который продолжает пытаться завоевать ее сердце.

7. Окончание романа: Роман заканчивается трагически для Клариссы. Ее преследует Лавелейс, который принуждает ее вернуться к нему. Они попадают в опасную ситуацию, и Кларисса решает покончить с собой, чтобы избежать страданий. Роман заканчивается смертью героини и печалью всех, кто ее знал.

Весь роман «Кларисса или история молодой леди» можно рассматривать как трагическую историю о социальных ожиданиях, индивидуальной свободе и моральных выборах, которые противоречат друг другу. Роман вызывает много дискуссий и до сих пор считается одной из важнейших работ английской литературы XVIII века.

Автор и читатели

Роман имел огромный успех. Им зачитывались, умоляли Ричардсона, чтобы Кларисса не умерла, чтобы, подобно Памеле, жила счастливо. Однако наибольшее впечатление на аудиторию произвёл демонический образ Ловеласа. По некоторым оценкам, Ловелас как персонаж ярче Клариссы. (Пушкин называл Клариссу «скучной дурой» ). По мнению некоторых критиков, читатели восприняли психологизм романа и ёмкие характеры героев иначе, чем рассчитывал автор. Более того, психологизм вышел на первый план и перекрыл моральную сторону, которая для Ричардсона была главной.

Ричардсон счёл, что его роман не поняли — неправильно оценили фигуру Ловеласа . Третий том он снабдил обширными комментариями, где объяснял, как именно нужно читать его роман и как понимать все поступки героев.

Отрывок, характеризующий Кларисса (роман)

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

Анна Хоу пишет своей подруге Клариссе Гарлоу о том, что в свете много говорят о стычке между Джеймсом Гарлоу и сэром Робертом Ловеласом, закончившейся ранением старшего брата Клариссы. Анна просит рассказать о случившемся, а от имени своей матери просит прислать копию той части завещания деда Клариссы, в которой сообщаются причины, побудившие пожилого джентльмена отказать свое имущество Клариссе, а не сыновьям или другим внукам.

Кларисса в ответ подробно описывает случившееся, начиная свой рассказ с того, как Ловелас попал в их дом (его представил лорд М. — дядя молодого эсквайра). Все произошло в отсутствие героини, и о первых визитах Ловеласа она узнала от своей старшей сестры Арабеллы, которая решила, что утонченный аристократ имеет на нее серьезные виды. Она без стеснения рассказывала Клариссе о своих планах, пока не поняла наконец, что сдержанность и молчаливая учтивость молодого человека свидетельствуют о его холодности и отсутствии какого-либо интереса к Арабелле. Восторги сменились открытой неприязнью, которую охотно поддержал брат. Оказывается, он всегда ненавидел Ловеласа, завидуя (как безошибочно рассудила Кларисса) его аристократической утонченности и непринужденности в общении, которая дается происхождением, а не деньгами. Джеймс начал ссору, а Ловелас лишь защищался. Отношение семьи Гарлоу к Ловеласу резко изменилось, и ему отказали от дома.

Из обещанной копии, приложенной к письму Клариссы, читатель узнает, что семья Гарлоу весьма состоятельна. Все три сына покойного, в том числе и отец Клариссы, располагают значительными средствами — рудниками, торговыми капиталами и т. д. Брат Клариссы обеспечен своей крестной матерью. Кларисса же, с самого детства заботившаяся о старом джентльмене и тем самым продлившая его дни, объявляется единственной наследницей. Из последующих писем можно узнать о других пунктах этого завещания. В частности, по достижении восемнадцатилетнего возраста Кларисса сможет распоряжаться унаследованным имуществом по своему усмотрению.

Главные герои романа «Кларисса или история молодой леди»

Роберт Лавлейс – коварный и безжалостный аристократ, который преследует собственные корыстные интересы. Он увлекается искусством соблазнения и использует свои очаровательные манеры, чтобы достичь своих целей. Роберт влюбляется в Клариссу и искушает ее отступить от идеалов и решиться на опасный шаг.

Анна Харлоу – старшая сестра Клариссы и ее близкая подруга. Анна всегда поддерживает и помогает ей в трудные моменты. Она заботится о судьбе своей сестры и стремится сохранить ее доброе имя.

Дэвид Харлоу – отец Клариссы и Анны. Он предан своим дочерям и старается сделать все возможное для их счастья. Однако его способность управлять ситуацией семейного скандала оказывается недостаточной, чтобы предотвратить трагическое развитие событий.

Джеймс Харлоу – брат Клариссы и Анны. Он отличается нестабильным характером и предпочитает свои собственные желания интересам семьи. Джеймс не одобряет романтических стремлений Клариссы и заранее осуждает ее поступки.

Пол Джонс – молодой человек, влюбленный в Клариссу. Он страстно предан своей возлюбленной и готов жертвовать ради нее всем. Однако его статус и обстоятельства не позволяют ему составить конкуренцию Роберту Лавлейсу.

Ганныр Кларк – друг Клариссы, который ее поддерживает и сопереживает. Ганныр проявляет верность и преданность во всем, что связано с Клариссой, и помогает ей выстоять перед испытаниями, с которыми она сталкивается.

Сюжет

Роман написан в эпистолярном жанре . События показаны читателю через переписку персонажей.

Кларисса Харлоу — младшая дочь из разбогатевшей буржуазной семьи — получает большое наследство от деда. Будучи девушкой высоконравственной и альтруистичной, она передаёт свои права другим членам семьи. Брат Джеймс и сестра Арабелла начинают её притеснять, добиваясь брака с отвратительным, но богатым Солмсом. Для Клариссы брак без любви невозможен, и она категорически отказывается.

Аристократ Ловелас (Лавлэйс), видя, в какой она ситуации, решает этим воспользоваться и соблазнить невинную девушку. Он похищает её под видом спасения, держит в грязном притоне, выдавая его за достойный дом вдовы священника. Несколько его знакомых проституток и друзей играют роли дам светского общества и их кавалеров. Между Клариссой и Ловеласом идёт нравственный поединок. Ловелас подвергает её духовным испытаниям, которые Кларисса проходит с честью. В конце концов, он берёт её силой. Для Клариссы после этого всё кончено. Все её духовные принципы попраны. Она умирает, успев его простить, а Ловелас всю оставшуюся жизнь живёт в страшном раскаянии. В конце концов он погибает на дуэли.

Глава 1: Одиночество юной аристократки

Однако, несмотря на то что Кларисса окружена людьми, ее чувство одиночества и оторванности только усиливается. Она не может найти взаимопонимания со своими ровесниками из-за разницы в образовании и интересах. Ее ум и душа иссушены от недостатка внимания и понимания.

В этой главе автор придает особое внимание внутреннему мире Клариссы, ее мыслям, чувствам и эмоциям. Она постоянно стремится найти свое место в обществе и выработать собственные ценности

У нее хорошая интуиция и острый ум, но она чувствует себя заточенной и неполноценной.

Как юная аристократка, Кларисса сталкивается с ограничениями и ожиданиями, которые ей навязывает общество. Она должна исполнять свои обязанности по-доброму и благородно, быть моделью элегантности и безупречного поведения. Однако, ее сердце тянется к свободе и независимости.

Таким образом, глава 1 задает основу исследования внутреннего мира Клариссы, разбирает ее чувства одиночества и недооцененности, а также вводит читателя в аристократическую среду, которая будет описана детальнее в следующих главах.

Символы Описание
Кларисса Юная аристократка, страдающая от одиночества
Граф и леди Родители Клариссы, занятые своими обязанностями
Ограничения общества Нормы и ожидания, которым должна соответствовать Кларисса
Свобода и независимость Чувства, тянущие Клариссу в отличие от ожиданий общества

Ответ

Критики обычно считают Клариссу одним из шедевров европейской литературы восемнадцатого века. Влиятельный критик Гарольд Блум называет этот роман одним из своих любимых романов, который он «перечитывает каждый год или около того». Роман был хорошо принят в момент выхода в свет. Однако многие читатели требовали от Ричардсона счастливого завершения свадьбы между Клариссой и Лавлейс. В конце романа многие читатели были расстроены, а некоторые даже написали альтернативные концовки истории с более счастливым завершением. Среди наиболее известных были более счастливые альтернативные концовки, написанные двумя сестрами, леди Брэдшай и леди Эчлин. Ричардсон чувствовал, что мораль рассказа и его послания не дошли до аудитории должным образом. Таким образом, в более поздних выпусках романа он попытался сделать характер Клариссы более чистым, в то время как персонаж Лавлейс стал более зловещим в надежде заставить аудиторию лучше понять его намерения при написании романа.

Американская медсестра-новатор. Клара Бартон. Полное имя Кларисса Харлоу Бартон, в честь героини романа Ричардсона.

Глава 3: Любовь и обольщения в турбулентных временах

Кларисса, дочь знатного аристократа, влюбляется в молодого и обаятельного кавалера, который также является страстным сторонником идеалов Просвещения. Они вместе исследуют новые идеи и философские концепции, такие как равенство и свобода.

Однако в эпоху, полную социальных протестов и политических изменений, молодая пара сталкивается с многочисленными преградами на своем пути. Им приходится преодолевать сопротивление от стороны консервативной аристократии и своих семей, которые не одобряют их связь.

В то же время, Кларисса оказывается подвержена обольщениям и соблазнам других мужчин, которые хотят использовать ее для своих собственных интересов. Она сталкивается с политическими интригами, корыстолюбием и предательством, что ставит под угрозу ее отношения с единственным, кого она искренне любит.

Весьма эмоциональный и драматичный поворот событий ожидает Клариссу и ее возлюбленного в конце главы 3, когда они осознают, что любовь и идеалы Просвещения не всегда могут преодолеть жесткую реальность и преграды общества.

Персонажи

Основные персонажи:

  • Мисс Кларисса Харлоу: титульный персонаж романа. Кларисса — молодая и добродетельная женщина, которая в конечном итоге становится жертвой Роберта Лавлейса после того, как он убеждает ее сбежать с ним, а затем изнасилует ее. Чувствуя, что она полностью потеряла волю к жизни после потери своей добродетели, Кларисса готовится к смерти.
  • Роберт Лавлейс: злодей из истории и преследователь Клариссы. Мистер Лавлейс рассматривается как мерзкий и эгоистичный персонаж, который отказывается перестать вожделеть Клариссу, пока не получит то, что хочет.
  • Энн Хоу: лучший друг Клариссы, которому она постоянно пишет на протяжении всей истории. Энн служит доверенным лицом Клариссы по ходу истории.
  • Джон Белфорд: близкий друг мистера Лавлейса, которому он пишет по ходу истории. Однако по мере развития сюжета он постепенно становится на сторону Клариссы вместо мистера Лавлейса.

Второстепенные персонажи:

  • Джеймс Харлоу, старший: отец Клариссы
  • Леди Шарлотта Харлоу: мать Клариссы
  • Джеймс Харлоу, младший: брат Клариссы, заклятый враг Роберта Лавлейса.
  • Мисс Арабелла Харлоу: старшая сестра Клариссы
  • Джон Харлоу: дядя Клариссы (старший брат ее отца)
  • Энтони Харлоу: дядя Клариссы (младший брат ее отца)
  • Роджер Сольмс: богатый человек, за которого родители Клариссы хотят, чтобы она вышла замуж
  • миссис Херви: тетка Клариссы (леди Шарлотта Харлоу), сводная сестра
  • Долли Херви: дочь миссис Херви
  • миссис Херви. Нортон: медсестра Клариссы, несчастная вдова
  • полковник Морден: человек удачи, близкий родственник семье Харлоу
  • миссис Морден. Хау: Мать мисс Хоу
  • мистер Хикман: ​​Поклонник мисс Хоу
  • доктор. Левин: один из наставников Клариссы, богобоязненный и ученый
  • доктор. H: Врач
  • Мистер. Элиас Брэнд: молодой священник
  • Лорд М.: дядя мистера Лавлейса
  • Леди Сара Садлэйр: сводная сестра лорда М., вдова, дама чести и богатства
  • Леди Бетти Лоуренс: сводная сестра лорда М., вдова, дама чести и богатства
  • Мисс Шарлотта: племянница лорда М., характерная девушка
  • Пэтти Монтегю: племянница Лорд М., образцовая дама
  • Ричард Моубрей: Развратник, джентльмен, компаньон мистера Лавлейса
  • Томас Долман: Распутник, джентльмен, компаньон мистера Лавлейса
  • Джеймс Турвиль: Развратник, джентльмен, компаньон мистера Лавлейса
  • Томас Белтон: Развратник, джентльмен, компаньон мистера Лавлейса
  • Капитан. Томлинсон: Предполагаемое имя сводника, который помогает мистеру Лавлейсу
  • миссис Мур: овдовевшая джентльменка, содержавшая ночлежку в Хэмпстеде
  • Мисс Роулинс: известная молодая джентльменка из Хэмпстеда
  • миссис Роулинз. Бевис: живая вдова из Хэмпстеда
  • миссис Синклер: вымышленное имя частной хранительницы публичного дома в Лондоне
  • Салли Мартин: помощник и партнер миссис Синклер
  • Полли Хортон: помощник и партнер миссис Синклер
  • Джозеф Леман: Слуга
  • Уильям Саммерс: слуга
  • Ханна Бертон: Слуга
  • Бетти Барнс: Слуга
  • Доркас Уайкс: Слуга

Психологический анализ

«Кларисса» — это шедевр психологической прозы. Моральный долг в лице Клариссы противопоставлен беспринципности Ловеласа. Кларисса добра и нравственна, Ловелас циник и эгоист. Она жертва, он хищник. Они — противоположные концепции человека.

Ричардсон прослеживает всё сложное развитие их отношений. Сначала взаимная симпатия, потом любовь и острый нравственный и мировоззренческий поединок. Хищник-демон Ловелас пытается подавить личность Клариссы, сломить её духовно и физически, подчинить себе. Кларисса, со своей стороны, надеется на его исправление и нравственное преображение. Встретив стойкое сопротивление, Ловелас начинает сомневаться в себе и приходит от этого в ярость. Он строит всё более коварные козни, чтобы сломить волю Клариссы.

Кларисса подверглась насилию, угасла, умерла. Однако её смерть — победа, ибо Ловелас раскаивается и живёт в беспросветной тоске. Кларисса не вознаграждается за добродетель при жизни (в отличие от Памелы), но её добродетель торжествует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: