Краткое содержание
Возвращаясь с охоты на телеге, рассказчик видит похоронную процессию, которая движется по соседней дороге. Чтобы избежать встречи (дурная примета), кучер подгоняет лошадей. Ему удается вырваться вперед, но вскоре у телеги ломается ось.
Процессия медленно добирается до путников. Она состоит из едущего на телеге священника, несущих гроб мужиков и двух женщин: старухи и молодой бабы.
Кучер говорит рассказчику, что хоронят плотника Мартына, который умер от горячки. Подумав и понюхав табака, кучер призывает барина сесть на телегу. Даже со сломанной осью он надеется потихоньку добраться до Юдиных выселок.
Рассказчик, опасаясь занять прежнее место, идет за телегой пешком. Каким-то чудом телега доезжает до выселок – нескольких убогих крестьянских избушек.
На одном дворе рассказчик замечает спящего человека и будит его. Перед ним предстает карликового роста старичок. Он с явным неудовольствием выслушивает охотника и говорит, что здесь новую ось найти невозможно.
Рассказчик настойчиво просит старика помочь. Наконец, тот отвечает, что неподалеку рубят лес. Там легко можно заказать ось. Старик соглашается отвести барина на вырубку и вместе с ним идет к телеге. Кучер знает старика и радостно приветствует его, называя Касьяном.
Касьян усаживает рассказчика на свою крохотную тележку и везет на вырубку. Там охотник договаривается с приказчиками о покупке оси. Пока ее делают, он отправляется поохотиться. Старик изъявляет желание пойти вместе с охотником.
Рассказчику удается найти и подстрелить лишь одну птицу. Почувствовав усталость, он присаживается отдохнуть под деревом. Неожиданно молчаливый Касьян разговаривается с охотником, упрекая его в убийстве ни в чем не повинной «пташки». Певучая речь старика совершенно не похожа на манеру разговора простых крестьян.
Охотник с интересом втягивается в беседу. Он узнает, что у Касьяна нет семьи. По слабости здоровья старик непригоден ни к какой работе. Он ловит и отдает людям соловьев. До переселения на Юдины выселки Касьян жил на Красивой Мечи.
Разговорившись, старик с увлечением рассказывает о своей родине, о своих странствиях по Руси и под конец даже потихоньку запевает песенку собственного сочинения. Беседа прерывается появлением маленькой девочки с кузовком в руке.
Касьян ласково подзывает девочку, называя ее Аннушкой. Он хвалит ее за полный кузовок грибов и посылает домой. Рассказчику он неохотно объясняет, что это – его «сродственница».
С одним подстреленным коростелем охотник возвращается к приказчикам, забирает готовую ось и идет на выселки. Кучер быстро заменяет ось. На обратной дороге он со злобой говорит о бедности местных жителей, у которых нет «ни огурцов, ни квасу».
Охотник просит кучера рассказать поподробнее о Касьяне. Тот называет старика «юродивцем», «несообразным человеком», которому люди дали меткое прозвище Блоха. Касьян всю жизнь «болтается», не занимаясь никаким серьезным делом. Он лечит людей травами, хорошо поет. Аннушка – живущая с малых лет у старика сирота, которую он без ума любит.
По дороге кучер несколько раз останавливается, поливая новую ось водой. Рассказчик добирается до дома поздним вечером.
Печальное шествие
Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке
Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, — он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию
В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.
Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге — плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.
Сейчас читают
Произведение написано от имени десятилетней девочки Маши, которой на день рождения мама подарила журнал для ведения дневника. Начиная с 8 января 1833 года, девочка описывает свою повседневную жизнь.
Основными персонажами произведения являются богатый купец славянского происхождения и его верный конь по кличке Догони-Ветер.
В повести рассказывается о воспитанниках учебного учреждения. Шкид – это школа социально – трудового воспитания для подростков. Школа была открыта в 1920 году. Заведение находится в городе Петроград
Повествование ведётся о молодом и не рассудительном водителе Ильясе, который однажды застрял при езде на одной из степных дорог. На этой же самой дороге молодой человек, знакомиться с тоненькой и очень нежной девушкой, в красной косынке по имени Асель
Ерофей, кучер рассказчика-охотника, так старался опередить похоронную процессию (встреча с ней – дурная примета), что в телеге сломалась ось. Гроб с телом молодого Мартына-плотника, мужа и отца, провезли мимо. За новой осью шагом подались в ближние Юдины выселки, беднейшую деревеньку.
Он нехотя повел барина на ссечки, где тот в конторе приобрел ось. Потом Касьян увязался с барином на охоту. Дичь куда-то подевалась, рассказчик добыл только одного коростеля. Его, улегшегося в траву, улыбавшегося небу, Касьян начал упрекать: грех убивать просто так вольных, диких птиц и животных, грех кровь проливать.
Рассказчик поинтересовался, чем промышляет сам Касьян. Тот назвал себя плохим работником, а своим промыслом – ловлю сладкоголосых соловьев. Семьи у Касьяна нет, на месте не сидится: всю Россию прошел, с лаской перечислил города и реки, которые видел. Ходил, правду искал на белом свете. Отвечал он барину, что не прочь увидеть родную Красивую Мечу, хотя на всяком месте жить можно. Сокрушался, что поздно узнал о болезни плотника – не успел помочь. Видно, Бог так судил ему – умереть.
Внезапно им навстречу из лесу вышла маленькая черноглазая девочка в сарафанчике с кузовком грибов в руках. Когда на голос Касьяна Аннушка подошла ближе, рассказчик увидел, что ей лет 13-14, а внешне она удивительно напоминает Касьяна. Родня, а то и дочь. Чувствовалась между ними сердечная привязанность.
Расставаясь, Касьян признался, что это он отвел дичь – он мастак в таких делах. На обратном пути рассказчик расспросил Ерофея о новом знакомом. Оказалось, в молодости Касьян занимался со своими дядьями извозом. Человек вроде как необыкновенный, но чудак.
Кучер не соглашался, что Блоха (то есть, непоседа) – хороший лекарь. А ведь сам с его помощью избавился от золотухи. Лишь один талант кучер признал за ним – пение. А Аннушка – воспитанница старика, сирота, по виду смахивает на дочку. Чего доброго, чудак ее грамоте выучит.
Барин умолк, а Ерофей занялся новой осью, то и дело в пути остужая ее холодной водой.
Отзыв
История крепостных людей на фоне дорогих сердцу автора орловских и тульских просторов. Крестьянство – носитель национального характера, идеи. Правдоискательство и странничество. Тема незлобивости, сострадания. Каждый человек – уникальная личность. Тема стремления к знаниям, единства с природой, веры, желание повидать свет, поиски истины.
У охотника сломалась телега. Он отправился за деталью с мужиком Касьяном, карликом. Он оказался очень интересным человеком. У него воспитывалась девочка Аннушка, он не позволял убивать вольных птиц.
В каких бесплатных архивах стоит искать человека по ФИО
В первую очередь обращайтесь в архивы по месту проживания или работы искомого вами человека. Начинайте с ведущего архива данного региона (области) – Центрального государственного архива города Москвы, Московской области, Краснодарского края и так далее.
Позвоните в свой региональный архив, посетите его страницы в сети Интернет, свяжитесь с ним через е-мейл или мессенджеры (при возможности). Узнайте каковы особенности отправления запросов в данные архивы, как долго необходимо ждать ответа, какие сведения они предоставят, и на каких условиях. Подавайте запрос и ждите ответа (в некоторых бесплатных случаях он может затянуться).
Если в центральных архивах ничего нет, переходите на местный (локальный) уровень. Делайте запросы в местные архивы, в ЗАГСы (в последних часто можно найти записи об искомых нами людях).
Анализ произведения
Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа – правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске – славном граде», ходил в «Москву – золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».
Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.
Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.
Поездка героев
По дороге в ссечки барин решил остановиться, чтобы поохотиться на тетеревов. Но с дичью охотнику не везло. Он любовался красотой природы — разноцветными цветами, зелеными лугами и высокими деревьями.
Он спросил, ради чего барин убивает животных и птиц. Юродивый считает, что нельзя губить живую душу: все должно происходить по божьему велению. Можно использовать только тех животных, которые выращивались человеком специально для приготовления из них пищи. Кровь не должна проливаться только ради забав.
Сам он ловит соловьев и отдает их в добрые руки, чтобы люди могли наслаждаться их пением. Касьян рассказал о своем прошлом. Старик лечит больных травами, помогает им, но не идет против судьбы. Он знает и молитвы, но если человеку на роду написано умереть, лекарь не сможет ничего изменить.
Касьян немного скучает по своему старому поселку, хотя и на новом месте он живет по-прежнему. Он ценит природу и добрых людей. Старик считает, что главное в жизни — человеческая справедливость.
Каким образом найти в архиве человека, участвовавшего в ВОВ
Кроме перечисленных архивных и социальных ресурсов, рекомендуем обратить внимание на комплекс сайтов, содержащих информацию об времени ВОВ и поствоенном периоде. Они помогут вам найти человека по фамилии совершенно бесплатно
Среди таких ресурсов:
-
obd-memorial.ru – большой банк данных о защитниках Отечества, умерших, погибших и пропавших без вести во времена ВОВ и послевоенный период;
- podvignaroda.ru – содержит базу документов о награждениях во времена ВОВ;
- pamyat-naroda.ru – огромный массив данных об героях войны, боевых операциях, воинских захоронениях, воинских частях и так далее. Вы можете просмотреть искомые документы и скачать их на ПК;
- rf-poisk.ru – Книга Памяти, разбитая по областям и регионам, где можно найти сведения об искомых людях;
- soldat.ru – несколько Книг Памяти в разделе по областям, нахождения в плену, народностям, родам войск и так далее;
- ru.stsg.de – данные о погибших в плену на территории Германии;
-
moypolk.ru – проект «Бессмертный Полк» с огромной базой данных о бойцах и труженниках тыла. Пополняется различными участниками проекта;
- polk.ru — проект «Забытый полк», включающий данные о советских и российских военных, пропавших без вести в течении 20 века;
- отечестворт.рф – огромный каталог погибших, систематизированные по алфавиту;
- memory-book.com.ua – украинская Книга Памяти;
-
permgaspi.ru – база данных Пермского государственного архива новейшей истории.
Пользоваться такими архивами довольно просто. Вы переходите на один из таких ресурсов, в поисковой строке вводите фамилию и имя данного человека (а также другие данные, если это предполагает форма сайта и они у вас есть). Нажав на кнопку запуска поиска, через несколько секунд вы получаете все найденные совпадения. После этого останется просмотреть представленный список лиц, найти в нём искомого человека (при наличии), и просмотреть перечень связанных с ним документов. Обычно такие документы вы сможете открыть и скачать себе на ПК (смартфон).
На некоторых из данных ресурсов действуют проекты добровольцев. Подав на них сведения по искомому человеку вы можете рассчитывать не бесплатную помощь волонтёров, которые помогут в осуществлении ваших поисков.
Особенности поиска сведений о человеке
Прежде чем непосредственно перейти к поиску данных, необходимо определиться с той информацией, которая нам о нём известна.
Она может состоять из следующих составляющих:
- Фамилия, имя, отчество. Если это женщина – её девичья фамилия до выхода замуж;
- Дата рождения, включающая число, месяц, год. Если такие данные неизвестны – приблизительный временный период рождения человека (несколько лет);
- Место крещения;
- Место рождения – страна, область, район, город, село, посёлок, губерния, волость, улица, дом и так далее;
- Место жительства;
- Национальность;
- Вероисповедание;
- Сословие (до революции) – дворянство, духовенство, казачество, мещанство, крестьянство и другие;
- Титул, звание, чин;
- Семейное положение (брак, венчание);
- Место службы;
- Образование – университет, факультет, специальность, школа, лицей и так далее;
- Владение недвижимостью, место расположения недвижимости.
Определитесь, какие документы по перечисленным данным имеются у вас на данный момент, и можете ли вы при необходимости предоставить их копии. Систематизируйте их по полочкам, поймите, что вам уже известно, и в каких конкретно сведениях вы нуждаетесь на данный момент.
Если искомый – ваш родственник, опросите всех членов вашей семьи на предмет сведений о нём. Когда он родился, были ли у него ещё родные, где учился, женился, работал и другое. Есть ли у них какие-либо документы о нём, и если есть – попросите их на время или сделайте их копии. Это поможет в процессе поиска нужного человека и составления личного архива.
Лучше всего формировать базу данных на компьютере. Это поможет вам легко находить и использовать имеющуюся информацию. В случае бумажных документов рекомендуем создать удобную картотеку, чтобы быстро находить нужную бумагу.
Анализ произведения
Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа — правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине. Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске — славном граде», ходил в «Москву — золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут». И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».
Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости». Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения. Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.
Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью. Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы. Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.
Начало произведения
Пересказ начинается с того, что автор возвращался с охоты в своей телеге. Внезапно кучер погнал лошадей быстрее. Оказалось, что впереди шла похоронная процессия. Умер плотник Мартын, который оставил старую мать, жену и маленьких детей. Его супруга обливалась слезами, а ее свекровь выглядела скорбящей и очень бледной.
Кучер успел проскочить по дороге перед процессией. Но и это не спасло его и автора от воздействия дурной приметы. На телеге сломалась ось: она перегорела от трения. Ерофей долго еще ворчал по поводу того, что встреча с покойником всегда приводит к беде.
Из комнаты первого дома выскочила худая кошка. В самом помещении было пусто и дымно. Во второй избе также никого не было. Но тут на глаза барину попался мальчик. Он лежал на дворе, прикрывшись армяком. Возле него находилась плохенькая тележка, запряженная худой красно-гнедой лошадью. Над ним в высокой скворечнице чирикали птицы, поглядывая вниз, на храпящего мальчика.
Главные герои
Петр Петрович (рассказчик) – молодой барин, охотник, главный герой сборника, от его лица ведется повествование. Ездит по ближайшим деревням и пересказывает свои впечатления о жизни русских помещиков, крестьян, описывает живописную природу.
Ермолай – охотник, «беззаботный и добродушный» мужик 45 лет, принадлежавший соседу Петра Петровича – «помещику старинного покроя». Он доставлял на господскую кухню тетерев и куропаток, охотился вместе с рассказчиком; был женат, но обходился с женой грубо.
А ещё у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Записки охотника»
- для самых компанейских — Главные герои «Записки охотника»
- для самых занятых — Читательский дневник «Записки охотника»
- для самых крутых — Читать «Записки охотника» полностью
Поездка героев
По дороге в ссечки барин решил остановиться, чтобы поохотиться на тетеревов. Но с дичью охотнику не везло. Он любовался красотой природы — разноцветными цветами, зелеными лугами и высокими деревьями.
На месте новой ссечки, где были вырублены деревья, он смог подстрелить коростель. Касьян, посмотрев на кровь на земле, произнес: «Грех». После этого не встречалось никаких птиц. Автор расстраивался, ведь он надеялся на хорошую охоту. Но он решил утешиться с помощью природы. Вместе с Касьяном они улеглись на траву и рассматривали окружающие их пейзажи. Старик отвечал на вопросы неохотно. Большую часть времени они молчали. Вдруг Касьян заговорил первым.
Он спросил, ради чего барин убивает животных и птиц. Юродивый считает, что нельзя губить живую душу: все должно происходить по божьему велению. Можно использовать только тех животных, которые выращивались человеком специально для приготовления из них пищи. Кровь не должна проливаться только ради забав.
Сам он ловит соловьев и отдает их в добрые руки, чтобы люди могли наслаждаться их пением. Касьян рассказал о своем прошлом. Старик лечит больных травами, помогает им, но не идет против судьбы. Он знает и молитвы, но если человеку на роду написано умереть, лекарь не сможет ничего изменить.
Касьян немного скучает по своему старому поселку, хотя и на новом месте он живет по-прежнему. Он ценит природу и добрых людей. Старик считает, что главное в жизни — человеческая справедливость.
Юдины выселки
Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице — ни души. В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить. Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».
Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось. Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу. Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.
За минуту
Охотник летом ехал на телеге домой. Кучер, желавший обогнать похоронную процессию, поспешил, и сломал ось в колесе. Кое-как охотник и кучер добрались до Юдиных Выселок.
Там за помощью они обратились к карлику по имени Касьян. Тот осмотрел поломанную телегу и сказал, что нужную деталь можно найти лишь в соседней деревне. Туда и направился охотник с Касьяном, а кучер Ерофей остался у коней.
Дорога шла через красивый летний лес. Охотник подстрелил коростеня. Касьян сказал, что нельзя ради забавы убивать вольных птиц, чем ввел собеседника в ступор.
Крестьянин рассказал о своей жизни. Он сам был родом из села Красивой Мечи. Но после смерти хозяина крепостных пригнали сюда. Однако он помнит о родных местах и скучает по ним.
Они встретили девочку, и охотник узнал, что это – Аннушка, которую Касьян учит грамоте. В деревне они купили ось и починили телегу. Охотник дал денег и Касьяну и отправился дальше.
-
Печеная голова гауф краткое содержание
-
Школа егэ математика профиль 2021
-
Мара и морок 500 лет назад краткое содержание
-
Чтобы стать сильным нужно осознать свою слабость философская школа
- Комендант пушкин краткое содержание
Печальное шествие
Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке
Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, — он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей. Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию. В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила
В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.
Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге – плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось. Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят». Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.
Сюжет
Повествование ведётся от имени рассказчика, который приехал поохотиться в местных лесах. Он случайно знакомится с главным героем, Касьяном, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой приехал. Касьян согласился помочь. Узнав зачем рассказчик прибыл в деревню, мужичок осуждающе отнёсся к его увлечению, поскольку считает убийство диких птиц и животных ради удовольствия большим грехом, а домашние созданы для человеческого существования. Касьян напросился пойти в лес вместе с охотником. После долгого блуждания по лесу, рассказчик был огорчён тем, что не встретил там ни одного тетерева. Старик сказал, что это он выгнал дичь из леса, чтобы она не попалась охотнику.
В лесу они встречают девочку-подростка. Рассказчик узнаёт, что он полная сирота, а Касьян заботится о ней с любовью и нежностью.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазисные глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
- начать
- стать
- приниматься
- продолжать
- кончать
- прекратить
- бросить
- закончить
- перестать и пр.
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
- хотеть
- мочь
- желать
- уметь
- намереваться
- надеяться
- суметь
- ухитряться
- стремиться
- думать
- мечтать
- ухитряться и пр.
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
- любить
- бояться
- страшиться
- стыдиться
- стесняться
- решиться
- осмелиться
- ненавидеть
- привыкать
- привыкнуть.
4. некоторые безличные глаголы
- следует
- стоит
- требуется и др.
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
- рад
- горазд
- согласен
- нужен
- должен
- намерен
- готов
- способен
- волен.
6. слова состояния
- можно
- нельзя
- надо.
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например: