«Дракон» Шварца. Краткое содержание
Произведение берет свое начало с того, что в горницу, где присутствует кот, заглядывает случайный прохожий рыцарь.
Разговаривая с котом, он узнает, что в доме проживает архивист с дочкой и что ее избрал змей. Он господствует в данной местности практически пятьдесят лет, и один раз в году утаскивает деву к себе в подземелье. Барышни пропадают там бесследно.
Вернувшиеся владельцы дома добродушно встречают рыцаря. Увидев девушку, он понимает, что влюбился. Потрясенный безразличием этого народа перед своей судьбой, рыцарь осмеливается на битву с чудищем. Встреча змея с Ланцелотом случается тут же, в этом доме. Рыцарь предлагает дракону сразиться. И тот соглашается.
Сынок городского бургомистра для подстраховки просит послушную Эльзу прикончить рыцаря. Он вручает ей ядовитый клинок. Однако она не способна убить Ланцелота.
В данном рассказе бургомистр играет большую роль. Он осознает, что если победа будет за рыцарем, то обыкновенное устройство жизни города существенно поменяется. А люди уже свыклись с тем, что змей есть одно существо, угрожающее их жизни.
В сражении с чудовищем побеждает рыцарь. Однако он мучительно ранен и, попрощавшись с девушкой, пропадает. Городской уклад не получает никаких изменений, на должность ужасного Дракона прибывает не менее гадкий бургомистр. Огласив себя победителем чудища, он принимает решение жениться на Эльзе. Однако его намерения разрушает возвратившийся Ланцелот. Вслед за свадьбой с девушкой у него ещё немало дел в данном городе.
Рассказ учит в первую очередь уничтожить чудовище в собственной душе.
Вручение оружия
В пьесе Е. Шварца «Дракон» (с кратким содержанием можно познакомиться в этой статье) на этой же площади проходит вручение Ланцелоту оружия. Все это организовано с плохо скрытой фальшивостью. Вместо щита ему преподносят медный таз, а вместо копья — справку, что оно в ремонте. А также сообщают, что на складе не оказалось рыцарских лат.
Хорошие новости приносит только кот, но узнать их Ланцелот не успевает, потому что в этот момент с воем и свистом прилетает Дракон. Он приказывает Эльзе в последний раз проститься с Ланцелотом, а затем убить его. Вместо прощания происходит объяснение в любви, которое завершается поцелуем. После этого Эльза выбрасывает в колодец отравленный кинжал. Дракон понимает, что вынужден сражаться. Те, кто читал пьесу Шварца «Дракон», уверяют, что это один из самых напряженных и кульминационных эпизодов.
Характеристика пьесы
Пьеса «Дракон» Шварца, краткое содержание которой не заменит само произведение, представляет собой пример классической аллегории. Вот только что именно она символизировала, долгое время было неясно. Советская цензура расшифровывала образы Шварца по-своему, писатели-подпольщики — совсем по-другому.
Советские критики в пьесе «Убить дракона» Шварца, краткое содержание которой вам уже известно, видели явное изображение фашизма. По их мнению, Бургомистр с сыном и его помощники — это крупная буржуазия, а многочисленные мелкие обыватели — мелкая, своеобразные мещане.
Идею аллегории усматривали и в том, что уничтожение фашизма вовсе не стало означать освобождение всех окружающих от темных сил, которые сохранились еще в мире. Ланцелот же выглядел сознательным пролетарием, который сокрушает фашистскую гадину, но не может одним ударом освободить мир от всех зол.
Во времена постсоветской интеллигенции восприятие романа стало совершенно иным. На этот раз Дракона ассоциировали исключительно с коммунизмом, а точнее с партией, которая стояла у власти. Бургомистр и его товарищи были чиновниками, стоящими у основ государства, а простые городские обыватели — русским народом, который пытается выдавить себя по капле, как завещал Горький.
В Ланцелоте постсоветская интеллигенция усматривала самих себя. Тех, кто сумел сокрушить 70-летний коммунистический гнет. Именно такое восприятие было близко создателям фильма, экранизировавшим произведение Шварца в 1988 году.
Произведение написано в форме пьесы. В основном диалоги и немного описания сцен. Начинается сказка с того, что в комнату, где находится кот, заходит случайный прохожий Ланцелот. Беседуя с котом Ланцелот выясняет что в доме живет архивариус с дочерью Эльзой и что девушку выбрал Дракон. Дракон правит в этих местах почти пол века, и раз в год забирает девушку к себе в пещеру. Девушки исчезают там без следа.
Возвратившиеся хозяева дома приветливо встречают гостя Увидев Эльзу Ланцелот влюбляется. Поражённый смирением этих людей перед своей участью Ланцелот решается на бой с Драконом. Встреча Дракона и Ланцелота происходит здесь же, в доме архивариуса. Ланцелот вызывает Дракона на бой. Дракон принимает вызов.
Сын Бургомистра города решив подстраховаться, просит покорную Эльзу убить Ланцелота. Он даёт девушке отравленный нож. Но Эльза не сможет убить.
В истории не последнее место занимает бургомистр. Он понимает, что если победа будет на стороне Ланцелота, привычный уклад жизни города изменится. А все уже привыкли к тому что Дракон единственное существо, которое угрожает их жизни.
В схватке с Драконом побеждает Ланцелот. Но он смертельно ранен и простившись с Эльзой исчезает. Жизнь города не меняется, на место ненавистного Дракона приходит не менее отвратительный Бургомистр. Объявив себя победителем Дракона Бургомистр решает жениться на Эльзе. Но планы его рушит вернувшиеся Ланцелот. После свадьбы с Эльзой у него ещё много работы в этом городе. Повествование учит прежде всего убить Дракона внутри своей души.
Основная мысль
В произведении поднимается проблема борьбы со злом. Согласно мнению автора, в душе каждого есть множество страхов и предрассудков. Если с ними не бороться, они захватывают человека, превращая его в угодливое существо, способное слепо подчиняться любому злу.
Смысл жизни сводиться к борьбе с внутренними драконами – трусостью, жаждой власти, корыстью. Для того. чтобы не потерять человеческий облик, нужно уметь сострадать, оказывать помощь нуждающимся, стоять на стороне справедливости и чести, не бояться получить ущерб ради правого дела.
Е. Л. Шварц Дракон Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовет кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева — архивариус Шарлемань и его дочь Эльза — ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведет Эльзу, отец её тоже умрет. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.
Вмешивается архивариус — он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник
Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать
Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.
Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковер-самолет и шапку-невидимку, а также меч и копье
Надев шапку, Ланцелот исчезает.
Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча
Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот
Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.
После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернется. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у нее известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернется. Кот нашел его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошел дальше, а Кот вернулся домой.
Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за нее?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далеких Черных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она — что любит его больше прежнего.
Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжелой работе — убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть — свадьба сегодня все-таки состоится!
Главные герои сказки
Дракон – хитрый и коварный повелитель города, которому все жители безоговорочно подчиняются. Взамен он гарантирует людям безопасность и защиту. На протяжении 400 лет он ежегодно выбирает девушку, которую забирает в свое логово. Дракон имеет три головы, каждая из которых отличается индивидуальными чертами.
Ланцелот – странствующий воин, готовый прийти на помощь любому. Он проявляет себя как храбрый и умный персонаж. Несмотря на то, что окружающие считают Дракона непобедимым, потомок известного рыцаря вступает в бой, не задумываясь о том, что может погибнуть.
Эльза – девушка, обязанная погибнуть ради благополучия горожан. В начале пьесы она покорно принимает свою участь. После знакомства с Ланцелотом она не желает мириться с несправедливостью.
Шарлемань – отец девушки, обещанной дракону.
Кот – персонаж, способный говорить человеческим языком. Он оказывает поддержку страннику, пытается пробудить в людях дух сопротивления.
Бургомистр – хитрый городской начальник, объявивший себя победителем Дракона. Он жаждет власти и денег.
Генрих – сын главы города, бывший жених Эльзы. Способен на обман и предательство ради достижения целей.
События происходят в вымышленном волшебном городе. В пустой дом приходит Ланцелот. Там он встречает кота, от которого узнает о Драконе. Вскоре появляется архивариус со своей дочерью. Эльзу ждет незавидная участь – на нее пал выбор трехглавого чудовища.
Странник удивляется тому, как спокойно герои воспринимают свою судьбу. Они пытаются убедить Ланцелота, что Дракон – справедливое и благородное создание, готовое защитить жителей от любой беды, будь то болезнь или цыгане. Вскоре является и сам повелитель. Потомок рыцаря заявляет о своем желании сразиться с монстром. Разгневанный злодей покидает дом.
Весть быстро разносится по городу. Является бургомистр и пытается отговорить Ланцелота от сражения. Сын градоначальника Генрих, являвшийся раньше женихом Эльзы, а теперь прислуживающий чудовищу, дает девушке отравленный клинок
Она решает, что лучше убьет оружием себя, чем отважного воина
На следующий день смельчаку торжественно вручают обмундирование – старый таз и справку о том, что копье сломано. Однако среди жителей есть те, кто поддерживает Ланцелота. Они тайно передают мужчине волшебные предметы и оружие.
Горожане с волнением наблюдают за схваткой. Ланцелот одерживает победу, но градоначальник запрещает жителям смотреть на битву, преподносит все так, словно дело обстоит иначе. Дракон погибает. Отважный боец, получивший смертельные раны, прощается с жизнью.
Градоначальник опасается, что странник вернется. Он подговаривает Генриха выяснить у Эльзы, что случилось с воином. Девушка рассказывает, как после сражения тяжело раненый боец умер, когда кот вез его из города.
Бургомистр, пользуясь властью, решил взять в жены Эльзу. Девушка против, но ее мнение окружающих не интересует. Все уверены, что героине сказочно повезло, ведь теперь она сможет разделить с мужем почет и богатство.
Эльза просит защиты у тех, кто собрался на торжество. Однако гости словно не замечают, что она говорит. Внезапно появляется странник, которого все считали погибшим. Оказывается, он несколько дней бродил по городу, поэтому в курсе происходящих событий.
Все пугаются, градоначальник заикается. Ланцелот говорит о том, что люди, которых он спас, не способны были оценить своего везения. Они настолько привыкли подчиняться, что с легкостью передали власть новому диктатору.
Воин говорит Эльзе о том, что его чувства не прошли. Сегодня же должна состояться свадьба счастливых влюбленных. Бургомистр и его сын заключены в темницу.
История создания
Пьеса была написана в 1942—1944 годах, когда из Ленинграда драматурга эвакуировали в Сталинабад. Там, в Ташкенте Шварц написал сказку. Это было удивительно, так как в большинстве своём творческие люди создавали в это время произведения о войне.
Но драматург скрыл в своем произведении глубокий смысл. В основу пьесы он положил миф, который встречался у разных народов мира. Главный герой уничтожает дракона во имя спасения мира. В пьесе мифическое существо имеет облик человека, который меняет головы (всего их три) и только в конце он предстает в образе летающего ящера.
Если внимательно изучить произведение, то можно увидеть множество отсылок к историческим событиям. Драматург начал писать текст, когда шла война.
Изюминка фабулы
В фабуле этого произведения масса выдержанных волшебных ходов и деталей, это очередная история о борце со змеем практически является прототипом. Однако городское население, избавленное от долголетнего господства чудища, почему-то недовольно. Люди не поддерживают Ланцелота в борьбе с драконом, не рады и его победе.
Отдельные ситуации в сказке походят на сюжет Евангелия, некоторые диалоги служат явными отсылками к Священному писанию. Судьба рыцаря — это судьба праведника, прибывшего спасти народ. И ими же убитого.
Однако все же рыцарь имел несколько преданных союзников, которые рады, что наконец пришел освободитель. Благодаря дарованными ими ковру-самолету, мечу, он одерживает победу над Драконом. Однако до счастливого финала рассказа еще очень долго.
Ланцелот крупно пострадал за время сражения. Он пропадает, отправляется в горы, чтобы затянулись ранения, а место чудища захватывает бургомистр, справляющийся с подобными делами нисколько не хуже предыдущего деспота. Народ, который проклинал прежнее чудовище, даже не обнаружил, что получил другое.
И все-таки. Рыцарь идет обратно, однако прибывать в данный город дважды для него намного ужаснее, поскольку люди снова и снова совершают предательство в отношении его и самих себя.
Анализ произведения
Композиция пьесы имеет интересную структуру — главный герой убил злодея, казалось, настал хороший период, но снова все повторяется и возвращается к началу. Люди находятся под властью злого чудовища, но сражаться они не хотят, только надеяться, что хуже не станет.
В пьесе несколько важных героев:
- Кот в пьесе является отражением конформиста. У него простое кредо: если есть где спать и есть, то можно и помолчать. Но в итоге именно он помог главному герою.
- Ланцелот неравнодушный человек, который не может терпеть несправедливость.
- Дракон же жестокий, но не глупый. Он хорошо знает психологию людей и пользуется их слабостями.
Главная мысль пьесы — борьбу нужно начинать с себя. Пока каждый человек не уничтожит Дракона внутри, он так и будет находиться под его властью. Ланцелот убил злодея, но быстро появился новый, который ничем не отличался от предшественника.
В то же время Шварц показал важный момент: общество привыкает к определенному образу жизни, примеряется с ним и теряет способность противостоять. После свержения президента перед Ланцелотом и Эльзой предстала новая задача — нужно менять мышление людей, и это намного сложнее, чем победить злодея.
Пьеса заставляет задуматься над тем, что является источником жестокости. Эти истоки есть в каждом человеке. Только один подавляет их, а другой вскармливает. Анализ произведения «Дракон» позволяет лучше понять главных героев и смысл пьесы. Ее центральная тема не борьба с чудовищем, а с тем, что порой с согласия большинства совершаются страшные преступления.
Для лучшего понимания пьесы можно написать исследовательскую работу «Образ дракона в детской литературе». Он позволит узнать особенности произведения и сравнить ее с другими работами.
Особенности сказки
В данном произведении описано государство, чахнущее под господством злого и бессердечного монстра, чье истинное имя не порождало никаких сомнений.
Он не смог бы владычествовать и один день, если бы не выбранный им план. Он состоял в том, что дракон набрасывается неожиданно, надеясь на людскую обособленность и на то, что он уже сумел постепенно вывихнуть их души, уничтожить их достоинство.
Гуманисты самых разных веков воевали за возвращение людей к самим себе, за подобное их самопожертвование, в результате которого они бы не колебались в том, что внутренняя закаленность всегда преимущественнее слабодушного унижения. И что добро всегда имеет тайный потенциал одолеть зло. Именно к этой же цели стремился в своих произведениях умный зоркий Шварц.