Краткое содержание
Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке – «там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.
Во время чистописания герою очень повезло – Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось – его догнал учитель, и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.
На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней,- делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты, и предложил ему «дружиться». В знак дружбы мальчик обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.
Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили
Он всячески старался привлечь ее внимание
Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке – «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».
Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.
Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен – «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.
Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите, и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки – «это уж было предательство и стыдно».
В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».
Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность – ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.
Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась – он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».
Краткое содержание Детство Никиты Толстой для читательского дневника
Год: 1922 Жанр: рассказ
Главные герои: Никита — первоклассник, его друзья Мишка и Степка
Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом.
Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика — Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.
Главная мысль. Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное.
Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс
Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.
Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.
Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.
Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.
Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.
Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.
Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете.
Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.
Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.
- 4 класс, 5 класс.
- Читательский дневник для 4 класса
Первые впечатления из повести «Детство Никиты»
Воспоминания об океане
Одним из самых ярких воспоминаний Никиты был его первый опыт на море. Он семь раз катался на волне, ощутил свежий морской бриз и увидел необъятную голубую гладь. Эти впечатления остались у него на всю жизнь, вызывая ностальгию и желание вернуться к пляжу вновь.
Стремление к самостоятельности
Как и многие дети, Никита был любопытен и исследовал мир вокруг себя. Он воровал яблоки с деревьев, пытался накормить своего козла огромным куском хлеба, и даже попытался пройти по натянутой веревке над прудом. И все это в поисках приключений и самостоятельности.
Вечера с бабушкой
Кроме игр и приключений на улице, Никита любил проводить время дома со своей бабушкой. Они готовили вкусные блюда и слушали рассказы друг о друге. Бабушка часто воспевала красоту окружающей природы, а Никита смотрел на нее с восхищением, понимая, какая мудрая и прекрасная женщина.
Дружба с Ваней
Но не только бабушка играла важную роль в жизни Никиты. Он нашел своего лучшего друга, Ваню. С ним они проводили много времени, играли в прятки и кочевали по полям. Ваня был для Никиты настоящей опорой и поддержкой.
Глава 4: «Свистульки»
В этой главе рассказывается о том, как Никита и его друзья занимались созданием свистулек.
Никита был увлечен изготовлением различных игрушек своими руками. Одним из таких занятий было создание свистулек, звук которых он научился получать из тонкой тростинки. Своим друзьям Никита показал свой новый навык, и они все вместе отправились в ближайший лес, чтобы собрать нужные материалы. В результате они создали множество свистулек разных размеров и тонов.
Однако, некоторые дети жаловались на боль в ушах, что связывали с использованием таких игрушек, поэтому их запретили носить в доме. Но Никита продолжал создавать новые свистульки, и его общение с друзьями стало более тесным и доверительным благодаря общей занятости.
- Никита умело создавал свистульки из тростинок, что вызывало уважение у его друзей.
- Дети отправились в лес, чтобы собрать необходимые материалы для создания свистулек.
- Создание свистулек стало общей занятостью, которая связала друзей еще более тесно.
Глава 5. Отец
Никитин отец — влиятельный человек
В главе «Отец» автор описывает Никитиного отца, влиятельного человека в городе. Отец держит в руках многое, а сыну Никите постоянно приходится жертвовать своими желаниями, чтобы угодить отцу. Отношения между Никитой и его отцом неоднозначные — с одной стороны, они близки, но с другой — отец не всегда понимает своего сына и не дает ему свободы.
Отношения отца и сына
Никитин отец — строгий и требовательный. Он хочет, чтобы его сын следовал за его примером и достигал такого же успеха. Однако Никита не считает себя подобным отцу и мечтает за пределами серых будней жизни. В конце главы Никита чувствует возможность уйти из дома и начать свою жизнь отдельно от отца.
Границы семейных отношений
Глава «Отец» ярко показывает, как важно устанавливать границы в отношениях между родителями и детьми. Хоть отец и стремится управлять жизнью сына, но, бывает, нужно обратиться к совету и мнению собеседника
Взаимопонимание и уважение друг к другу — основа здоровых семейных отношений.
Глава 2. Двор
В Главе 2 рассказывается об одном из самых любимых мест Никиты — дворе. Это место, где он проводил большую часть своего детства.
Двор был окружен густыми зелеными деревьями, которые создавали прохладу в жаркие дни. На гладкой траве Никита любил играть со своими друзьями в волейбол и футбол. Большая качеля была установлена возле деревьев и стала любимым местом для катания.
Но, помимо игр, Никита также проводил время в дворе в одиночестве. Он любил присесть на скамейку и смотреть на череду облаков, которые плыли в небе. Иногда, он смотрел на ветви деревьев, которые качались на ветру.
Для Никиты двор был не только местом для игр и развлечений, но и местом, где он мог спокойно задуматься о своей жизни и мечтах. И этот двор стал для него своего рода убежищем от окружающего мира.
Описание главы 1: «Бабине лето»
Погода и окружение
Первая глава рассказывает о том, как Никита проводит своё время за рыбалкой в Москве-реке. Окружающая природа описана красочно и подробно: зелёные луга, желтые рожь и овёс, голубое небо без единого облачка. Автор передает атмосферу «Бабьего лета» — теплая, мягкая и приятная.
Отношения в семье
Однако, дома у Никиты в фокусе драма: его брат Федя и приемная мама Наталья Ивановна постоянно ссорятся и не могут найти общий язык. Отец старается мирить их, но это не всегда удается. В этой главе также описаны Никитыны отношения со своими родителями и конфликты, которые могут возникать между ними.
Знакомство с Гущиным
В конце главы Никита встречается со своим другом — Гущиным, он рисует, и они становятся ближе. Автор описывает, как Никита получает удовольствие от общения и понимания другого человека.
Возвращение домой
Главный герой Никита возвращается в свой родной город после двухлетнего отсутствия. Он радуется знакомым улицам, домам и людям, а также вспоминает свои детские годы. Но встреча с отцом оказывается неожиданной и напряженной, так как отец строго настроен против своего сына, который забросил учебу и ушел работать в цирк.
Никита старается найти способ примириться с отцом и возвращается на родительскую ферму, где вместе с братом занимается сбором урожая. Он также влюбляется в свою бывшую подругу Машеньку, которая теперь работает медсестрой в местной больнице.
Однако проблемы Никиты продолжаются, и он оказывается на грани банкротства своего циркового проекта. Тогда он решает продать родительскую ферму, чтобы получить деньги на спасение проекта. Но отец категорически против их продажи, что приводит к конфликту между отцом и сыном.
В целом, глава «Возвращение домой» отображает трудности, которые возникают при попытке Никиты наладить отношения с отцом и сбалансировать свою любовь к цирку, семье и Машеньке.
Глава 3: «Румянцевский сад»
В третьей главе повести «Детство Никиты» главный герой посещает Румянцевский сад в Москве. Он был очень впечатлен тем, какая красота царит в саду. Никита описывает каждую деталь, каждое дерево и цветок, которые ему попались на глаза. Он был поражен количеством пышных растений и их яркими цветами.
В саду Никита встретил молодого мальчика-продавца, который угощал его сладостями. Никита был очень доволен этим знакомством. Мальчик-продавец предложил ему взглянуть на оригинальные игрушки из дерева, которые он продавал. Никита с интересом рассматривал игрушки, но не решился купить ни одну.
После того, как Никита посетил Румянцевский сад и насладился его красотой, ему захотелось иметь свой уголок природы. Он решил создать свой маленький садик у своего дома. Никита начал собирать разные растения и сажать их в землю, но у него не получалось их ухаживать и они умерли.
- В Румянцевском саду Никита увидел много красочных цветов и деревьев.
- Мальчик-продавец предложил ему купить оригинальные игрушки из дерева, но Никита не решился.
- После посещения сада Никита захотел создать свой маленький садик, но растения у него не выживали.
Глава 8: Развязка и конец повести
Повествование заканчивается восьмой главой, где Никита уже взрослый мужчина, обдумывает свою жизнь и вспоминает свои детские годы. Он думает о своей матери и бабушке, которые умерли, и о своих друзьях, которые переехали в другие города.
Но самое важное, что произошло в жизни Никиты, это его отношения с Катей. Они встречались несколько лет, но никак не могли определить свои чувства друг к другу
Наконец, после долгих раздумий, Никита решил жениться на Кате.
В завершение повести, автор описывает свадьбу Никиты и Кати, которая прошла весело и радостно на фоне красивой природы. Никита осознал, что он нашел свое место в жизни и доволен своим выбором.
Главное событие: Во время пожара
Одной из центральных глав в романе «Детство Никиты» А.Н. Толстого является глава, в которой описывается пожар в Москве. Никита оказывается свидетелем этого страшного происшествия, который в сердцах многих людей вызывает панику и страх.
Пожар быстро распространяется по городу, уничтожая все на своем пути. Он описывается в романе тщательно и с большими деталями, что позволяет читателю почувствовать все ужасы той эпохи. Кроме того, пожар для Никиты становится важным событием в его жизни.
Для героя пожар означает не только страх и ужас, но и новые знакомства, встречи с интересными людьми и, наконец, понимание того, что жизнь в Москве может быть интересной и захватывающей.
- Никита узнает много нового о городе и его истории, встречает знакомых москвичей, которые помогают ему увидеть и понять город по-новому.
- Во время пожара герой понимает, что жизнь настолько непредсказуема, что она может кончиться в любой момент. Это осознание меняет отношение Никиты к жизни и окружающему миру.
Таким образом, пожар в Москве стал не только страшным происшествием, но и важным событием в жизни Никиты. Он помог герою поверить в то, что жизнь может быть интересной и захватывающей, что в ней много неожиданностей и приключений.
Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник
- Толстой Алексей.
- Название: «Детство Никиты».
- Жанр: повесть.
- Тема произведения: детство.
- Число страниц: 320.
- Главные герои и их характеристика
- Никита. Мальчик девяти лет.
Живой и подвижный.
- Александра Леонтьевна. Его мать. Добрая и
любящая. - Лиля Бабкина. Девочка девяти лет. Подружка
Никиты, добрая и красивая. - Аркадий Иванович. Учитель Никиты. Строгий,
справедливый. - Стёпка и Мишка. Деревенские дети, товарищи
Никиты.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика
Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство
заканчивается и начинается учеба в гимназии.
Сюжет – краткое содержание
- Никита живёт в деревне и ведёт обычную
деревенскую жизнь, играет и учится. - На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей,
влюбляется в неё и дарит кольцо. - Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу,
занимается хозяйственными делами. - Мальчик весело проводит лето, приручает скворца
и не отвечает на письмо Лили. - На зиму семья переезжает в Самару, где Никита
вновь встречает Лилю и мирится с девочкой. - Мальчик поступает во второй класс, и счастливая
пора детства заканчивается.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик
подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что
мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя
нет, и стал уважать мальчика.
План произведения для пересказа
- Учитель Аркадий Иванович.
- Начало зимы.
- Рождество.
- Знакомство с Лилей.
- Найденное кольцо.
- Разлука.
- Грачи прилетели.
- Возвращение отца.
- Полевые работы.
- Желтухин.
- Ярмарка.
- В Самаре.
- Главная мысль
- Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё
не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие. - Чему учит эта книга
Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в
строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте,
благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит
ответственности.
Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик
Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил
подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей.
Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.
Поэтизация мальчиком времен года
Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги «Детство Никиты», поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг — родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним «острым и чистым» воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.
А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам «Детство Никиты». Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?
Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе «На возу» использовано столь романтичное сравнение: «На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры».
Глава 4. Любимая учительница
Никита с нетерпением ждал каждого нового учебного года, чтобы вновь оказаться в классе своей любимой учительницы — Натальи Васильевны. Она была строгой, но справедливой и всегда находила время, чтобы помочь ученикам понять трудные темы.
Однажды, Никита опоздал на урок и был очень обескуражен, когда увидел, что учительница его ожидает у дверей. Но вместо строгого окрика, Наталья Васильевна проявила понимание и устроила индивидуальный урок для мальчика.
Никита всегда хранил в памяти свое обучение у Натальи Васильевны, она не только дала ему знания, но и научила быть терпеливым и находить добро в людях.
- Наталья Васильевна была строгой, но справедливой учителем.
- Никита всегда ждал нового учебного года, чтобы вновь попасть в ее класс.
- Наталья Васильевна проявила понимание, когда Никита опоздал на урок.
- Она научила мальчика быть терпеливым и находить добро в людях.
Во дворце князя Голицына
В одной из глав романа «Детство Никиты» А.Н. Толстой описывает посещение небольшого дворца князя Голицына, который был общим местом встречи аристократии Москвы. Главным героем посещения становится Никита, который сопровождает своего отца на прием к князю.
Внутри дворца вскоре начинаются развлечения: гости смотрят на игру в карты, слушают музыку и беседуют друг с другом, при этом показывая свою общительность и престижность. Никита же чувствует себя чужим в среде общительных аристократов, которые говорят за его спиной и не обращают на него внимания.
Однако в конце визита как раз Никиту доверяют представить князю кавалерию, что оказывается для мальчика непривычным и нелегким испытанием. Тем не менее, после этого Никита чувствует себя более уверенно и гордится своим успехом, а прием у князя Голицына становится для него одним из ярких воспоминаний о детстве.
Глава 8. Книги
Когда мать Никиты уехала в город на несколько дней, отец разрешил мальчику брать любые книги из библиотеки. Никита был рад этому, ведь он очень любил читать.
Он начал с детских книг, но скоро перешел к более серьезным произведениям. Воображение мальчика бурно разыгрывалось, когда он читал книги о великих героях и приключениях.
Но не все книги понравились Никите, он долго не мог заинтересоваться книгой о птицах и обезьянах, ведь для него это было скучно и непонятно.
Конечно, у мальчика были и свои любимые книги, например, истории о мореходах и капитанах, которые увлекали его своими приключениями и опасностями.
Никита настолько увлекся чтением, что забывал о времени и еде. Отец стал беспокоиться и пригрозил забрать у него книги, если он не перестанет так много читать. Но Никита не слушался, лучше бы пропустить обед, чем не дочитать интересную книгу.
Изображение быта мелких помещиков
Повесть «Детство Никиты» А.Н. Толстого показывает жизнь русской знати в конце XIX века. В центре сюжета находится семья помещиков Отрепьевых, где ребенок Никита растет в окружении различных условий жизни. Автор описывает различные аспекты быта мелких помещиков, какие были еще до отмены крепостного права: поведение в семье, образ жизни и культуру людей.
В повести часто упоминается кухня, где готовят и пилят планки. На кухне важнейшим предметом был печной буржуй или буржуй-макаронник. Он помогал приготовить чай и сделать кашу. Также на кухне было много посуды и горшков, в которых готовили пищу. Описывается, как бабушка кормит своих внуков из большого комовника.
Автор также много времени уделяет описанию природы, которая была очень важна для людей того времени. Множество сцен происходит в саду или на огороде. В лесу дети нашли орехи, грибы, ягоды. Также описывается беседка в саду, где проводили время вечером.
Кроме того, в повести говорится о статусных различиях в обществе. Никитин отец — покровитель художника, который выполнит портрет хозяйки. Присутствовали также слуги, которые приносили воду и другие вещи.
Аспект жизни | Описание |
---|---|
Кухня | Много посуды и горшков, печной буржуй, каша и чай |
Природа | Сад, огород, лес, ягоды, грибы, беседка |
Статус | Покровительство художника, наличие слуг |
В целом, «Детство Никиты» — это образовательная повесть, которая показывает жизнь поколения мелких помещиков и их детей. Толстой детально описывает их повседневную жизнь, проводя читателя через глаза ребенка. Через тему мелких помещиков Толстой передает реалии отечественной жизни на рубеже двух эпох.
Заключение
Первоначальное название произведения звучало как «Повесть о многих превосходных вещах». Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.
Последняя глава повести имеет короткое название — «Отъезд». Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: «Этим событием кончается его детство».
«Детство Никиты» — повесть А. Н. Толстого, опубликованная в 1922 году. Повесть навеяна воспоминаниями писателя о далеком детстве. Главного героя он назвал в честь своего сына Никитой. Сыну же и посвящена эта повесть.