Краткое содержание мифа об аргонавтах
Странствие началось с того, что Пелий, сын Посейдона, убив правителя, захватил власть в фессалийском Полке. Сын убитого Ясон, явившись к Пелию в одном сандалии (второй он потерял при переправе через реку), потребовал вернуть ему царство. Перепуганный Пелий, который в свое время получил предсказание, что ему следует остерегаться того, кто обут на одну ногу, обещал вернуть Ясону царство, если тот добудет в Колхиде шкуру некогда уведенного туда золотого барана. Ясон, заручившись помощью богини Афины, построил корабль, набрал команду из известнейших героев Эллады, включая Геракла, и отправился в путь.
Во время пира в одном из городов близ Геллеспонта на корабль аргонавтов напали шестирукие чудовища, в битве с которыми отличился опять-таки именно Геракл. А вскоре на одном из островов, когда Геракл отправился в лес, чтобы найти замену для сломанного весла, его спутник был захвачен в плен очарованными им нимфами. Геракл долго искал юношу, а корабль с аргонавтами тем временем отправился дальше без него. На рассвете взволнованные аргонавты обнаружили пропажу и готовы были повернуть назад, но перед ними появился морской бог Главк и сказал, чтобы они этого не делали, ибо Геракл не должен участвовать в их походе — такова воля Зевса.
Гомеровский эпос: легенды о войне
Эллины рассказывали легенды о войне под Троей, а около 8 века до н. э. были сложены поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В тот же период, между 8 и 6 веками до н. э., появились другие поэмы о Трое: «Малая Илиада», «Эфиопида», «Разрушение Илиона», о возвращениях героев. Они сформировали канон историй о войне с Троей — похищение Елены, подготовка похода, 10-летняя война, захват города.
В Классическую эпоху сюжеты Троянского цикла стали источником вдохновения для трагиков. Например, для трилогии об Оресте Эсхила. С 6 века до н. э. в Греции появляются первые исторические сочинения. Их авторы записывают и сюжеты мифов.
В Эллинистическую эпоху появляется жанр мифографии, когда писатели записывают мифологические сюжеты в прозе и иногда с разными вариантами. Традиция сохранилась и в римскую эпоху. В 1−2 веках н. э. был создан труд «Библиотека» (часто называют «Мифологическая библиотека»), ошибочно приписанный автору Эллинистической эпохи Аполлодору. В одной из книг изложена история Троянской войны от похищения Елены до судьбы сына Одиссея Телегона.
«Библиотека» Псевдо-Аполлодора — самое полное античное собрание историй о Троянской войне. За легендами о странствиях героев исследователи находят реальные факты о греческой колонизации на рубеже Микенской эпохи и Тёмных веков.
Миф о Медее и Ясоне
Достигнув Кавказа, аргонавты увидели прикованного к скале Прометея и услышали его стоны. Войдя через устье реки в Колхиду, они оказались во владениях царя Ээта. В то время покровительствовавшая им Афродита попросила своего сына Эроса, чтобы он воспламенил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к Ясону. И когда Ясон со спутниками пришел во дворец, увидевшая его Медея мгновенно воспылала к нему страстью. Ээт, узнав о цели путешественников, рассвирепел и предложил им сначала вспахать священное поле на огнедышащих быках бога войны Ареса и засеять его зубами дракона. Ясон справился с этой задачей. Но не успел он закончить работу, как из зубов дракона стали на его глазах вырастать вооруженные воины.
По наущению Медеи Ясон бросил в них камень, а сам затаился. Воины начали сражаться друг с другом, Ясон уничтожил оставшихся и вместе с бежавшей к нему Медеей, которую он пообещал взять в жены, отправился на корабле к тому месту, где страшный змей охранял золотое руно. Медея усыпила змея, и Ясону удалось похитить руно. В погоню за аргонавтами бросился сын Ээта, требовавший вернуть Медею. Аргонавты были готовы оставить ее в храме богини Артемиды на одном из островов, но Медея напомнила Ясону о его обещании и решила заманить корабль брата в ловушку. Кончилось дело тем, что Ясон предательски убил сына Ээта, за что навлек на себя гнев Зевса, который пригрозил, что аргонавты не вернутся назад, пока их не очистит от злодеяния Цирцея.
Достигнув того района Средиземного моря, где жила Цирцея, некогда целый год державшая в плену Одиссея, они добились от нее очищения. По пути назад аргонавты оказались близ острова поющих сирен и спаслись только тем, что в их команде был сладкозвучный Орфей, который своей песней заглушил голос сирен. Затем они, как и Одиссей, благополучно миновали узкий пролив между Сциллой и Харибдой, но здесь их достиг еще один корабль, посланный Ээтом. Тогда Ясон и Медея обвенчались на близлежащем острове, воспользовавшись помощью его гостеприимного правителя, но и после этого долго еще блуждали по отмелям Ливии, затем в районе озера Тритона, который помог им выбраться к морю. Когда аргонавты вернулись домой, они встретили отпор со стороны коварного Пелия, уверенного, что Ясон не вернется. Конфликт кончился тем, что сам Пелий погиб, а его сын сумел изгнать Ясона и Медею из Иолка.
Хеттское царство, Вилуса и Микенская Греция
В 13−12 веках до н. э. Восточное Средиземноморье содрогалось от войн. В этот период погиб город Троя (Илион), а вслед за ним государства Ахейской Греции. Эти события отразились в корпусе греческих мифов, но о реальных событиях немного могут сказать археологические находки, записи Пилосского дворца и хеттские документы.
Греческие и римские авторы пытались вычислить дату падения Трои и приходили к разным результатам: 1334 год до н. э. (Дурис Самосский), 1136 год до н. э. (Эфор), 1183 год до н. э. (Эратосфен), вторая половина 13 века до н. э. (Геродот). Даты указаны в пересчете на современное летоисчисление.
На северо-западе Малой Азии во II тысячелетии до н. э. существовало государство, которое хеттские тексты называли Вилуса. Его ассоциируют с Троей, раскопанной Генрихом Шлиманом.
В 14 веке до н. э. претендент на трон Вилусы Алаксандус попросил о помощи хеттского царя Муватталиса. Тот согласился, но Вилуса, по условиям мира, становилась одной из четырех зависимых от Муватталиса стран западной Малой Азии. Кроме того, Алаксандус должен был доносить сюзерену об угрозах мятежа на вассальных территориях. В случае войны Муватталиса с государствами Малой Азии Алаксандус обязывался лично участвовать в кампании. Если же начинался поход хеттского царя на Востоке (с Египтом, Ассирией, Вавилоном или Митанни), то царь Вилусы высылал вспомогательное войско.
Также Алаксандус должен был противостоять врагу, который мог вторгнуться в Хеттское царство через земли Вилусы. Такой угрозой могли быть греки-ахейцы.
Продвижение микенцев в анатолийские земли продолжалось. Из анналов Тудхалияса IV следует, что в 13 в до н. э. царь Аххиявы вторгся в Страну реки Сеха (южнее Вилусы), но потерпел поражение. С этим свидетельством пересекаются поздние рассказы Троянского цикла о том, как греки по ошибке вместо Трои вторглись в Мисию и были разбиты ее царем Телефом.
К 14 веку до н. э. относится разрушение города Троя-VI, который существовал 600 лет. По времени это соотносится со свидетельствами летописей о борьбе Хеттского царства с Аххиявой за город Вилусу-Илион. По данным археологии, город уничтожило землетрясение.
Недалеко от Трои в 1997 году археологи обнаружили пещеру, источник которой содержал три рукава для отвода воды в подземный резервуар. Договор Муватталиса с Алаксандусом упоминает «путь в подземный мир в стране Вилуса». Возможно, это был священный источник, почитаемый жителями царства. Открытие позволило подтвердить, что Вилуса — это Троя, согласно греческим сказаниям.
Народы моря: падение Трои
Позже, в 13−12 вв. до н. э., пожар уничтожил город Троя-VII. Этот археологический слой был обнаружен историком Карлом Блегеном, который и отождествил его с Троей Приама, разрушенной завоевателями.
Битва египтян с народами моря. (solarey.net)
По мнению исследователей Л. А. Гиндина и В. Л. Цымбурского, Троянская война была частью процесса миграций в Восточном Средиземноморье в 13 веке до н. э. В этот период пришли в движение народы, которые позже осели в разных частях Средиземноморья. Начало ему положили нападения варварских племен на Микенскую Грецию. Они спровоцировали движение греков-ахейцев в Малую Азию, частью которого стала Троянская война, и вторжения Египет. Нападения ахейцев на Египет нашли отражение в египетских источниках, «Одиссее» и мифах о плавании Менелая.
За этими событиями последовали миграции на юг северных греков, которые вызвали новую волны переселения греков-ахейцев в Малую Азию. Результатом этого процесса стала греческая колонизация малоазийского побережья.
Аргонавтика — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
В этом же эпизоде у Аполлония описание плаща Ясона занимает немало стихов и также напоминает экфрасу. Отправляясь на первое свидание с Гипсипилой, Ясон надевает замечательный плащ, который ему подарила сама Афина, когда впервые пришла помочь строить Арго. Подробное описание плаща и перечень вытканных на нем сцен перекликаются с гомеровским описанием щита, который для Ахилла кует в своей лемносской кузнице Гефест. На щите Ахилла были изображены картины мироздания и мирной человеческой жизни. На плаще Ясона — эпизоды мифической истории давно прошедших событий, завершением которых была сцена беседы Фрикса с златорунным бараном.
Первая книга, где образ Ясона все время затенялся образом Геракла, старшего по возрасту, более опытного и сильного, добровольно отклонившего честь возглавить поход, завершает пребывание Геракла в отряде аргонавтов. Непомерная сила Геракла, его нетерпение и желание трудиться сверх меры приводят к тому, что он ломает весло. Во время остановки у реки Киоса в Мисии Геракл отправляется в лес в поисках дерева, пригодного для нового весла. А тем временем его любимец юный Гил идет за водой, чтобы успеть приготовить ужин. Возле ручья местные нимфы водят хороводы, и нимфа ручья, очарованная красотой Гила, увлекает его под воду.
Наряду с Аполлонием историю пропавшего Гила использовали также его современники Каллимах и Феокрит. Каллимаховский рассказ объясняет обычай местных жителей в определенный день года бродить по лесам и выкликать громко Гила. Феокрита заинтересовало несоответствие образа Геракла и его исступленной привязанности к Гилу, ради которого он презрел подвиги, славу и свой долг перед аргонавтами. Для Феокрита силач Геракл оказался побежденным любовью. Аполлонию же исчезновение Гила позволило вывести Геракла из среды аргонавтов. Сохраняя свою роль рассказчика, он со всеми подробностями описывает, как выбирал Геракл подходящую для весла сосну, как рубил ее, спеша возвратиться. Далее следует такой же эпически спокойный рассказ, как Гил маленьким мальчиком попал к Гераклу, убившему его строптивого отца. И тут поэт нарочито прерывает свой неторопливый рассказ:
-
Льготы по потере кормильца в школе в 2021
-
Педсовет олимпиады для начальной школы
-
Устав школы 34 подольск
-
Балет аполлон мусагет краткое содержание
- Развлечение зимние забавы в доу