Принципы воспитания и условия их реализации

Основные принципы воспитания

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Определение 1

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Замечание 1

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
    1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

Правила родителей воспитания детей: из уст мам

Каждая мама воспитывает ребенка по своим собственным лучшим методам, лишь отчасти следуя стандартному поведению большинства. Ниже, собраны правила родителей по воспитанию детей. Мамы решили поделиться своим опытом, как сделать так, чтобы малыш вырос счастливый. Некоторые методы совпадают, другие кажутся уникальными, но каждое из них по-своему влияет на становление личности. Можете обратиться к популярным методам воспитания.

Ирина, 39 лет. Учитель. Дочка, 1 год.

Разговаривать с ребенком важно (рассказывать, объяснять, комментировать свои действия…);
Слушать и слышать;
Принимать желания;
Перевести внимание ребенка на другую тему, когда он требует чего-то «запретного»;
Объяснять ребенку почему «нельзя» что-либо;
Играть с ребенком, как ребенок, а не как взрослый;
Соблюдать режим и правила гигиены малыша (это воспитывает опрятность и прилежность);
Обращать внимание на ребенка по первому его зову (ребенок также научится быстрее реагировать на ваши просьбы или обращение к нему);
Общаться с ребенком с улыбкой, чаще обнимать, целовать и хвалить;
Не бить (см. пункт 5).

Елена, 40 лет
Региональный представитель. Дочка, 20 лет

Елена, 40 лет. Региональный представитель. Дочка, 20 лет.

  1. Любить несмотря ни на что;
  2. Не расшатывать хрупкую нервную систему;
  3. Быть терпеливым родителем;
  4. Быть наравне, партнером;
  5. Если ставишь задачу, то доводить исполнение требований до конца (хотя это тяжело);
  6. Баловать, но не слишком сильно;
  7. Не идти на поводу каких-то желаний;
  8. Не ругать, а направлять;
  9. Поддерживать;
  10. Показывать свою любовь как можно чаще.

Ирина, 22 года. Домохозяйка. Два сына 4 и 2 года.

  1. Всегда хвали ребенка, если это оправдано. Ребенок должен знать, что родители гордятся им;
  2. Детям нужно много внимания;
  3. Нужно ставить границы. Мир без границ для ребёнка представляется очень опасным, и потому он будет требовать ещё больше внимания для собственного спокойствия;
  4. Ни в коем случае не поощрять плохое поведение;
  5. Стараться не кричать, а тем более нельзя бить. По своему опыту поняли, что дети понимают гораздо лучше, когда им спокойно объясняешь, что делать можно, а что нет;
  6. Давать детям понять, что родители их будут всегда поддерживать;
  7. Бескорыстно люби свое дитя! Когда общаешься со своим ребенком — радуйся, будь счастлива, люби его так, как ты можешь!
  8. Прививайте уважение к людям.
  9. Делайте их жизнь яркой и разнообразной. Учите с помощью игр и веселого времяпровождения вместе.
  10. Давайте время только для ребенка и отца, ведь отец главный пример для мальчишек.

Людмила, 43 лет. Парикмахер. Дочка, 10 лет

Ничего не заставлять;
Не гнаться за отличной учебой ребенка, главное, чтобы он получал удовольствие от процесса;
Давать свободу выбора в своих увлечениях, даже если отсутствие выбора, это тоже выбор;
Быть другом для ребенка;
Дать возможность общаться больше с бабушками и с дедушками;
Периодически устраивать семейный отпуск;
Следить за кругом общения, но принимать новых друзей;
Уделять ребенку внимание, когда он этого просит;
Покупать ребенку иногда то, что он просит, даже если это не очень нужное.
Растить ребенка самостоятельным и ответственным за свои поступки.

Возможно, эти правила воспитания детей от родителей пригодятся, помогут иначе взглянуть на педагогический процесс. В каких-то вы узнаете себя.

Принцип самовоспитания

Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.

Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.

Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.

ГОСТ

Принцип – это ведущая идея, основополагающее правило и основное требование к поведению или деятельности, вытекающее из научно установленных закономерностей.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

  • Сообщение о писателях и поэтах нашего города лыткарино

      

  • Упражнения на развитие выносливости у детей сообщение

      

  • Сообщение о развитии лягушки

      

  • При каком типе передачи данных будет отправлено сообщение на все устройства в локальной сети

      

  • Орский краеведческий музей сообщение

Принципы воспитания в образовательных учреждениях и их влияние на развитие обучающихся

В образовательных учреждениях применяются различные методы и виды воспитания, которые имеют свои отличия. Однако, в их основе лежат определенные принципы, которые ориентируют нас на достижение определенных целей в воспитании обучающихся.

Основные принципы воспитания в образовательных учреждениях:

  • Гуманизация воспитания. Этот принцип подразумевает учет и уважение индивидуальности каждого обучающегося, развитие его самостоятельности, доверие, взаимопонимание и поддержку со стороны учителей и воспитателей.
  • Системность и последовательность. Воспитание должно осуществляться поэтапно и включать различные аспекты развития личности: физический, психический, интеллектуальный, социальный и эмоциональный.
  • Демократичность. Целесообразно создать условия, которые позволяют обучающимся принимать участие в процессе принятия решений, развивать свои качества лидера и гражданской ответственности.
  • Взаимоуважение. Этот принцип основан на том, чтобы обучающиеся уважали как своего учителя и воспитателя, так и друг друга, стремились к разрешению конфликтов мирным путем через диалог и взаимопонимание.
  • Индивидуальный подход. Каждый обучающийся имеет свои особенности и способности, поэтому воспитание должно быть направлено на их учет и развитие, создавая оптимальные условия для самореализации.

Принципы воспитания в образовательных учреждениях имеют важное значение для развития обучающихся. Они способствуют формированию полноценной личности, развитию гражданской позиции, социальных навыков, самостоятельности и ответственности

Кроме того, основанные на этих принципах методы и виды воспитания помогают создать условия для достижения обучающимися успехов в учебе, профессиональной деятельности и взаимодействии в обществе.

Зачем нужно понимать основные принципы воспитания

Основные принципы воспитания позволяют родителям и педагогам понять, какие ценности, нормы и правила следует передать ребенку, а также какими методами и подходами это лучше сделать. Они помогают определить путь, который поможет ребенку стать нравственным, ответственным, самостоятельным и счастливым человеком.

  • Развитие личности — основной принцип, который указывает на необходимость воспитания и развития индивидуальности каждого ребенка. Это означает, что нужно учитывать особенности характера, темпа развития, интересы и потребности каждого ребенка, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал.
  • Целостность — принцип, который подразумевает, что воспитание должно быть системным и комплексным. Родители и педагоги должны воспитывать ребенка во всех его сферах развития — физической, интеллектуальной, эмоциональной, социальной и духовной.
  • Преемственность — принцип, который указывает на необходимость передачи опыта и ценностей предыдущих поколений. Родители и педагоги должны учитывать и сохранять положительный опыт, которым они сами обладают, и передавать его детям, чтобы обеспечить продолжение и развитие поколений.
  • Взаимодействие и партнерство — принцип, который подразумевает, что воспитание должно быть основано на доверительных отношениях и сотрудничестве между родителями, педагогами и ребенком. Открытая коммуникация и взаимопонимание помогают реализовать потребности ребенка и создать благоприятные условия для его роста и развития.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно).
1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии

Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний

Принцип связи теории с практикой

Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.

Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.

Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.

Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.

Замечание 3

Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.

Современный подход к воспитанию детей

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Презентация на тему: » ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ.» — Транскрипт:

1

ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ ПОИЯ/Б-20-5-О ПОВАЛЯЕВА КАРИНА ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

2

ПЛАН Основные принципы воспитания Основные принципы отечественного воспитания Правила воспитания

3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

4

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип гуманизма (Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию) Принцип научности (базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.))

5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип природосообразности (определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями) Принцип культуросообразности (проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры)

6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип ненасилия и толерантности (базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких- либо форм физического и психологического насилия) Принцип связи воспитания с жизнью (предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников)

7

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип открытости воспитательных систем (базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально- педагогических и образовательно-культурных комплексов) Принцип вариативности деятельности (отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся)

8

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип общественной направленности воспитания (воспитание на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности) Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника (привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности) Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике (создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге)

9

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ Природосообразность (согласовывание педагогического процесса с естественными, природными процессами, частью которых является каждый человек) Культуросообразность (учет культурных условий, в которых живет и развивается ребенок) Гуманизация (гуманные человечные отношения между воспитателем и воспитанником) Дифференцированный подход (учёт возрастных и индивидуальных особенностей)

Влияние принципов воспитания на формирование ценностных ориентаций

Принципы воспитания играют важную роль в формировании ценностных ориентаций личности. Они определяют направление и содержание воспитательного процесса, влияют на формирование мировоззренческих установок и ценностных приоритетов. В своей основе принципы воспитания отражают определенную систему ценностей, которые должны быть включены в воспитательную деятельность.

Принципы воспитания включают в себя следующие характеристики:

  • Целенаправленность – каждое воспитательное воздействие должно быть направлено на достижение определенной цели, которая основывается на ценностях и задачах общества.
  • Систематичность – воспитательные воздействия должны проводиться регулярно и последовательно, чтобы обеспечить устойчивое формирование ценностных ориентаций.
  • Постепенность – формирование ценностных ориентаций происходит поэтапно, начиная с простых представлений и значений, и постепенно переходя к более сложным.
  • Активность – воспитание должно быть активным процессом, включающим в себя не только передачу знаний и навыков, но и участие личности в самом процессе обучения.

Существуют различные виды принципов воспитания, которые могут быть применены в практике воспитательной работы. Некоторые из них:

  • Принцип единства познавательного и нравственного развития – воспитание должно быть ориентировано на развитие как познавательных способностей, так и нравственности личности.
  • Принцип формирования трудолюбия и самостоятельности – воспитание должно способствовать развитию активности, трудолюбия и самостоятельности у воспитанников.
  • Принцип целостности воспитания – воспитание должно охватывать все сферы личности и быть направлено на гармоничное развитие как физических, так и духовных качеств.
  • Принцип социального партнерства – воспитание должно осуществляться совместными усилиями школы, семьи и общества, чтобы обеспечить полноценное формирование ценностных ориентаций.

Для достижения эффективных результатов воспитания необходимо использование различных методов и приемов, которые соответствуют основным принципам воспитания

Важно помнить, что принципы воспитания являются основой для разработки воспитательных программ и планов работы, которые должны быть гибкими и адаптированы к конкретным условиям и потребностям воспитанников

Таблица: Соответствие принципов воспитания и их влияние на формирование ценностных ориентаций

Принципы воспитания
Характеристики
Виды
Влияние на формирование ценностных ориентаций

Целенаправленность
Направленность на достижение определенной цели
Принцип единства познавательного и нравственного развития
Помогает формировать ценностные ориентации, основанные на знании и моральных ценностях

Систематичность
Регулярность и последовательность воспитательных воздействий
Принцип формирования трудолюбия и самостоятельности
Создает условия для постоянного развития ценностей труда, самостоятельности и активности

Постепенность
Формирование ценностных ориентаций поэтапно
Принцип целостности воспитания
Позволяет сформировать целостные ценностные ориентации, охватывающие все сферы личности

Активность
Участие личности в воспитательном процессе
Принцип социального партнерства
Способствует формированию ценностей ответственности, сотрудничества и социальной активности

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: