Немного истории
В древности большие, заглавные буквы писали только в начале книги, а также главы, иногда — абзаца. Каждый отрывок текста начинался с красиво оформленной, витиевато украшенной большой буквы. Такие буквы не просто писали, а вырисовывали, или прописывали. Вот откуда это «говорящее» название начальных больших букв рукописного текста.
В памятниках XVI века, особенно после введения книгопечатания, большую букву стали прописывать в начале каждого предложения после точки. В более поздних произведениях изредка попадается прописная буква в собственных именах людей и названий городов. Первую попытку систематизировать употребление прописной буквы в XVII предпринял М. Смотрицкий, написавший грамматику, в которой рекомендовал начинать каждое предложение с прописной буквы, а также начало каждой строки виршей, собственные имена, и даже названия наук: Грамматика, Логика и др.
Следующую попытку упорядочивания правил употребления прописных букв предпринял академик Я. К. Грот. Его справочник для школ «Русское правописание» выдержал двадцать изданий.
Трудности красивого почерка
Красивый почерк ручкой удается не всем. Чтобы ему научиться требуются много времени и упорства.
Чтобы уметь быстро и аккуратно писать каллиграфическим почерком с закорючками, необходимо изучить нюансы, перечитать специальную литературу.
Во многих книгах описываются виды письма печатными и прописными буквами, способы написания цифр, букв на русском, на английском и на других языках мира.
Прежде чем научиться красиво писать в тетради, стоит изучить трудности этого важного дела:
Правильные буквы даются не каждому. Можно учиться годами, но так и не получить каллиграфического почерка. В этом случае сильное желание не всегда помогает.
Сложнее научиться писать аккуратно левой рукой
Для этого требуется соблюдать наклон тетради, может потребоваться специальная ручка для левшей.
Но все равно почерк может быть слегка размашистым, а буквы кривыми.
Чтобы писать грамотно и без ошибок важно много читать. Это повышает грамотность человека, делает его общительным, интересным.
Но на это может потребоваться дополнительное время, терпение и желание.
Красивому письму тяжело научить взрослых и детей
Если дети до этого ручкой рисовали фигуры, рисунки, то теперь им придется делать новое, писать буквы, выводить слова.
Почему умение красиво писать необходимо?
В мир компьютерных технологий все больше становится документов в электронном виде, их не нужно писать от руки, все создают на компьютере в печатном виде.
Не нужно думать, что в скором времени письмо от руки исчезнет, и все будут пользоваться только гаджетами. Это не так, писать необходимо уметь каждому.
Стоит отметить! Понятный почерк требуется, чтобы заполнить документ, к примеру, написать от руки заявление о приеме на работу.
В этих ситуациях важно уметь красиво и грамотно писать.
Кривые, размашистые, большие буквы, которые выступают за пределы отведенных полей, будут выглядеть ужасно.
Они могут отбить охоту иметь дело с претендентом, который пишет так некрасиво. Почерк часто создает первое впечатление о кандидате, который устраивается на работу.
Связи между почерком и личными качествами обладателя нет
Бывает, что человек разносторонний, а вот письмо у него неважное
Во время поиска работы менеджеры по подбору персонала не знают кандидатов и они судят их по почерку и стилю заполнения анкет.
В результате они могут просто не принять подходящего претендента из-за неаккуратного почерка, который может сильно подпортить первое впечатление.
Писать каллиграфическим почерком удается немногим. Его легко прививать детям в начальных классах при изучении алфавита.
Раньше в школах было чистописание, на этом уроке учителя учили навыкам правильного и чистого письма.
У школьников вырабатывалась аккуратность, они выводили буквы и старались писать красиво. Сейчас этого урока нет, поэтому красивое письмо считается редкостью.
Reader Interactions
Обсуждение
Добрый день. какова стоимость вашего курса? И сколько будет стоить переслать его в Алматы? Или же его можно приобрести в эл.виде?
Евгения Помощница по сайту говорит
Здравствуйте, Елизавета! Курс предоставляется в электронном виде. Цена, отзывы, примеры прописей — всё на этой странице: https://bestbabyclub.ru/products/calligraphy/
Можно приобрести отдельно от курса?
Евгения Помощница по сайту говорит
Это пособие доступно только в составе курса «Красивый почерк за 20 уроков».
Скажите, я педагог и владею методикой каллиграфического письма, также проходила данный курс. Могу ли я приобрести только прописи?
Анастасия Гавриловна говорит
Ольга Васильевна,спасибо Вам большое за новое пособие.Очень актуально. У меня вопрос по поводу домиков,в которых рядом с печатной надо написать письменную букву.(В прописи 1 стр 25, 29).Заранее простите,если Вы эти пояснения давали,а я пропустила.У всех букв в домике строка одинаковой высоты,а у буквы «у» она уже.Дети ,доходя до этой строчки, впадают в ступор и пишут букву то шире строки,то выше.Мне кажется,что высота строки у всех букв должна быть одинакова.Если возможно,дайте пояснение ,пожалуйста.
Отличное дополнение к курсу! Спасибо!
Подскажите, как быть с тем, что к нам пришел педагог, и предлагает на базе нашего центра проводить занятия по Вашей методике Курс красивый почерк, утверждая, что она приобрела Ваш курс и обучает детей по нему. Имеем ли мы право запросить у нее какой то подтверждающий документ, о том, что она действительно владеет Вашей методикой, и не будет ли это являться нарушением авторских прав, ведь прописи, которые она будет использовать находятся под защитой и мы никакого отношения к ним не имеем. Сталкивались ли Вы ранее с подобными ситуациями, и как себя вести руководителю центра в данном случае.
Евгения Помощница по сайту говорит
Евгения, добрый вечер! Если педагог приобрела этот курс легально, то она может ему обучать в любых детских центрах, это не будет нарушением авторских прав.
Что касается подтверждения владения методикой как квалификации преподавателя, с 2018 года для всех прошедших обучение у нас по курсу каллиграфии и успешно сдавших зачет, мы выписываем именные сертификаты.
Здравствуйте,меня зовут Ольга.Я работаю учителем начальных классов.Меня очень заинтересовали карточки по обучению написания прописных букв.И ваш курс по коллегами.Сколько стоит курс и демастрационный материал?
Евгения Помощница по сайту говорит
Здравствуйте! Демонстрационный материал (карточки) продаётся в составе курса. Актуальную цену можно посмотреть на этой странице: https://bestbabyclub.ru/products/calligraphy/
Добрый вечер! Как приобрести это демонстративное пособие?
Евгения Помощница по сайту говорит
Это пособие продаётся в составе курса по каллиграфии: https://bestbabyclub.ru/products/calligraphy/
Татьяна Анатольевна Козлова говорит
Здравствуйте! Работаю с умственно отсталыми безречевыми детьми. Можно ли купить только прописи. без остальных составляющих курса?
Здравствуйте, я учитель начальных классов. Подскажите, пожалуйста, как можно приобрести ваши карточки?
Возможные трудности в выборе варианта
В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.
Возможные затруднения в выборе размера графического значка:
- Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
- Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
- Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
- Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
- Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).
Можно ли исправить почерк во взрослом возрасте
Определенный стиль письма формируется у ребенка в 5–6-м классе, а иногда и раньше. После этого почерк еще может меняться, но в целом манера написания букв остается прежней. Значит ли это, что если не удалось научить ребенка искусству красивого письма, он всегда будет писать неразборчиво? И стоит ли взрослым думать, как научиться красивому почерку? Стоит!
На самом деле почерк — это такой же мышечный навык, как умение забрасывать мяч в баскетбольную корзину или красивая походка. Безусловно, лучше, если он отрабатывается с детства, но и взрослому можно наверстать упущенное, если приложить немного усилий.
Сколько нужно времени, чтобы скорретировать почерк:
- если заниматься ежедневно по 10–15 минут — первые результаты появятся через 3–4 недели. А через 2–3 месяца можно полностью изменить почерк;
- если заниматься три раза в неделю — для заметных успехов нужно около полугода.
Под существенными, заметными улучшениями понимается способность писать «новым почерком» в среднем темпе. Медленно выводить красивые буквы одну за другой, как правило, можно научиться намного быстрее.
Плохой и хороший почерк с точки зрения графолога
Как изменить почерк пошагово
Шаг 1. Проанализировать свой почерк
Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.
Обратите внимание на следующие факторы:
- встречается ли у вас печатное написание букв;
- одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
- какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
- есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
- насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.
Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».
Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт
Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.
Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:
- заглавных букв;
- различных сочетаний гласных и согласных;
- букв с верхними и нижними элементами («д», «у», «в» и т. д.).
Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.
Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради
Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.
Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.
Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее
- всегда нижнее соединение бывает в словосочетаниях «ве», «вы», «вь», «фа», «фи», «юр», «юс», «ол», «ом», «оя»;
- всегда верхнее соединение в словосочетаниях «он», «ог», «од», «оз», «во», «ву», «ви», «вз» и т. д.
Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма
Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.
Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.
Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.
Определение понятий
Прописные буквы русского алфавита также называют заглавными или большими. Это позволяет выделить их ключевые особенности — они пишутся иначе (увеличены в размерах и имеют иную технику), чем строчные, и используются для выделения первого слова в предложении или в иных случаях. В правилах русского языка четко обозначено, когда их следует использовать.
Иногда все слово или словосочетание может быть написано большими буквами, например:
- В заглавиях для привлечения внимания («ТИШИНА!!!»).
- При написании аббревиатур (МГУ, ООН, ГИБДД).
В остальных случаях такие буквы ставятся только в начале определенного слова или предложения. Также с заглавной начинается каждая строчка стихотворного текста, даже если предложение в предыдущей не закончено.
Строчные — маленькие буквы. С их помощью пишутся слова, сочетания и предложения. Общий принцип прост: в любом случае по умолчанию следует написать строчную букву, кроме тех ситуаций, когда по правилам русского языка должна быть употреблена заглавная.
Прописные буквы
Немного истории
В древности большие, заглавные буквы писали только в начале книги, а также главы, иногда — абзаца. Каждый отрывок текста начинался с красиво оформленной, витиевато украшенной большой буквы. Такие буквы не просто писали, а вырисовывали, или прописывали. Вот откуда это «говорящее» название начальных больших букв рукописного текста.
В памятниках XVI века, особенно после введения книгопечатания, большую букву стали прописывать в начале каждого предложения после точки. В более поздних произведениях изредка попадается прописная буква в собственных именах людей и названий городов. Первую попытку систематизировать употребление прописной буквы в XVII предпринял М. Смотрицкий, написавший грамматику, в которой рекомендовал начинать каждое предложение с прописной буквы, а также начало каждой строки виршей, собственные имена, и даже названия наук: Грамматика, Логика и др.
Следующую попытку упорядочивания правил употребления прописных букв предпринял академик Я. К. Грот. Его справочник для школ «Русское правописание» выдержал двадцать изданий.
Правописание прописных букв
Выбор прописной буквы основывается на семантике слов. Главный постулат правописания состоит в том, что собственные наименования пишутся с прописной буквы, например:
1. имена, фамилии, прозвища, псевдонимы, клички, названия действующих лиц в литературных произведениях:
- Михаил Васильевич Ломоносов;
- Салтыков-Щедрин;
- Демьян Бедный;
- Екатерина Великая;
- Ричард Львиное Сердце;
- Владимир Красно Солнышко;
- Слон и Моська;
- Стрекоза и Муравей.
- Буратино и Мальвина;
- Дед Мороз;
- кошка Мурка,:
- Белый Бим Черное Ухо.
Если же имя собственное литературного героя употребляется в уничижительном смысле и становится обобщенно-нарицательным, то в форме множественного числа оно пишется со строчной буквы:
- плюшкины;
- собакевичи;
- раскольниковы;
- коробочки;
- хлестаковы;
- молчалины.
2. С прописной буквы пишутся названия международных организаций, государственных органов, высших государственных должностей, официальные и неофициальные названия государств:
- Организация Объединенных Наций;
- Общество Красного Креста;
- Президент Российской Федерации;
- Канцлер Германии;
- Государственная Дума;
- Федеральное собрание;
- Администрация Президента Российской Федерации;
- Верхняя палата Государственной Думы;
- Республика Польша;
- Республика Тува;
- королевство Саудовская Аравия.
Однако в неофициальном тексте наименования высших должностей государств без указания на конкретное лицо пишутся со строчной буквы, например:
3. Географические и астрономические названия пишутся с большой буквы, кроме родовых наименований (город, река, гора, область, край, улица, звезда, созвездие и пр.):
- Северная Америка;
- Камчатская область;
- Южный полюс;
- Красное море;
- Большая Медведица;
- Млечный Путь;
- созвездие Большого Пса;
- туманность Андромеды;
- Море Дождей.
4. С прописной буквы пишутся названия исторических эпох и событий, названия календарных периодов и торжеств:
- Ренессанс;
- Древний Рим;
- эпоха Возрождения;
- День Победы;
- Грюнвальдская битва;
- Олимпийские игры;
- 1 Мая, 8 Марта.
Но названия постоянно проводимых мероприятий пишутся со строчной буквы:
- день встречи выпускников:
- день рождения;
- день донора;
- день открытых дверей;
- субботник;
- воскресник.
5. С прописной буквы пишутся названия, связанные с религией:
- Бог, Спаситель, Создатель, Иегова, Саваоф, Яхве;
- Иисус Христос, Дева Мария, Царица Небесная;
- Аллах, Шива;
- Пресвятая Богородица;
- святой Василий Великий, блаженная Ксения, апостол Павел;
- Библия, Псалтырь, Коран, Талмуд, Веды;
- храм иконы Божьей Матери, собор Парижской Богоматери;
- Вербное воскресенье, Троица, Ильин день, Рождество Христово, Рамадан, Великий пост, Святки.
Но со строчной буквы пишутся названия церковных служб:
литургия, вечерня, утреня, месса, всенощная, повечерие.
6. С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Вас, Ваш как форма выражения вежливости при обращении к конкретному лицу в письмах, официальных документах и деловой переписке.
Примечания
- ↑ Строчные буквы // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — С. 98. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
- Строчные буквы // Собаки — Струна. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 595—596. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 24, кн. I).
- ↑ Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — Москва, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- И. П. Хориков, М. Г. Малев. Новогреческо-русский словарь: Около 67000 слов / Под редакцией П. Пердикиса и Т. Пападопулоса. — Москва: Русский язык, 1980. — С. 10. — 856 с.
- // Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под редакцией В. В. Лопатина. — Москва: Эксмо, 2009. — 480 с. — ISBN 978-5-699-18553-5.
- René Thimonnier. 19. Emploi des majuscules // Code orthographique et grammatical. — Verviers: Hatier, 1970. — P. 43. — 448 p.
- 77. Emploi de la lettre majuscule // Grammaire Larousse du XXe siècle. — 15e tirage. — Paris: Larousse, 1936. — P. 40—41. — 478 p.
- 187. Noms propres et noms communs // Grammaire Larousse du XXe siècle. — 15e tirage. — Paris: Larousse, 1936. — P. 139. — 478 p.
Печатный русский алфавит
Печатная азбука проще письменного алфавита, поскольку буквы не соединяются друг с другом. Такие учебные тетради подойдут для детского сада, когда малышей только знакомят с алфавитом. Прописи-раскраски в игровой форме познакомят ребенка с азбукой, когда он раскрасит картинку, начинающуюся на определенную букву. Например: арбуз, если речь идет о букве «А» или бегемота, когда знакомится с буквой «Б».
Во время обучения печатному алфавиту ребенку стоит пояснить, какие бывают гласные и согласные буквы, чем отличаются шипящие звуки от звонких, твердые от мягких.
Аа
Бб
Вв
Гг
Дд
Ее
Ёё
Жж
Зз
Ии
Йй
Кк
Лл
Мм
Нн
Оо
Пп
Рр
Сс
Тт
Уу
Фф
Хх
Цц
Чч
Шш
Щщ
ъ
ы
ь
Ээ
Юю
Яя
Трудности, связанные с написанием заглавных букв
1. Несоблюдение пропорций. Строчные буквы обычно ограничены узкой строчкой в тетради. Заглавные же выходят за её пределы, и поначалу не все дети могут определить верные размеры. На этом этапе можно помочь ребёнку, ставя , где заканчивается и начинается буква. Если ученик ошибся и написал заглавную букву такого же размера, как и строчную, не следует спешить самим исправлять ошибку. Надо предложить ребёнку найти ошибку самому. Это намного эффективнее, так малыш учится критически оценивать свою работу и быть более внимательным. Кроме того, в этом есть психологический элемент. Указание на ошибки может расстраивать некоторых детей и снижать их мотивацию к обучению. *Когда ребёнок сам находит свою же ошибку, он радуется своей внимательности и охотнее исправляет недочёт.#
2. Написание имён и начала предложений с маленькой буквы. Здесь поможет метод поиска собственных ошибок и механическое повторение. Перед написанием нового предложения или имени нужно попросить малыша вспомнить, зачем нужны заглавные буквы и где они используются. Актуализация знаний поможет избежать таких ошибок.
3. Трудности написания сложных букв. На помощь придёт возврат к написанию элементов и обводке букв. Нет ничего страшного, если вернуться к таким заданиям после того, как ребёнок научился писать все буквы. Такой метод нередко используют для . Возможно, ребёнок упустил какой-то период обучения, и можно временно вернуться на этот этап, чтобы скорректировать трудную для малыша букву.
*Письмо строчных и письмо заглавных букв неразрывно связаны. Дети в течение первого класса овладевают навыками письма и продолжают изучать правила русского языка.#
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Сейчас в текущем разделе «Основные понятия и навыки для письма» также читают