6 очевидных причин, почему сегодня трудно быть подростком
Подростковая жизнь — это этап, полный энергии, надежды, жизни, радости, красоты и страсти. И наоборот, старость — это слабость, отчаяние и болезни.
Teen
Сегодняшнее поколение подростков легко назвать сверхчувствительным, обладающим чувством собственного достоинства и инфантильным. Хотя в какой-то степени эта критика не является ошибочной, однако, если присмотреться, у них есть проблемы, которые могут быть трудными для любого.
Непрерывное воздействие
В мире Интернета существует постоянный поток знаний и информации. Хотя подростки могут отказаться от его использования, это все равно, что сказать им оставаться в комнате во время учебы в старшей школе. Это нереально. Они выходят в мир Интернета и видят все, что отображается, будь то положительное или отрицательное. К сожалению, негативные аспекты могут повредить их мышлению. Когда подросток дома, он в приюте. Тем не менее, при наличии передовых технологий подростки не в безопасности и сталкиваются с кибербуллингом. Им предлагают полное знакомство с порнографией и насилием в таком нежном возрасте, даже не подозревая, что они делают. В основном, мальчики-подростки приобретают привычку смотреть порнографию. Следовательно, детская невинность обрывается, хотя до взрослой жизни еще несколько лет.
Запугивание
Гормональные эффекты и половое созревание
Подростку приходится сталкиваться с огромным давлением в своей жизни, в то время как его тело тоже его троллит. То он сердится, то плачет, не зная причины.
Любовь
Первая любовь подростка — это не меньше агонии. Волнующие чувства к девушке или мальчику подобны суровому путешествию. В любви нет ничего важнее, чем решиться открыть кому-то свое сердце. Любовь к кому-то захватывает его жизнь, и он думает, что никогда больше не сможет любить кого-то сильно. Когда распадаются первые отношения, он хочет бросить все в жизни и много раз девушки и парни кончают жизнь самоубийством.
Неприкосновенность частной жизни и независимость
Подросткам рекомендуется вести себя по-взрослому, но с ними обращаются как с детьми. Они сталкиваются с проблемой отсутствия конфиденциальности, в то время как они отчаянно хотят наслаждаться своей независимостью.
Нездоровые и завышенные ожидания
Подросток может столкнуться с нездоровыми ожиданиями, такими как страх провалить экзамены, не поступить в желаемый университет, пережить безрадостное будущее, отсутствие денег и никакой ценности в обществе, что приводит к ужасным бессонные ночи.
Для лучшего будущего подростков было бы полезно, если бы их родители не оказывали на них ненужного давления, потому что это может иметь негативные последствия для их детей. Несомненно, они сталкиваются со многими проблемами. Уже подчеркнуто, что с подростками нельзя обращаться жестко и строго. Члены семьи, учителя и друзья должны разговаривать с ними в дружеской манере, чтобы понять их чувства и опасения. С другой стороны, подростки также должны сами осознавать, что хорошо, а что плохо, потому что то, что они выберут в жизни, может либо исправить их жизнь, либо сделать ее несчастной.
Этот пост исходит от сообщества TODAY Parenting Team, где все участники могут публиковать и обсуждать решения для родителей. Узнайте больше и присоединяйтесь к нам! Потому что мы все в этом вместе.
Интелектуальное развитие подростков
Когда подросток сталкивается с более сложными заданиями в школе, он начинает определять для себя области, какие ему даются легче, а какие — тяжелее. Груз принятия решения о будущей карьере возрастает, и у многих подростков нет ясно очерченной цели, хотя постепенно они определяют сферы, которые им интересны и в которых они талантливы
Родители и врачи должны быть в курсе возможностей подростка, должны помочь ему сформулировать реалистичные ожидания и быть готовыми определить препятствия к обучению, которые требуют коррекции, такие как проблемы с усвоением знаний, с вниманием, напряженной обстановкой в школе
Плюсы и минусы подросткового возраста: реальность и фантазии
Одним из главных плюсов подросткового возраста является возможность пройти через процесс самоопределения и поиска своего места в обществе. В этот период подросток начинает формировать свою индивидуальность и искать свои цели и интересы. Это время, когда они могут экспериментировать, проявлять свою творческую натуру и открывать новые горизонты.
Важным аспектом подросткового возраста является общение с ровесниками. Подростки часто находят единомышленников, с которыми им интересно общаться и делиться своими мыслями и эмоциями. Это помогает им развиваться, находить поддержку и эмоциональное равновесие.
Однако подростковый возраст может также быть трудным и наполненным сложностями. Подростки часто сталкиваются с проблемами самооценки и поиска своего места в обществе. Они могут испытывать давление со стороны сверстников и ощущение непонимания со стороны взрослых. Возникают проблемы с саморегуляцией эмоций и принятием решений.
Одной из наиболее распространенных фантазий о подростковом возрасте является идеализация свободы и независимости. Многие думают, что быть подростком – это просто весело и беззаботно проводить время, не задумываясь о будущем. Однако реальность часто оказывается не такой радужной. Подростки сталкиваются с обязанностями, учебными нагрузками, а также с конфликтами и проблемами внутри семьи и школы.
Таким образом, подростковый возраст имеет как свои плюсы, так и минусы, которые могут сопровождать каждого подростка
Важно помнить, что это временный период, который помогает формированию личности и подготавливает к взрослой жизни
Необходимость общения
Подросток-ребенок стремится к общению, в этом возрасте он находит себя в друзьях. Много свободного времени проводит на улице, в группе сверстников-единомышленников, где есть лидер
Подросток старается чем-либо выделиться, обратить на себя внимание, заслужить уважение товарищей. Стремится быть похожим на кого-то старше себя, чувствует облегчение, когда узнает, что кому-то нравится та же книга, музыка, фильм
Часто в группе придерживаются определенного стиля в одежде, прическе, манере общения. Меняются взгляды на жизнь, появляются волнующие вопросы, к родителям с ними не пойдешь. Поэтому дети ищут друзей, с которыми можно говорить обо всем. Родительский авторитет снижается, общение со сверстниками становится куда важнее. Здесь они получают недостающие знания о жизни.
Именно эти группы, оказывают влияние на личность ребенка. Хорошо когда в группе хорошие, дружеские отношения, что способствует развитию подростка. А если плохая компания, где подростки увлекаются спиртным, сигаретами, нецензурной бранью, она становится главным источником проблем воспитания, создает сложности с обучением.
В психологии подросткового возраста присутствует повышенная критика к собственным недостаткам, поиск способов их устранения. Изменения в психике и в физиологии, сказываются на его поведении, которое часто непредсказуемо. Желание достичь цели может смениться необдуманным решением, а самоуверенность – заниженной самооценкой. У ребенка появляется своя позиция, собственные взгляды, вкусы, оценки поведения. Стремится к самостоятельности, отвергая помощь и контроль.
Психологические особенности подростков
Организм подростка испытывает колоссальные нагрузки из-за резких трансформаций, гормональных скачков, психологических изменений. Это приводит к поведенческим проблемам: вспыльчивости, агрессивности, иногда человек становится плаксивым.
Социально-психологические особенности подростков таковы, что они очень зависят от мнения окружающих и склонны к самокритике. Ребята беспокоятся о том, что о них скажут или подумают. Они критично относятся к своей внешности, стремятся следовать моде, что порой заканчивается ошибками.
Резкие перепады настроения, вызванные гормональной перестройкой, часто приводят к заниженной самооценке. Но поскольку объективных причин для нелюбви к себе не имеется, самооценка чаще всего восстанавливается к окончанию периода взросления.
Гормональная перестройка вызывает перепады настроения и повышенную ранимость. Поэтому взрослые, в особенности родители, должны быть очень тактичными
Высказываться по поводу внешнего вида, успехов в учёбе или достижений ребёнка нужно осторожно и обдуманно. Иногда лучше промолчать
Упрёки, даже незначительные, вызывают неуверенность, робость, снижение самооценки. С другой стороны, если излишне хвалить подростка, он начинает переоценивать себя, а это может привести к отрицательным последствиям.
Критика подростка, его друзей или семьи воспринимается им очень болезненно и приводит к нешуточным конфликтам. Если в роли обидчика оказываются родители, негативная реакция подростка может принять разные формы. Он будет уходить из дома, станет употреблять алкоголь или другие запрещённые вещества, курить, найдет компанию среди неблагополучных людей. Подросток становится замкнутым или, наоборот, излишне агрессивным.
Больше всего в этом возрасте ребёнок боится, что его посчитают маленьким. Чтобы избежать «позора», доказать свою самостоятельность, подростки могут поступать неправильно, без учёта последствий. Они очень зависимы от мнения ровесников, а те способны негативно влиять на взрослеющую личность и побудить ее к действиям, причиняющим вред себе или другим.
-
Подростки испытывают трудности в оценке окружающих. Зачастую их мнение основано на внешности, случайной фразе или единственном поступке человека. При этом наблюдается категоричность суждений по отношению к социуму. В то же время свои действия иногда оцениваются недостаточно адекватно, собственные недостатки не замечаются.
-
Кроме перепадов настроения, гормональная перестройка организма влияет и на уровень концентрации, внимания. Это приводит к снижению успеваемости, новая информация воспринимается и усваивается слабее.
-
Психологические особенности развития подростков выражаются также в поиске себя. Появляются мысли о собственном предназначении, ребята мечтают о будущем, ставят перед собой цели. Часто в поисках себя молодые люди экспериментируют с имиджем: ярко красят волосы, необычно одеваются, увлекаются резкой музыкой.
-
В подростковом возрасте появляются разнообразные, меняющиеся интересы. Растущая личность стремится к познанию нового, пробует свои силы. Грамотно направив эти стремления в нужную сторону, родители помогут развитию способностей своего ребёнка.
Самая-пресамая!
Из жизни: Оля вышла замуж и переехала в настоящие хоромы. Хоромы,
впрочем,
нуждались в переделке. Оля сама«
сочинила» интерьер,
обнаружив к этому незаурядные способности,
сама подобрала материалы,
сама нашла работников. Результат оказался настолько впечатляющим,
что на новоселье гости обратились к ней с просьбой поработать над их квартирами. Дело пошло — вскоре Оля почувствовала,
что ей не хватает специальных знаний,
получила образование,
открыла фирму и… развелась. Все дело в том,
что муж,
женившийся на милой беспомощной девушке,
оказался не готов к ее стремительному превращению в самостоятельную женщину,
а Оле,
выходившей замуж не столько по любви,
сколько«
за стабильность и уверенность в завтрашнем дне», стало скучно соответствовать ожиданиям. Самореализация оказалась для нее важнее,
чем отношения с мужем, — и это не плохо,
но вот снова создать семью пока не получается.
Плюсы подросткового периода
- Самостоятельность.
- Стремление к независимости от родителей.
- Осознание своей личности.
- Ответственность личная, в коллективе.
- Формирование сознания.
- Проявление интереса к сферам жизни (политической, социальной)
- Приобретение навыков общения (контакты с товарищами)
- Формирование самооценки (способность оценить себя, достоинства и недостатки)
- Беззаботная жизнь (мало обязанностей в семье, только учеба)
- За ошибки не несут ответственности (на помощь приходят родители)
- Добиваются успехов, но признают только личный вклад, свое «Я»
- Много свободного времени (есть возможность совершенствоваться)
С чем сталкиваются родители подростков?
Чаще всего родителей беспокоит, что их ребёнок:
- не слушается, не слышит просьб, не реагирует на замечания и советы;
- хамит, грубо общается, огрызается;
- не хочет помогать убираться дома;
- проводит слишком много времени в интернете, играя в видеоигры или общаясь с друзьями в соцсетях, не хочет учиться, становится менее активным.
Люба Лужкова, мама 15-летнего Димы и 13-летней Сони, рассказала, что с наступлением подросткового возраста дети очень изменились. Сын практически перестал с ней общаться: он постоянно закрывается в своей комнате, злится, если родители сами заглядывают к нему, и выходит только тогда, когда ему что-то понадобится, — например, перекусить.
«Общаться получается, только если он сам этого захочет и заговорит со мной. Всё остальное время он просит не трогать его. Я понимаю, что ему нужно личное пространство, но мне тоже хочется знать, что у него происходит. Он даже не говорит ничего про школу — я узнаю всё от учительницы. Один раз у них в классе избили парня, а когда я спросила, что произошло, он ответил, что не понимает, о чём я. Боюсь, что-то случится, а я даже не узнаю об этом», — говорит Люба.
С дочерью, по словам мамы, тоже «не всё ладно»: девочка стала слишком много времени проводить с друзьями, перестала интересоваться учёбой, стала грубой, раздражительной и плаксивой.
«Она не слушается, огрызается, может повысить голос. Раньше я ругалась, но сейчас стараюсь просто говорить с ней, причём спокойно», — рассказывает женщина.
Сейчас Люба хочет переждать этот период и старается быть терпеливее, но беспокоится, что дистанция между ней и детьми увеличится по мере того, как они будут взрослеть, и она совсем потеряет с ними контакт.
«Дети переживают столько физических и моральных перемен, которыми они не могут поделиться, не знают, что с ними делать. И агрессия, и замкнутость — реакции не на родителей, а на эти перемены, просто подростки не умеют пока принимать их по-другому. Мама этих ребят — большая молодец, тут главное не поддаваться эмоциям и негативу
Это проявление кризиса, и важно держать это в голове.
Ирина Воробьёва воспитывает с мужем 15-летнего Олега. Больше всего родителей беспокоит зависимость сына от игровой приставки. Если они на работе, то парень может даже не есть целый день — так сильно он увлекается игрой. Он забывает делать уроки, не выходит на улицу, не общается с одноклассниками, все его друзья — в интернете.
«Кажется, ребёнок становится зависимым от видеоигр. От приставки его за уши не оттянешь. Мы пытались запрещать ему играть, ограничивали время игры, но всё заканчивалось полным игнорированием нас и наших правил», — говорит Ирина.
Игнорирование, кстати, главная защитная реакция Олега — часто родители сталкиваются с ней, когда просят его убраться в комнате, помыть посуду или вынести мусор. Ирина рассказывает:
«Он просто резко начинает молчать и делает вид, будто меня не существует
Неважно, кричу я, говорю спокойно или пытаюсь объяснять, почему ему нужно нам помогать, — он просто молчит».
Описание и характеристики особенностей взросления ребенка
Каждый ребенок прежде, чем стать взрослым, проходит 6 этапов развития:
- Младенческий возраст: от 0 до 1 года. В это время ребенок общается с мамой и папой. Он только учится взаимодействовать с миром, выражает свои желания и потребности плачем и отдельными звуками. Основная цель деятельности — познание.
- Раннее детство: с 1 года до 3 лет. В этот период ребенок занят манипулятивно-предметной деятельностью. Он исследует окружающие предметы на прочность, вкус и другие органы чувств. Учится разговаривать со взрослыми.
- Дошкольный возраст: 3-7 лет. В это время дети занимаются игровой деятельностью, и в ходе игры познают отношения с другими людьми и последствия своих действий. Активно развивается их психика, появляется потребность в общественной деятельности.
- Младший школьный возраст длится с 7 до 11 лет и связан с большими изменениями в жизни ребенка. Школа заставляет активно развивать интеллектуально-познавательную сферу в ущерб игровой деятельности. Ребенок учится новым для себя качествам: контролировать, планировать, прогнозировать.
- Подростковый возраст (12-15 лет) — важный период на пути к взрослению. В это время подросток чувствует себя достаточно взрослым, но по-прежнему желает снять с себя любую ответственность за свои поступки. Он учится взаимодействовать со сверстниками — со своим полом и с противоположным, пытается построить свои первые романтические отношения. Дети этого возраста бунтуют против запретов, нарушают правила, яростно спорят, ищут себя и свое место в мире, очень легко попадают под чужое влияние.
- Юношеский возраст (с 15 до 17 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью. Подросток определяется с выбором профессии, со своим будущим, активно развиваются личностная и познавательная сферы.
Работа для подростка: заработок и опыт
Работа для подростка может предоставить не только возможность заработать дополнительные средства, но и получить ценный опыт, который пригодится в будущем. Подростки, которые занимаются работой, могут осознать ценность труда и научиться планировать свои финансы уже в раннем возрасте. Ответственность, дисциплина и умение работать в коллективе – все это навыки, которые могут быть развиты при работе для подростка.
Заработок, полученный благодаря работе, также может дать подросткам некоторую финансовую независимость. Это позволяет им приобретать свои личные вещи или развивать свои интересы без постоянной просьбы у родителей. Кроме того, подростки могут научиться управлять своими финансами и развивать навыки экономии, что может быть полезно для будущей жизни.
Однако, работа для подростка может иметь и некоторые недостатки. Она может отнимать время, которое могло бы быть потрачено на учебу или на развлечения. Если подросток слишком много занят работой, это может отразиться на его академической успеваемости и здоровье
Поэтому важно найти баланс между работой и остальными аспектами жизни
Итак, работа для подростка может быть полезной не только с финансовой точки зрения, но и для развития навыков и опыта. Она помогает подросткам осознать ценность труда и научиться управлять своими финансами
Однако, важно не утратить равновесие между работой, учебой и личной жизнью для подростка. Поэтому, принимая решение о работе, необходимо учитывать все факторы и находить баланс, чтобы подросток мог получить максимальную выгоду и из работы, и из своего обычного жизненного ритма
Возможность экспериментировать и открыться для нового
Благодаря свободному времени и отсутствию больших обязательств, подросткам есть возможность попробовать различные хобби, изучить новые языки, начать заниматься спортом или искусством. Они могут путешествовать и познавать разные культуры, работать над своими навыками и развивать свои таланты. Все это помогает им лучше понять свои возможности и найти свое призвание в жизни.
Кроме того, подростковый возраст часто связан с опытом социальной адаптации. Молодые люди начинают общаться с разными людьми и обнаруживают новые интересы и идеи через своих друзей. Эта социализация помогает им расширить свой кругозор и обрести новых друзей, которые могут вдохновить и поддержать их в дальнейшем развитии.
Преимущества подросткового периода: | Примеры экспериментов и открытий: |
Свободное время | Попробовать играть на музыкальном инструменте |
Отсутствие больших обязательств | Изучить программирование |
Возможность путешествий | Посетить другую страну и познакомиться с новой культурой |
Социализация и общение с разными людьми | Изучить иностранный язык при помощи общения с носителями |
Конечно, быть подростком не всегда легко. В этот период молодые люди часто сталкиваются с различными проблемами и сложностями. Однако, возможность экспериментировать и открыться для нового является одним из главных преимуществ подросткового возраста. Она помогает им развить свои навыки и таланты, расширить кругозор и обрести свое место в мире.
Плюсы быть подростком
- Открытие личности: Подростковые годы – это время самопознания и исследования своей идентичности. Это период, когда люди могут развить чувство того, кто они есть и кем они хотят стать.
- Возможности для роста: У подростков есть шанс вырасти интеллектуально, эмоционально и социально. Они могут осваивать новые навыки, получать знания и развивать свои таланты на этом преобразующем этапе.
- Крепкая дружба: Подростки часто заводят глубокие и прочные дружеские отношения в подростковом возрасте. Эти дружеские отношения обеспечивают эмоциональную поддержку, общение и чувство принадлежности.
- Захватывающие первые впечатления: Будучи подростком, вы испытываете много «первых», таких как первая любовь, первая работа или первое путешествие в одиночку. Этот опыт способствует личностному росту и создает заветные воспоминания.
- Повышенная независимость: По мере того, как подростки взрослеют, они постепенно приобретают больше самостоятельности и автономии. Эта вновь обретенная свобода позволяет им принимать решения, брать на себя ответственность за свои действия и учиться на своих ошибках.
- Меньше финансовой ответственности: В большинстве случаев у подростков не такое финансовое бремя, как у взрослых. Они могут сосредоточиться на образовании, личном развитии и исследованиях без такого же уровня финансовых обязательств.
- Гибкие обязанности: Хотя у подростков есть обязанности, такие как школьные и домашние дела, они, как правило, более гибки в управлении своим временем по сравнению со взрослыми. Эта гибкость может быть полезна для занятий хобби, внеклассных мероприятий или подработок.
- Здоровое физическое состояние: Подростки, как правило, обладают большей энергией и физической выносливостью по сравнению со взрослыми. Они могут относительно легко заниматься физическими упражнениями, спортом и хобби, пропагандируя здоровый образ жизни.
- Доступ к образованию: Подростки имеют возможность получить формальное образование, которое дает им знания и навыки, необходимые для будущего успеха. Это образование открывает двери для различных карьерных путей и возможностей.
- Чувство идеализма: Многие подростки обладают чувством идеализма и желанием изменить мир к лучшему. Эта страсть и энтузиазм могут привести к активности, волонтерской работе и стремлению к социальной справедливости.
Принятие ответственности за свою жизнь
Подросток должен понять, что в переходном возрасте настало время нести ответственность за свои поступки. За небольшие проступки, такие как нарушение дисциплины, последуют устные предупреждения, наказание со стороны родителей. Серьезнее будут последствия при противозаконном поведении (поведении, запрещенном законом).
С 14 лет наступает уголовная ответственность подростков за некоторые виды преступлений. К ним относят убийство, грабеж, похищение человека, хищение оружия. Это суровая мера по отношению к подросткам, она была введена, чтобы предотвратить преступления против жизни и здоровья человека, защитить безопасность и порядок в обществе. Уголовная ответственность подростка наступает независимо от того, знал он о существовании закона или нет.
Дети, достигшие 14 лет должны понимать, что проступок невольно может стать преступлением:
- Петя и Миша потешались, скидывали с крыши кирпичи и наблюдали, как они разбиваются с 8 этажа об асфальт. Но внезапно за угол завернул прохожий и прошел как раз под крышей 8-этажки. Хорошо, что ему удалось вовремя увернуться, иначе ребята попали бы случайно ему кирпичом в голову;
- Вася разозлился на своего одноклассника, когда они сидели на уроках труда. Он замахнулся молотком над головой Пети, если бы тот не успел вовремя отскочить, произошла бы беда. Вася очень испугался и пожалел о своем поступке, который мог закончиться печально.
Укрепление самооценки и уверенности в себе
Работа для подростка имеет множество преимуществ, включая укрепление самооценки и уверенности в себе. Когда подросток приступает к выполнению определенных задач и достигает успехов, он начинает верить в свои способности, что в свою очередь положительно сказывается на его самооценке. Работа приобретает роль практического урока, где подросток может осознать свои сильные стороны и научиться преодолевать трудности.
Кроме того, работа предлагает подросткам возможность приобрести новые навыки и опыт, что также способствует укреплению самооценки. Когда подросток осознает, что он способен успешно выполнять сложные задания и делать вещи, которые раньше казались непосильными, это вносит значительный вклад в его уверенность в себе. Самостоятельные достижения в работе для подростка могут стать мощным инструментом для развития его личности и создания фундамента для будущего успеха.
Взаимодействие с коллегами и клиентами также играет важную роль в укреплении самооценки подростка. Когда подросток находится в рабочей среде и общается с людьми, которые могут быть старше или иметь больше опыта, это помогает развивать его социальные навыки и уверенность в себе. Способность эффективно взаимодействовать с другими, решать конфликты и преодолевать трудности может быть усвоена подростком на рабочем месте и применена в других аспектах его жизни.
В целом, работа для подростка предоставляет ценный опыт, способствующий укреплению самооценки и уверенности в себе. Через выполнение задач и достижение успехов, приобретение новых навыков и опыта, а также взаимодействие с коллегами и клиентами, подросток может стать увереннее в себе и готовым к будущим вызовам.
Как мамам и папам уживаться с тинейджерами
Задача родителей – выдерживать. В теории звучит просто, но на практике это может стать настоящим кошмаром для взрослых. Действительно сложно сохранять самообладание, когда перед тобой хлопают дверью, кричат «Я тебя ненавижу!» и грозятся уйти из дома.
Родителям нужно учиться говорить о своих чувствах, не переходя на обвинения. Забудьте вариант: «Ты охамел. Ты ничего не делаешь по дому. Ты наказан и не получишь карманных денег». Используйте лучше: «Мне обидно. Мне больно и неприятно. Я чувствую тревогу и разочарование. Я правда не хочу давать тебе карманные деньги после такого». Заметили? Второй вариант не противоречит первому по смыслу, но более точно отражает то, что на самом деле происходит с родителем, а кроме того, не направляет на подростка новую волну агрессии.
Чем еще в этот период можно помочь своему ребенку? Как это ни странно – не зацикливаться на нем. Взрослому нужно быть максимально заинтересованным собой, своим саморазвитием и хобби, сместить фокус внимания с подростка на самого себя. Это поможет ребенку более адекватно смотреть на взрослого, видеть в нем не только тирана и какую-то преграду, но и личность со своей жизнью и увлечениями. Возможно, когда острая фаза кризиса пройдет, тинейджер даже захочет разделить с вами ваши увлечения.
Очень важно помнить про личные границы. Свои и подростка
Оптимальное решение –максимально конкретно договариваться в каждой ситуации от том, какие есть ограничения и свободы. В особо сложных случаях можно даже писать расписки, чтобы не получилось, что кто-то из вас забыл об условиях договора.
К примеру, вы устанавливаете ограничения: в комнате не должно быть остатков еды и посуды, а грязное белье не должно валяться на полу или стуле. В остальном свобода – пусть кладет свои вещи туда и так, как считает нужным. В свою очередь, есть ограничение и для вас: не открывать ящики стола и не убираться в шкафу без разрешения и без присутствия ребенка. Однако пусть будет договор: если вы видите, что комната заросла грязью, и говорите подростку, что нужно убраться, у него есть на это 3 дня (с учетом того, что у него могут быть планы и личная жизнь). И если через 3 дня ситуация не меняется, вы приходите в комнату с пылесосом и тряпкой и наводите порядок самостоятельно.
Таким образом вы, с одной стороны, уважаете время и решения ребенка, даете ему возможность спланировать свои действия, а с другой – возлагаете на него ответственность за результат: уберется он сам или будет вынужден смириться с тем, что вы вторглись в его «берлогу». Плюс такого договора: вы сохраните нервные клетки и будете выглядеть как спокойный, уверенный в себе взрослый, который действует последовательно и предсказуемо.
Что происходит с подростком во время переходного возраста
Кратко подростковый возраст можно охарактеризовать так: кризис, разрушение и отрицание старого, время недовольства собой и окружающими. Это, безусловно, неприятно взрослым. Но и самому ребенку несладко, для него это тоже новые непонятные обстоятельства.
Чтобы нарисовать картину более детально, представьте: ребенок, большую часть жизни находившийся в относительно спокойном и беззаботном состоянии, внезапно начинает очень быстро расти. У него без причины меняется настроение, с телом происходят новые непонятные процессы, учителя твердят, что пора взрослеть и определяться, «кем ты хочешь стать», родители требуют послушания и порядка в доме, друзья кажутся крутыми, а сам себя он ощущает потерянным и никчемным. Полный раздрай, каша в голове и тотальное недовольство. Если разобраться чуть подробнее, изменения происходят по трем основным направлениям.
Гормоны
С гормональной точки зрения действительно идет серьезная перестройка. Мамы, вспомните, как вас штормило в беременность и сразу после рождения ребенка. Настроение менялось за несколько секунд, беспричинно накатывала тоска и слезливость, радость могла смениться яростью быстрее, чем вы успевали это осознать. Примерно то же самое чувствует тинейджер. Справиться с таким под силу не каждому взрослому, так что стоит быть немного снисходительнее к подросткам – с ними такое впервые.
Им и правда может быть сложно заснуть ночью, поэтому они садятся за компьютер или книжку, поскольку не знают, как себе помочь. Они тоже могут заедать стресс и выбирать для этого не самые полезные продукты
Им действительно бывает важно лечь спать днем после школы – не потому, что они ленивые или болеют, а потому что организму нужна подзарядка и перезагрузка. Это все связано с гормонами, которые ребенок не может контролировать
Физиология
Чисто физиологически подростки тоже заметно меняются. Тело, лицо, волосы – все это трансформируется стремительно и не всегда красиво. Парни сутулятся, комплексуя из-за слишком высокого роста, девушки переживают из-за внезапно округлившихся форм и изводят себя диетами. А тут еще прыщи, резко усилившийся запах пота, половое созревание. Словом, на подростков обрушивается настоящая лавина проблем.
Взрослые, которые уже проходили это, знают, что «катастрофа» временна и все наладится, гадкие утята станут прекрасными лебедями. Поэтому с высоты своего опыта могут обесценивать важные моменты и тем самым ранить подростков, отгораживаться от них. Проверьте, не критикуете ли вы внешность тинейджера, его вес (избыток или недостаток), нет ли в вашем лексиконе фраз вроде «Подумаешь, прыщик, то же мне проблема». Будьте очень деликатны. Критика внешности или даже неосторожная фраза, которая вам кажется безобидной шуткой, может серьезно задеть ребенка и зародить в его подсознании комплексы, которые потом перейдут во взрослую жизнь.
Некоторые процессы, происходящие в организме подростка, могут показаться вам не особо важными, но стоит отнестись к ним серьезно. Например, тинейджеры растут быстро и делают это неравномерно, как бы рывками. Поэтому часто у подростка болят кости, ноют суставы, тянет мышцы. Это может быть дополнительным раздражающим фактором, который негативно влияет на настроение
Важно замечать такие проявления, спрашивать о самочувствии, помогать снять симптомы и не отмахиваться, если ребенок жалуется на недомогание.
Отношения
Возраст с 12 до 17 лет – это время серьезного пересмотра отношений в самом широком понимании. Устойчивая связь с родителями и другими взрослыми начинает ослабевать, а ей на смену приходит социум в виде одноклассников, друзей и приятелей во дворе. Тогда же, в период пубертата, на первый план выходят отношения с противоположным полом, появляются интерес и влечение. Все это происходит на фоне снижения самооценки, переживаний о своей внешности и комплексов, что заметно усложняет ситуацию.
Сюда же добавляются внутренние переживания и отношения с самим собой, поиск своего места в мире. Представьте, что вы одновременно влюбились, разочаровались в близких, стремитесь соответствовать ожиданиям друзей и угодить начальнику на работе. Сколько сил, энергии и внимания это потребует? И так каждый день. Если в этот момент вы будете дополнительно получать от мамы ультимативные и противоречащие друг другу приказы вроде «Никуда не пойдешь, сиди дома» и «Пора уже взрослеть и быть самостоятельным», то так и до нервного срыва недалеко.
Вот почему подросткам нужны рядом внимательные, рассудительные и последовательные взрослые, которые не стремятся задавить авторитетом, но при этом помогают проходить сложный этап.