Как научить ребенка выговаривать букву «р»

Как научиться выговаривать букву р

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

  1. Аномалии уздечки — она может быть укороченной, неправильно располагаться. У некоторых детей подъязычную связку можно растянуть с помощью упражнений. Но иногда уздечку приходится подрезать;
  2. Особенности строения языка — его сужение или увеличение (макроглоссия);
  3. Анатомия челюстей — узкая верхняя челюсть, неправильный прикус тоже могут препятствовать выговариванию вибранта;
  4. Аномалии неба — с расщелиной или готическим небом вибранты даются с трудом;
  5. Неправильное расположение или отсутствие зубов на верхней челюсти;
  6. Аномалии слуха — в этом случае малыш может не воспринимать вибрант на слух, еще более сложная ситуация — нарушения физического слуха;
  7. Гипотонус — слабые мышцы характерны для дизартрии;
  8. Подражание. Часто бывает так, что ребенок выговаривает вибрант, но приходит в детский коллектив, где дети «картавят». И он начинает повторять за ними — навык утрачивается.

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома — что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните — даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время «проблемному» звуку не менее 20 минут ежедневно.

P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики «Обучение и развитие детей«

Ребенок не выговаривает букву Р

Трудности с произношением буквы Р чаще всего возникают в тех семьях, где особого внимания на культуру речи никто не обращал. Для маленьких детей нет ничего, что бы они ни смогли сделать. Как доказано современными психологами и учеными, дети с года жизни уже могут освоить разом несколько иностранных языков и говорить на всех одинаково хорошо, главное только заниматься с ними. Поэтому классические проблемы с буквой Р сейчас являются следствием родительской невнимательности к собственной речи. Ребенок не выговаривает букву Р, что делать? Паниковать от этого не стоит, так как в основном проблема со сложными буквами кроется в плохой отработки артикуляционного аппарата ребенка, который к определенному возрасту должен развиться сам. Конечно, для того, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался, необходимо с ним заниматься и желательно с самых ранних лет, иначе уже в трехлетнем возрасте переучить его будет гораздо сложнее. По статистике, буква Р покоряется большинству детей самой последней только к пяти-шести годам.

Упражнения для буквы Р для детей

Чтобы ответить на вопрос, как научить ребенка говорить букву Р, родителям следует задуматься, насколько часто и эффективно они смогут заниматься с ребенком. Если они занятые люди, тогда имеет смысл обратиться к профессиональному логопеду, который будет вести и наблюдать вашего ребенка с самого начала занятий. Если же вы решили упрямую букву Р одолеть своими силами, тогда вам следует начать с простых занятий. Хорошим началом станет занятие с большим пальчиком малыша, который следует уложить под язык. Язык ребенка должен совершать движения вправо-влево и быть похожим на моторчик. Также хорошим упражнением для ребенка, который не выговаривает букву Р является чистка зубов с помощью языка. При этом упражнении необходимо следить, чтобы нижняя челюсть ребенка не двигалась.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

1.

Посетите стоматолога

Очень важно сразу исключить физиологические проблемы, которые могут заключаться в особом строении речевого аппарата. Например, часто мышцы лица ребенка не слишком хорошо развиты, или у маленького язычка короткая уздечка. При наличии определенных проблем врачи часто предлагают хирургическое вмешательство, и стоит задуматься над таким вариантом, поскольку иногда существуют случаи, при которых никакие речевые упражнения не помогают

При наличии определенных проблем врачи часто предлагают хирургическое вмешательство, и стоит задуматься над таким вариантом, поскольку иногда существуют случаи, при которых никакие речевые упражнения не помогают.

2.

Если обследование не выявило никаких патологий, скорее всего, у малыша просто слабо развит артикуляционный аппарат. Это тоже можно исправить. Посетите логопеда чтобы научить ребенка говорить букву Р. Именно он проведет обследование ребенка, убедившись в том, что у него отсутствуют нарушения, при котором может возникнуть поражение коры головного мозга. Если проблема заключается только в слабом артикуляционном аппарате, то логопед предложит различные упражнения, направленные на корректировку произношения буквы «Р».

3.

У врача вы можете узнать, как исправить букву «Р» в домашних условиях. Между прочим, сделать это вполне реально, ведь речевая гимнастика не требует никаких особых знаний:

  • попросите ребенка пощелкать языком, изображая лошадь;
  • поиграйте с ребенком в машинку, чтобы он изображал моторчик;
  • научите малыша сворачивать язык в трубочку.

4.

Очень важно обратить внимание на произношение букв «З» и «Д», поскольку они очень похожи с «Р». Пусть в вашей повседневной жизни будут присутствовать слова с максимальным количеством этих букв. Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву

Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву

Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи

Вы даже можете играть с ребенком дома или на улице, попросив его назвать слова на определенную букву. Постепенно можно начать произносить слоги «ДР», «ДЗ» и т.д. Чем чаще ребенок будет это делать, тем быстрее избавится от дефекта речи.

Проявите настойчивость и терпение для того чтобы избавить ребенка от возникшей проблемы, и в будущем он сможет общаться правильно и без особых проблем.

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!. Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение. 

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2017: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.

Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).

Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук  нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить. 

Забегая вперед скажу — нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Упражнения по постановке

Ребенок в 5 лет выучивает практически все звуки, если же возникают трудности при произнесении некоторых из них или малыш вообще их не выговаривает, то потребуется помощь специалиста (логопеда).

Постановку необходимо начинать с зарядки, так называемого разогрева артикуляционного аппарата. Эффективны следующие упражнения:

  1. «Малярная кисть». Ребенок должен сложить губки в улыбку (улыбнуться) и приоткрыть ротик. После этого скажите ему язычком погладить небо, начиная от верхнего зубного ряда и продвигаясь как можно глубже в направлении горла. 10—12 поглаживаний.
  2. «Маятник». Малыш улыбается и открывает ротик, после чего высовывает язычок и помещает его сначала в одну, а затем в другую сторону — от левого уголка рта к правому (движения маятника). 10—20 повторений.
  3. «Гармошка». Ребенок улыбается и как можно шире открывает рот, после чего прижимает язычок к верхнему небу, как будто хочет проговорить долгий и мягкий звук «нь». Ротик нужно открывать пошире, а затем закрывать, не изменяя при этом положения язычка. 15—20 повторений.
  4. «Чистим зубки». Малыш улыбается и открывает рот, после чего кончиком язычка водит вправо-влево по внутренней поверхности верхнего зубного ряда, как будто подметает их. 10—15 повторений. После этого ребенок по очереди упирается кончиком язычка в каждый зуб с внутренней стороны (проверить, остались ли они на месте).
  5. «Комарик». Предложите ребенку открыть ротик, высунуть кончик языка за передние зубки и проговорить «з—з—з» (как будто звенит комарик). После чего убрать язык в рот, упереться им в верхнее небо у основания зубного ряда и вновь произнести «з—з—з».

Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки. Но чтобы отработать правильное произношение , необходимо выполнять специальные постановочные упражнения. В идеале занятия проводятся ежедневно в первой половине дня. Как правило, в детском саду с ребятами занимаются воспитатели (или логопеды). Дома позаботиться об артикуляции малыша должны родители.

Способов поставить есть больше десяти. Одно из наиболее эффективных логопедических упражнений на звук , позволяющее научить ребенка говорить  р своими силами дома — «Моторчик». Постановка делается от протяжного с помощью пальца или соски. Второй способ предпочтителен: он удобней и безопасней, резиновая или латексная соска заведомо не причинит боли.

Звук — это вибрация, чтобы правильно его произнести, важно верно расположить язык: его следует поднять к небу. При этом необходимо учесть, что его кончик обязательно должен опираться в альвеолы, находящиеся за резцами в верхнем зубном ряду, а участки по бокам — прикасаться к жевательным зубам на верхней челюсти

Передняя часть языка должна немного выгибаться. Когда воздушная струя проходит через весь язычок, то заставляет его кончик вибрировать — так происходит образование звука .

Малыш должен поставить язычок в правильное положение, описанное выше, и открыть широко ротик. На указательный палец наденьте соску и при выдохе, когда ребенок проговаривает «д-д-д» водите этим пальцем по языку (внутренней его поверхности). Малыш автоматически начнет произносить , так как палец создаст нужную вибрацию.

На что обратить внимание при выполнении в домашних условиях:

  • язык малыша должен прилегать к альвеолам как можно плотнее;
  • нужно добиваться правильного положения губ;
  • язычок не должен болтаться из стороны в сторону, его надо хорошенько зафиксировать;
  • нужно делать выдох со всей силы.

Артикуляционная гимнастика и упражнения по постановке звука будет эффективной, только если делать ее регулярно.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

  • Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

    • плохая подвижность языка;
    • аномальное строение подъязычной уздечки;
    • неправильный прикус;
    • слабо развитые мышцы щек и губ.

    Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

  • Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

    • аллергический ринит;
    • тонзиллит;
    • перенесенная ангина;
    • наличие аденоидов или полипов в горле;
    • парезы ЛОР-органов.

    В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.

Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Эффективные упражнения для тренировки органов речи

Для того чтобы научить ребенка правильно выговаривать букву р, необходимо проводить систематическую работу над тренировкой органов речи

Важно укрепить мышцы языка, губ и гортани, чтобы ребенок мог контролировать движение и силу при выговоре звука

Одним из самых эффективных упражнений является работа с зеркалом. Попросите ребенка посмотреть на свое лицо и попытаться посмотреть, как двигаются его губы и язык при произнесении буквы р. Дайте ему возможность самому управлять этими движениями и подсказывайте правильную позицию органов речи.

Также можно использовать игровые упражнения, например, «Говорящий кукловод». Попросите ребенка взять куклу или игрушку и заговорить от имени этой куклы. Пусть ребенок фокусируется на выговоре звука «р» и старается произнести его правильно. Это упражнение поможет ребенку научиться контролировать движение своих органов речи и улучшит его артикуляцию.

Для тренировки силы и подвижности языка можно использовать специальные упражнения. Например, попросите ребенка высунуть язык как можно дальше и по очереди прикоснуться к нижней губе, верхней губе, носу и подбородку. Повторите это упражнение несколько раз в течение дня, чтобы укрепить мышцы языка и приучить ребенка к правильному положению языка при выговоре буквы р.

Не забывайте анализировать и похвалить ребенка за его старания. Мотивируйте его и поощряйте при каждом прогрессе. Терпение и постоянная тренировка — ключи к успешному научению выговариванию буквы р. Вскоре ребенок достигнет желаемых результатов!

Отклонения в звуке «р»

Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.

Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.

При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:

  • Подмена р=л: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=в: ыба=ыба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р=г: ыба=ыба, выос=выос.

  • Подмена р=й: ыба=иба, выос=выос, саха=саха.
  • Подмена р= ыба=ыба, выос=выос, коова=коова.
  • Горловой или гортанный , свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
  • Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
  • Редкие случаи: когда вместо малыш произносит или глубокое , использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой .

Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.

Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.

Подарок судьбы

Так я и жила со своим французским «р». Окончила университет, получила диплом юриста согласно семейной традиции и устроилась на работу. Мои коллеги тут же прозвали меня парижанкой, всех очень радовало мое произношение. Грассирование звука «р» стало моей изюминкой, и я ни за что бы не подумала, что однажды захочу от этого избавиться. Это случилось неожиданно: после нескольких лет успешной работы я получила предложение возглавить юридический отдел нашего дочернего предприятия. Это назначение было подарком судьбы. Но было одно «но». В этот момент конкурентная компания подала на нас иск о защите деловой репутации. Баталии предстояли нешуточные. И уже первая встреча с оппонентами дала мне понять, что эти люди готовы использовать все методы, даже переход на личности. Во время своих первых выступлений я замечала ехидные ухмылки своих оппонентов, а в коридоре один из них передразнил мое грассирующее «р». Я поняла, что моя речь должна быть идеальной, иначе мне не выиграть дело. В суде моя «изюминка» может обернуться против меня.

Нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи. Неправильный звук бросает тень на все остальное – исчезает четкость дикции, голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.

Почему появляется горловой «р»

Последние звуки-соноры — «л» и «р» — ребенок начинает произносить к пяти — пяти с половиной годам. Многие родители считают, что они появятся сами собой, но по ряду причин  с ними чаще всего и возникают логопедические проблемы. Например, «р» превращается в горловой, если:

  • У ребенка слабые артикуляционные мышцы/язык/речевой выдох.
  • У ребенка короткая подъязычная уздечка.
  • Есть нарушения фонематического слуха: малышне слышит различия между горловым и обычным «р». 
  • Родители/бабушки/дедушки часто просят «порычать».
    Это «упражнение» очень вредно: язык ребенка может быть еще не готов к произношению звука «р», и, чтобы выполнить просьбу, малыш задействует горло, закрепляя неправильное произношение. 

Все дело в анкилоглоссии

Часто причиной того, что не удается выговаривать четко букву «р», является врожденная особенность анатомического строения речевого аппарата. Уздечка языка чересчур короткая. В результате несколько букв или только одна «р» выпадают при произношении ряда слов.

Его органы только формируются, и строение их нетрудно откорректировать. А вот взрослому избавиться от дефекта сложновато. Ведь речевой аппарат у него полностью сформирован. Так как научиться выговаривать «р» взрослому?

Для решения этой проблемы есть 2 пути. В первом случае можно обратиться к хирургу. Он сделает легкий надрез уздечки. Конечно, придется немного потерпеть дискомфорт, пока ранка под языком будет заживать. Но зато человека ожидает приятный сюрприз: звук «р», который никак не удавалось произнести, становится четким и без изъянов.

Второй путь менее болезненный, но более трудный. Необходимо самостоятельно или с логопедом «осваивать» правильное произношение звука.

Все упражнения, которые придется делать, направлены на то, чтобы естественным способом растянуть максимально уздечку языка.

Например, одно из них: по нескольку раз в день стараться дотянуться языком до подбородка или до кончика носа. Таким образом, разрабатывается пластичность уздечки. Через несколько месяцев в совокупности с речевыми тренингами удастся добиться положительных результатов.

Упражнения для выработки произношения звука Р

На сегодняшний день существует целый ряд упражнений для постановки звука Р, которые выполняются перед зеркалом. Самыми популярными и действенными являются:

1. При широко открытом рте произносится звук Д. При этом для разработки подвижности кончика языка нужно сильно ударять языком в район спрятанных за верхними зубами бугорков.

2. При широкой улыбке легкое покусывание кончика языка для активизации его мышц.

3. Выгибание языка при широко открытом рте так, чтобы кончик его касался неба, а средняя часть – расположенных за передними зубами бугорков.

4. Широким языком «барабанят» в области за верхними зубами, произнося при этом звук Д. При этом посредством указательного чистого пальца необходимо как бы расшатывать язык в ротовой полости. Это обеспечит особый рокочущий звук. По прошествии некоторого времени упражнение можно начинать выполнять уже без помощи рук.

Для того чтобы любые логопедические упражнения имели должный эффект, выполняют их не спеша, но ежедневно

При этом ребенка важно поощрять за малейшие успехи, сдвиги в положительном направлении

В любом случае, от взрослых потребуется терпение и внимание. Как только нужный звук встанет, можно переходить к произношению различных слов с его участием.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Дополнительные методики

Когда произнести звук уже выходит, но он слышится недостаточно отчетливо, следует прибегать к постоянным тренировкам: повторять фразы и слова с «р».

Положительного результата на этом этапе удается добиться благодаря произнесению специальных скороговорок. Чем отчетливее слышится «р», тем быстрее необходимо стараться их произносить. Наконец, нужно научиться очень быстро и правильно говорить целые предложения.

Упражнения-скороговорки нужно сочетать с попытками произносить трудные для произношения слова. Когда удастся добиться некоторой отчетливости при произношении «р», задачу следует усложнить.

Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.

Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.

Достаточно обратиться к хорошему логопеду. Он подскажет правильное расположение языка при произнесении звука «р», научит многим упражнениям.

После такой помощи речь будет безупречной, безо всяких изъянов. Умение быстро и отчетливо произносить «р» благодаря общим со специалистом стараниям за последнее время стало достижением многих людей.

В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря… читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. :)

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Лечение картавости в домашних условиях

Чем раньше вы начнете решать эту проблему, тем лучше. В некоторых случаях нужно обратиться к стоматологу, хирургу и логопеду. Не стоит надеяться, что шершавость с возрастом пройдет.

Эти упражнения помогут, если в домашних условиях не исправить слюнотечение, то улучшат произношение. Их рекомендуется выполнять каждый день.

  • широко улыбнитесь и проведите языком в стороны по внутренней поверхности верхних зубов. Не закрывая рот, двигайте языком вперед и назад по нёбу, каждый раз возвращаясь к зубам;
  • высунуть язык на нижнюю губу и быстро облизать, стараясь издавать гортанные звуки;
  • раскатывать поочередно: «ррррррррр», «рр-рр-рр-рр-рр», «ри-ре-ра-ро-ру-ry», «lra-lro-lru -lre-lry»;
  • практикуйте ударные слоги в начале слов р: «рот», «рамка», «летающий», в середине слов: «дыра», «конура», «ставка», без ударения в начале слов: «пара», «карусель», «мера»;
  • также произносит скороговорку с проблемным звуком, например: «морда свиньи была мордой белая, морда тупая. Половину двора рыл рылом, копал, заминировал, ямы не дошел. Вот почему Хавронье и морда, чтоб он рыл », — говорил ястреб, он поклялся, что все нецензурные слова пересмотрит, пересмотрит. Но оговорившись, он сказал, что все короткие переговоры нельзя ни пересмотреть, ни пересмотреть»;
  • логопеду следует выбрать несколько упражнений, благодаря которым вы научитесь правильно произносить проблемные звуки. Работа долгая, за один вечер ничего не исправишь. А вот 15-минутные занятия помогут избавиться от слюни в домашних условиях за несколько месяцев

Конечно, домашнее задание не принесет аналогичного результата занятиям с профессиональными логопедами, но если постараться, можно исправить мазок у взрослого самостоятельно. Вот пример некоторых тренировочных упражнений:

  • медленно произносить звуки «тэ», «ле», «де». Произносите их одним словом «теледе», старайтесь произносить эти звуки четко, увеличивайте скорость произношения без потери четкости;
  • затем начните говорить «детиде». Первое «де» будет произноситься, как обычно, без напряжения, а второе — так, чтобы кончик языка касался десневого бугорка над верхними зубами. Делайте это упражнение медленно, медленно, в течение 7 минут;
  • ускоряйтесь, пока не почувствуете, что можете произносить звук «р»;
  • после первых попаданий можно начинать произносить слова на букву «р»: «дробь, дротик, удушье, дрофа, тремор, дрова, кабель, троллейбус, тромб, ведро, бедро, мудро, метр, лукаво»;
  • после успехов с предыдущими словами обучение начинается с самых сложных: «вонь, трамвай, стрижка, страх, свалил, эстрагон, вор, борозда, трешка».

Для достижения наилучших результатов эту тренировку следует повторять три раза в день.

Как лечат картавость у ребенка?

Основные методы лечения шишки у ребенка следующие:

  • языковой массаж;
  • логопедический массаж;
  • механические колебания передней части языка;
  • регулярное упражнение;
  • артикуляционная гимнастика;
  • уважение к тактильному контролю.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: