Как объяснить ребёнку понятие рифмы
Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.
Виды рифм
- Мужская. Ударение падает на последний слог (домой – молодой).
- Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато – богато).
- Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина – впадина).
- Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются – притрагиваются).
*Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».# Напомним, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка» и «селёдка».
Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.
*Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.#
Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).
Значение рифм
Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие. *Дети, которым с рождения читали книжки, начинали разговаривать раньше, чем те, которые были предоставлены сами себе.#
Скептики утверждают, что читать младенцам – бессмысленное занятие, поскольку они ничего не понимают. Действительно, малыш не понимает смысла прочитанного
Важно другое. *Он слышит мамину речь, привыкает к ней, со временем узнаёт отдельные слова, чувствует ритм речи
Эмоционально окрашенная речь привлекает внимание.# Всё это имеет огромное значение для формирования его собственной речи спустя небольшое время. Рифмованные потешки и прибаутки воспринимаются лучше всего
Дети любят ритм и выразительное чтение. Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Родителей удивляет, когда в раннем возрасте дети с ходу запоминают стихи. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже – к подбору рифм. Это увлекательно, а главное – полезно.
*Рифмы развивают фонематический слух, слуховое восприятие и языковое чутьё.#
Правила игры
В игре могут принимать участие дети от 2 до 10 и более человек. На начальных этапах целесообразнее роль ведущего предоставить взрослому. Возраст участников — от 4 до 7 и старше лет. Дети 4 лет не могут свободно схематизировать те или иные слова, словосочетания, поэтому эту функцию должен выполнять взрослый.
В данной игре используется методы ОТСМ – ТРИЗ — технологии: морфологическая таблица, модель «Объект – имя признака – значение имени признака».
В верхней горизонтали морфологической таблицы располагаются схематические обозначения имен признаков (количество используемых в игре значений имен признаков зависит от возраста детей).
В первой клетке второй строки расположена картинка с изображением выбранного объекта. Далее дети схематически изображают подобранные к данному объекту характеристики в соответствии со значением имен признаков.
Например: объект – ель.
Подобранные детьми характеристики:
- действие – стояла;
- место — в зале;
- по цвету — зелёная;
- по характеру — добрая;
- по размеру — высокая;
- по характеру поверхности — колючая;
- части — ствол, хвоя, ветви, шишки;
- по температуре — теплая;
- запах — хвойный;
- на вкус – хвоя горькая;
- по количеству — одна;
- направление — на месте;
- по весу – тяжелая.
На третьей строке морфологической таблицы дети схематически обозначают подобранное сравнение к составленной характеристике объекта:
Как столб; как гость; как кактус; как фея; как вышка; как ёжик; шишки, как мышки; как кошка; аромат; как лимон; одинешенька; как мешок; как Буратино.
На четвертой строке морфологической таблицы дети схематически обозначают составленное рифмованное словосочетание.
Каждое из определений, сравнений, рифмующихся слов записывают схематически на пересечении столбцов и строк.
Например:
- Как столб стояла, огоньки роняла.
- Как гость в зале, где подарки раздавали.
- Как кактус, ель зеленая, но зато веселая.
- Добрая, как фея — всех она жалеет.
- Высокая, как вышка. Сидел под ней зайчишка.
- Висят на ели шишки, как крошечные мышки.
- Колючая, как ёжик – четверо ножек.
- Теплая, как кошка, погладь её немножко.
- Хвойный аромат манит ребят.
- Как лимон, горька иголка – ты иди, попробуй только.
- Стоит на месте ель всех веселей.
- Как тяжелый мешок, все подарки уволок.
Затем, выбрав наиболее удачные и более подходящие по смыслу рифмованные строчки, дети составляют смысловые рифмованные тексты. Например:
Стояла в зале ель,
За окном мела метель.
Ель, словно добрая фея,
Всех в мире ребят пожалела.
Высокая, будто вышка,
Сидел под ней зайчишка.
На ветвях висели шишки,
Словно крошечные мышки.
Будто гость она в зале стояла –
Красотой всех ребят поражала!
В игре принимали участие дети подготовительной к школе группы МДОУ ЦРР № 178 «Облачко» г. Ульяновска.
Придумай рифму для дошкольников
Я пока не съем котлеты – на десерт мне нет … (картошки, конфеты, цукатов.)
Наша маленькая Лелька полюбила … (карамельки, карандаши, мясо.)
Жмякал, жмякал, и ломал, получился … (грузовик, самосвал, телефон.)
Если на улице пойдет снегопад, то я, конечно, буду не … (рад, смешней, грустней.)
Леля “Барби” смотрела, а секунда … (сбежала, улетела, уцелела.)
3 часа гуляли – ни капли не … (развеселились, потеряли, устали.)
Однажды на столе
Ела Лелечка … (кашу, тире, пюре.)
На кухне – веселью места нет. Но маме это не … (секрет, смешно, обед.)
Если я буду много гулять, то мне не захочется мало … (играть, веселится, смешить.)
1, 2, 3, 4, 5 – Леля хочет … (купаться, рисовать, на улицу.)
1, 2, 3, 4, 5 – мне друзей не … (развеселить, выиграть, сосчитать.)
Возьми пультик, включи … (канал, мультик, игру.)
Буриме: примеры рифм
Буриме называется сочинение стихов по заданным рифмам. Эту литературную игру придумали в XVII веке французы. Она быстро стала популярной среди европейской знати, которая любила соревноваться в остроумии. В наше время, к сожалению, эту игру подзабыли. Классическая игра в буриме требует, чтобы рифмы были разнородными, их нельзя было менять, а тему стихотворения провозглашалась заранее. Игру можно адаптировать под индивидуальные особенности и возраст детей.
Начать можно с предложения дошкольнику придумать стихи. Взрослый должен подобрать пару рифм, которые ребёнку нужно вставить в придуманную фразу. Можно взять, например, слова «грызёт – ползёт». Вначале ребёнку предстоит придумать первое предложение – чаще всего это простое нераспространённое предложение, например, «Щенок грызёт». Взрослый задаёт наводящие вопросы, помогающие ребёнку усложнить предложение (какой щенок, что грызёт, какое у него настроение).
По такому же образцу продолжается создание второго предложения. Получиться может примерно такое стихотворение:
Рыжий щенок лихо косточку грызёт
Мышка серая проворно в домик свой ползёт.
Подобный собственный стишок ребёнок может запомнить надолго.
Во время чтения вслух стихов можно, хлопая в ладоши, отбивать ритм. Благодаря этому ребёнку проще уловить, какие слоги являются ударными, а какие безударными. После того, как он в этом разберётся, ему будет проще объяснять стихотворные размеры. Ударные слоги можно даже специально подчёркивать.
Для чтения лучше выбирать стихи с весёлыми яркими образами, способными быстрее развивать детское воображение. С ним также нужно обсудить, что он представляет во время чтения стихов. К стихотворению можно даже добавить самодельную картинку.
Со стихотворной литературой дети знакомятся раньше, чем с прозаической. Им нравятся повторы звуков, мелодичность стихов, поэтому, даже ещё не понимая смысла стихов, крохи просят родителей перечитывать их вновь и вновь.
Пусть ребёнок сам допишет двустишие или четверостишие, подобрав несколько рифм.
Важна и тренировка воображения. Ребёнку можно предложить упражнение, в котором необходимо для получения нового образа соединить движение и форму с цветом.
- Крадущийся на цыпочках, угловатый, коричневый.
- Летящий кружевной зелёный.
- Лежащий обкусанный красный.
- Плотный круглый синий.
- Стройный качающийся голубой.
Метафоры – такие весёлые и простые. Метафора является одним из вариантов сравнения, она переносит качества одного объекта на другой. Метафоры можно выдумывать весьма весёлые и остроумные.
- У моей сестрёнки не язык, а ухабистая, мокрая, длинная просёлочная дорога.
- У моего братика глаза, как две большие зелёные лягушки, нос как холм с парой тёмных пещер, в глубине которых спрятаны драгоценные камушки.
- У моего приятеля уши – как большие воронки, в которые утекают любые шорохи.
- Моя душа в прошлом была бабочкой, которая теперь может упорхнуть в любом направлении.
Ребёнку можно предложить придумать несколько метафор, касающихся разных частей тела – какие они есть или какими бы хотели бы быть. Также можно пофантазировать подобным образом о биении своего сердца, о своём воображении, кровеносных сосудах, голосе, дыхании, руках, ногах, лёгких и т. д.
Этапы обучения рифмованным текстам
1. Объяснить ребёнку алгоритм придумывания рифмованного текста. Вначале доступным способом объясните ребёнку рифму и стихотворный размер, и что рифма должна быть всегда в конце строки. Вот какой примерно алгоритм можно предложить малышу старше 4 лет:
- Жил-был…
- Как звали или какой
- Что делал?
- Вывод, который можно сделать об описываемом объекте.
Этот алгоритм можно менять в зависимости от цели занятия и стихотворения.
2. Создание по алгоритму простого стихотворения вместе с взрослым.
3. Далее самостоятельные попытки придумывания стишка. Ребёнка нельзя подгонять в этот момент, подтрунивать над его попытками
Важно, чтобы сам малыш увлёкся этим процессом. Если он зайдёт в тупик, ему можно помочь, но со временем он научится сам подбирать рифмы
Как ребёнку объяснить понятие рифмы?
В рифме имеется сочетание мелодики слов с совпадающими ударными гласными. В детских стишках обычно присутствуют наиболее точные рифмы: день – пень, рост – мост и т. д. В поэзии для более старших возрастов применяются намного более сложные рифмы.
Виды рифм
- Мужская с ударением на последнем слоге (домой – молодой).
- Женская с ударением на предпоследнем слоге (красоты – заботы).
- Дактилическая с ударением на третьем от конца слоге (впадина – жадина).
- Гипердактилическая с ударением на четвёртый от конца слог или следующий за ним (притрагиваются – протягиваются).
При объяснении понятия рифмы ребёнку лучше всего воспользоваться методом Незнайки из знаменитой сказки Н. Носова. Там Незнайка задумал стать поэтом и пытался подобрать к словам рифмы. Поэт сказал ему, что слова в рифму должны одинаково оканчиваться. Незнайка всё понял по-своему и придумал рифму «палка – селёдка». Отсюда ясно, что одинаковое окончание слов вовсе не гарантирует появление рифмы.
Детям можно просто объяснить, что рифмой называются похожие по звучанию слова: чайка – гайка, каша – Маша, батон – клаксон
Но слова не всегда могут иметь одинаковые окончания, важно, чтобы между собой они сочетались – в гололедицу – не едется
Как последовательно обучать дошкольников придумыванию рифмованных текстов?
Дети 3-6 лет очень любят сочинять стишки, искать сочетания слов, при этом активно занимаясь словотворчеством и придумывая собственные слова, понятные лишь своему кругу. Нельзя мешать подобным словесным экспериментам, наоборот, сочинительство и поиск рифм в ребёнке нужно всячески поддерживать. Это развивает воображение, любовь к родному языку, учит понимать красоту речи. Если у ребёнка сформировался интерес к стихам, то в будущем он будет лучше воспринимать и ценить поэзию.
Развиваем слуховое внимание: 35 рифм-миниатюр для детей — «ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ»
Brooks
27-янв, 02:23
1 141
Я и Дети. / Воспитание. / Ребёнок от 1 года до 3 лет.
Развитие слухового внимания у детей может проходить в виде веселой игры в рифмы. Для этого понадобятся простые двустишия для малышей.
Игра в рифмы для детей развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие. Также двустишия для малышей способствуют развитию речи у детей
С помощью рифм-миниатюр дети учатся корректно согласовывать слова в предложениях, развивают память.
Игра в рифмы для развития слухового внимания заключается в том, что взрослые читают двустишие, а ребенок должен дополнить его последним словом в рифму.
В кладовой шуршала мышка,Под сосной лежала…(шишка)
***
Живёт в нашем доме Гарик,У него есть синий…(шарик).
***
Капризуля наша Маша,У неё в тарелке …(каша).
***
Стоит в деревне старый дом,В сети к нам попался…(сом).
***
В библиотеке взяли том,Зимой ребята лепят…(ком).
***
Очень любят мыши сыр,В хорошем сыре много…(дыр).
***
Ветер очень сильно дул,Стоял повсюду страшный…(гул).
***
Мама мыла чисто пол,Папа ждал: когда же…(гол).
***
На палубу упала пачка,Потому, что была…(качка).
***
Пишет маме письмо дочка,В конце рассказа стоит…(точка).
***
Портной выбрал красный шёлк,Значит, знает в моде…(толк).
***
В КВН играли сутки,Залу нравились все…(шутки).
***
На берегу лежала гайка,Рыбёшку утащила…(чайка).
***
Дымится в миске кашка,С чаем стоит…(чашка).
***
Было в сказке очень худо,Пока не появилось…(чудо).
***
Очень громко плачет мальчик -Он поранил стеклом…(пальчик).
***
В огороде вырос лук,На грядке ползал майский…(жук).
Было мишке мёду мало,Пчёлка показала…(жало).
***
Ночью спал Аркадий чутко,Темноты боялся…(жутко)
***
Надел спортсмен свою жакетку,В руках держит он…(ракетку).
***
Ребятня каникул ждёт -Лето красное …(идёт).
***
В группе самый старший Веня,У него дружок есть…(Женя).
***
Петрушки зелёной пучокПрожорливый съел…(жучок).
***
В сказках очень любят пир,Всем на свете нужен…(мир).
***
На стройке делают бетон,В метро потребуют…(жетон)
***
Купил модный Клим жилет,Приобрёл в театр…(билет)
***
Жил на свете мальчик Жора,У него сестрёнка…(Лора)
***
Всех хвастливей Таня-крошка,У неё на шляпе…(брошка)
***
Мечтал о звёздах старый барс.Хотел он улететь на …(Марс).
***
Со стола упала банка,Теперь у Светы болит…(ранка)
***
Дежурным Вася в классе был,Полы он тряпкой чисто…(мыл)
***
Жил на свете старый пёс,Он исправно службу…(нёс)
***
Подарили Рэму дудку,И сторожевую…(будку).
***
У Ильи красивый волосИ приятный, звонкий…(голос).
***
Клич победный издал вождь,Не помеха ему…(дождь).
Игры на рифмы для дошкольников
Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи. *Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.#
1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.
2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные с ответами в рифму.
Я в густом лесу
Видел рыжую … (лису).
Первый раз увидел мальчик:
По поляне бегал … (зайчик).
Все девчонки и мальчишки
Очень любят читать … (книжки).
3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.
Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.
Примеры:
— котик, домик, ротик;
— спит, пить, кит;
— пастух, петух, пакет.
4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.
5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:
— га-га-га-га-га – нога;
— ба-ба-ба-ба-ба – труба;
— ла-ла-ла-ла-ла – юла.
*Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.#
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Сейчас в текущем разделе «Стихи, рифмы» также читают
Рифмы для детей 2-3 класс
Дедушка в подарок
Мне дал велосипед.
Теперь на целом свете
Меня счастливей … (есть, ответ, нет.)
Я потерял сверх-аппарат –
Чтоб делать фотки, я не … (рад, веселый, расстроен.)
Хотел придумать рифмовашку –
И нашел в траве … (ромашку, цветок, большую букашку.)
На одной картине “Пляж” –
Нарисован был … (мираж, пейзаж, человек.)
Я жду – жду и недождусь –
Получаю 20 … (игрушек, (Люсь), бусь.)
Молоко, кефир, кефир –
Мамочка, купи … (пломбир, банан, мир.)
Хотел придумать рифмовашки –
Записал их на … (бумажки, ромашки, листики.)
Мне не спится.
Что-то… (мыться, холодно, веселится.)
Папа сел в машину и начал крутить… (спину, шину, мину.)
Шершень у нас возле дома кружит –
Значит, опасность к нам в домик… (бежит, лежит, пилит.)
Возле нашей козочки летели 2… (стрекозочки, розочки, комары.)
Палка, палка – это щит,
Козочка с ней не… (балуется, кричит, пищит.)
У Лели есть пакет со множеством… (секрет, конфет, монет.)
Если дрель у вас упала,
Никогда и не гуляла,
И вдруг начала гулять,
И как птица вверх… (вилять, метать, взлетать.)
20:04 – открой ротик (пошире, в мире, узко.)
20:05 – не иди (ужинать, гулять, погулять.)
20:06 – надо ужин (есть, кушать, готовить.)
Рифмы на одну тему!
У меня большой рюкзак:
в нём сидит утёнок (мак, кряк, бак.)
И дневник, и 2 пенала,
разве этого не (много, средне, мало.)!
Рифмы на одну тему!
С днём рождения, мамочка любимая!
Ты такая сегодня (красивая, игривая, нежная.)!
Возьмем мы себя в магазин!
И купим тебе цветы…
Возьмём для них 40 (сумок, корзин, мин.)
Леля гладит котика
от спины до (ротика, животика, антибиотика.)
Сегодня мы играем в прятки,
но я себя схватил за (тапки, плавки, пятки) …
Нравятся рифмы для детей?
Рифмы для детей: 1 класс
Света нет, пока, … (привет, включай, вставай.)
0 : 05 – Леля хочет … (веселиться, спать, плавать.)
Берёшь велосипед? – Да, скажу в … (ответ, молоко, обед.) (Дети идут на улицу.)
23 на 8 – умножить мы … (не сможем, всех спросим, попросим.)
Я скажу один секрет: музыки на сайте … (поищите, не найдете, нет.)
Бегал, прыгал, отжимался –
Целый год … (тренировался, веселился, там появлялся.)
Чем мне нравится Минск летом –
Тёплым, южным, сильным … (ответом, ветром, метром.)
Леля буйнинько играет –
И об этом мама … (подозревает, знает, гуляет.)
Время быстренько идёт –
И поспать нам не … (мешает, разрешает, даёт.)
Учись и убирай –
Время не … (забирай, теряй, гуляй.)
Эй, не стойте на проходе,
Мы выходим на … («Усходе», моде, улицу.)
Пока вы «спали» –
Все автобусы … (гуляли, устали, сбежали.)
Супер-бонстик рыба-кит –
С потолка к вам … (взлетит, появится, прилетит.)
Птица высоко парит –
Рядом лампочка … (прилетит, горит, летит.)
Приходило в гости лето –
Всеми красками … (одето, разукрашено, прячется где-то.)
Кондуктор мне сказал: – Привет!
И я быстрей купил … (ответ, билет, монет.)
Описание проекта
Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование связной речи. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера. Признаками такой речи являются произвольность, развернутость и связность. В монологе ребенок строит высказывания самостоятельно, здесь ему не помогают реплики собеседника (как происходит в диалоге). Он сам выбирает словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, намечает последовательность отдельных частей, звеньев содержания, будь то описание предмета, явления или события.
Как подобрать рифму
По умолчанию сервис ищет точные рифмы . Может оказаться, что для вашего слова или вообще нет
точных рифм, или их так мало, что ни одна вам не подходит. В этом случае попробуйте поискать рифмы с
несколько худшим фонетическим совпадением (например, хорошие).
Другая крайность — это когда у вашего слова есть огромное количество точных рифм. Как среди
них поскорее найти приемлемый вариант? Вы можете существенно сократить полученный список рифм,
применив фильтры в любом сочетании. Используйте смысловые и грамматические ограничения, которые
накладывает тема и форма вашего стихотворения. Например, для исключения глагольных
рифм примените фильтрацию по части речи, для подгонки рифмы под заданный размер строфы оставьте
только слова с нужным количеством слогов. Особенно важным нам представляется частотный фильтр
,
который позволяет отбросить слова, редко употребляемые в стихосложении (специализированные
термины, устаревшие слова и т. п.).
Отметим также, что для постоянной работы лучше использовать наше бесплатное приложение
Rhymes
,
не требующее доступа в Интернет. Оно значительно функциональнее и удобнее. Сочиняйте стихи с комфортом .
Введите слово, к которому хотите найти рифму. Длина слова не должна превышать 150 знаков.
Очень важно не употреблять букву Е вместо Ё — иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. Нажмите кнопку «начать»
Ждите результата.
Робот подберёт вам лучшие рифмы из нашей базы данных, которые встречаются в произведениях классиков и современных поэтов.
Если робот — генератор рифм онлайн неправильно определил ударение в слове, к которому вы ищете рифму, не огорчайтесь. Он — только начинающий поэт. Выберите возможность — ставить ударение вручную и попросите его снова подобрать
рифму к слову.
А теперь немного (совсем чуточку) теории…
Попробуйте силы в хайку
Так называется коротенькое трёхстрочное стихотворение, родом из Японии. Короткая первая строка в классическом виде должна содержать 5 слогов, но можно допустить её просто короткой. Вторая строка должна быть чуть длиннее – 7 слогов или просто длиннее, чем первая. Завершается стих ещё одной короткой строкой
Сочиняя хайку, можно писать о происходящем прямо сейчас, обращать внимание на мелкие детали. Образы не нужно объяснять, пусть они сами говорят за себя
Нужно не говорить о предмете, а обращаться к нему
В конце может прятаться что-то смешное или неожиданное.Ну, и что немаловажно — в хайку отсутствует рифма
Вот классический пример хайку: