Как подготовить малыша к графическому диктанту?
Очень важно помнить, что предлагать ребенку диктант важно в игровой форме. Не стоит заставлять малыша – лучше попробуйте его заинтересовать
Чтобы в ребенке проснулось любопытство, можно начать диктант фразами – «Давай поиграем», «Давай нарисуем зверушку, а какую, узнаешь в конце рисунка».
Графические диктанты еще называют графическими загадками, поэтому можно сказать малышу: «У меня есть для тебя очень особенная загадка, давай разгадаем ее вместе». Чтобы малыш был рад каждому рисунку и заинтересовался еще больше старайтесь подбирать рисунки животных или предметов, которые он очень любит.
Полезно для ребенка
- Перед диктантом убедитесь, что малыш помнит, где право и лево.
- Расскажите ему о направлениях и сторонах, покажите где верх тетрадки, где низ, где право, а где лево. Если малыш еще не очень хорошо ориентируется в тетрадке и сторонах, можете подписать стороны тетрадки пока он не привыкнет и не будет ориентироваться в них самостоятельно.
- Можно рассказать ребенку захватывающую историю о том, что, когда вы учились, парты имели наклон и именно поэтому верхний и нижний края тетрадки так назвали. Напомните ему также, как проводить линии по клеточкам и считать их, или расскажите ему, как, если он этого еще не знает.
Диктуем и пишем по клеточкам
Если сказать коротко, то графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием ведущий – воспитатель, учитель или родитель. Что это значит? Всё просто: чертим коротенькие линии, каждая равная длине (ширине) клетки в соответствии с определённой командой.
Например, педагог задаёт провести линию влево на одну клетку, потом вверх на две, далее – вниз на одну и так далее. Если делать всё правильно, в результате от рисования на тетрадном листке по клеточкам получится фигура. Это может быть животное, фрукт или овощ, транспорт и даже герой из сказки.
Для детей графический диктант – это своего рода игра. На самом деле это занятие – незаменимый помощник подготовке к школе, который:
- учит слушать внимательно педагога,
- развивает ориентацию в пространстве, логику, абстрактное мышление,
- тренирует внимательность,
- набивает руку для письма и рисования чётких линий,
- на практике закрепляет понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз», а также счёт в пределах десяти.
Графические задания в игровой форме развивают у детей 5-10 лет пространственное воображение, тренируют мелкую моторику, а также учат усидчивости.
Эффект и польза от графического диктанта
Этот тип процесса обучения способствует нескольким направлениям развития малыша:
Обостряет внимание;
Улучшает восприятие не только зрительно, но и аудиально;
Улучшает память
Эффект от методики следующий:
Развито пространственное и абстрактное мышление.
Происходит знакомство с разными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
Формируются графомоторные навыки.
Закрепление умения считать.
повышенное внимание и концентрация.
Это стимул закончить начатое.
Дополнительным положительным моментом является то, что его рука становится увереннее в написании букв и знаков.
У ребенка в раннем возрасте:
- Формируется правильное мышление;
- Разработана соответствующая координация;
- Заметно улучшается моторика пальцев.
Польза рисования по клеточкам для детей
При выполнении графического диктанта ребёнок учится быть более внимательным и лучше ориентироваться в пространстве, ведь даже длительное время практикуясь в выполнении такого задания, довольно легко допустить промахи, в результате чего картинка не получится.
На клетчатом листе в блокноте или тетради дети начинают рисовать всякие линии, пока не научатся их правильно соединять.
Ещё одним преимуществом выполнения таких диктантов становится то, что ребёнок тренирует навыки счёта. Различные возрастные группы детей должны выполнять совершенно разные по сложности задания, однако эти самые клетчатые рисунки можно подобрать абсолютно для любого возраста.
Подходящие виды занятий
В третьем и четвертом классе расширяются возможности для проведения занятий. В этом возрасте вполне можно использовать самые разные виды рисунков по клеточкам.
К ним можно отнести:
- Проведение линий по клеткам под диктовку учителя;
- Самостоятельное следование по предложенной на листе инструкции;
- Симметричное дорисовывание;
- Раскрашивание определенного количества клеток в заданном направлении указанным цветом. В этом случае в тетрадках детей появляются настоящие цветные картины.
Принципом выполнения работы во всем этом разнообразии является отсчитывание необходимого количества клеток в указанном направлении. Это определяется учеником самостоятельно, глядя на предложенную инструкцию либо под диктовку учителя.
Под диктовку учителя и самостоятельное следование по инструкции
Симметричное дорисовывание
Раскрашивание клеток в заданном направлении указанным цветом
Советы и рекомендации по выполнению графического диктанта
Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Пожалуйста, помогите мне спокойно, скажите, где ошибка. Одни дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.
Не торопитесь во время устного диктанта, следите за тем, чтобы у ребенка было время.
Делайте перерыв между уроками, каждые 5-10 минут письма
Сделайте гимнастику для глаз и пальчиков, дайте ребенку поиграть на улице, а потом приступайте к написанию графического диктанта.
Обратите внимание на правильную посадку за столом, освещение и правильную расстановку пальцев.
Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за труд.
Правила и особенности проведения занятий
Ребенок, приступающий к выполнению упражнения, должен обладать следующими навыками:
- Свободно перемещайтесь по листу, различайте термины «право — лево», «вверх — вниз».
- Иметь навыки счета до 10 или уметь считать до числа, указывающего максимальное количество клеток при выполнении задания.
- Уверенно держа карандаш, проведите прямую линию во все стороны.
Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. В таблице должно быть указано:
- простой карандаш и ластик;
- блокнот в большой клетке;
- образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.
Вы должны рисовать на чистом листе бумаги. Точку отсчета, с которой должен продолжать движение малыш, должен установить взрослый. Необходимо объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеток, на которое он должен передвинуть линию.
Если в задании указаны стрелки, скажите им, что они указывают направление движения
Обратите внимание малыша, что некоторые из них наклонены, а это значит, что нужно провести линию от одного угла клетки к другому. Нарисуйте действие визуально
Вот правила, которым вы должны следовать:
- Каждый шаг должен быть продиктован четко, громко и отчетливо.
- Переходите к другому пункту, нужно убедиться, что малыш выполнил предыдущий.
- Если нужно, помогите, спросите, все ли готово.
- Выбирайте графический диктант в виде стихотворения или повышайте интерес, разгадывая загадки, скороговорки.
- Организуйте физические занятия.
Если занятие проводится в групповой форме, не рекомендуется повторять шаги несколько раз: дети могут запутаться. Если кто-то из детей отстает, предложите ему подождать, пока остальные выполнят упражнение.