Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Ответы на вопрос
Отвечает Тян Ксения.
03.09.2023 в 10:35
Конечно, я могу помочь вам научиться рисовать схему предложения для первого класса. Схема предложения позволяет визуально представить, как строится предложение и какие его части существуют. В первом классе, вы можете начать с простых схем, учитывая основные элементы предложения, такие как существительные и глаголы. Вот как это можно сделать:
-
Схема существительного и глагола:
- Начнем с основных частей предложения: существительного и глагола.
- На верхней части листа бумаги, нарисуйте крупный кружок и напишите в нем существительное. Например: «кот».
- В нижней части листа бумаги нарисуйте еще один кружок и напишите в нем глагол. Например: «бежит».
Теперь у вас есть схема предложения «Кот бежит». Существительное (кот) находится в верхнем кружке, а глагол (бежит) — в нижнем.
-
Схема предложения с подлежащим и сказуемым:
- В этой схеме мы будем использовать понятия «подлежащего» (существительное) и «сказуемого» (глагол).
- Нарисуйте крупный кружок наверху листа бумаги и напишите в нем существительное (подлежащее). Например: «мама».
- Под кружком с подлежащим нарисуйте стрелку, которая указывает вниз, и на конце стрелки нарисуйте кружок с глаголом (сказуемым). Например: «готовит».
Теперь у вас есть схема предложения «Мама готовит». Подлежащее (мама) находится наверху, а сказуемое (готовит) — внизу с указанием стрелкой.
Эти схемы представляют базовые элементы предложения. В первом классе, это отличное начало для понимания структуры предложения. Вы можете добавлять другие элементы, такие как дополнения, прилагательные и наречия, по мере того, как уровень вашего ребенка в языке будет развиваться.
Помните, что важно учить детей не только рисовать схемы, но и объяснять им, какие роли играют каждая часть предложения в его структуре, чтобы они могли лучше понимать грамматику и строение предложений
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 02.11.2023 02:28 161 Кобяков Павел.
Почему белый журавль занесен в красную книгу?
Ответов: 1
Образование 28.09.2023 04:39 652 Григорян Карине.
Как составить текст по пословице «Друзья познаются в беде»?
Ответов: 1
Образование 18.10.2023 01:01 1170 Остроушко Юлия.
Как сделать лексический разбор слова онлайн?
Ответов: 1
Образование 30.08.2023 06:21 1720 Смирнов Евгений.
Рассказ о красоте животных родного края как придумать?
Ответов: 1
Образование 26.11.2023 14:25 117 Шляпникова Виктория.
Какая мораль в басне «Белка и волк» Толстого, краткое содержание?
Ответов: 1
Образование 04.11.2023 11:33 196 Вахитов Кирилл.
Какое течение у реки Белой? Быстрое или медленное, его скорость?
Ответов: 1
Образование 21.10.2023 21:13 180 Перекрест Игорь.
Рассказ о красоте растений родного края как придумать?
Ответов: 1
Образование 27.11.2023 18:03 161 Калюкина Саша.
Олимпиада на Учи
ру с 29.11.22 по 26.12.22, какие ответы для 5-9 классов?
Ответов: 1
Образование 12.10.2023 04:06 208 Тихая Валерия.
Как понять фразу «как важно знать, когда какое слово молвить»?
Ответов: 1
Образование 15.10.2023 18:10 172 Лисицкая Милана.
«Горе от ума». Как по мнению Чацкого стоит вести себя на службе?
Ответов: 1
Предложения для синтаксического разбора
- На полях заколосились хлеба.
- По опушкам лесных тропинок растут грибы и ягоды..
- С пригорков побежали говорливые ручейки.
- Ветки ивы покрылись золотыми шарами.
- Подул сильный ветер, и пошёл дождь.
- В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
- В осенние дни улетают на юг певчие птицы.
- Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
- В шумные стайки собрались скворцы.
- Сверкнула молния, грянул гром.
- Покидают родные болота журавли.
- В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
- Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.
- Белый пушистый снег хлопьями висит на ветвях деревьев.
- Смолистые шишки украшают вершины могучих елей.
- Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.
- Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны.
- На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
- Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
- Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
- Тропинка привела нас в лесную глушь.
- Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
- Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
- Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
- Ребята, помогите птицам зимой!
- Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
- Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
- Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.
- Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
- Тихие речушки протекают в лесной глуши.
- Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
- Мы читали и сказки, и повести, и рассказы.
- Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
- Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
- На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
- Солнце осветило лес и поле.
- Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
- На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева.
- Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.
- Стайка красногрудых клестов расселась на ветвях ели.
- Иглы сосен густо устилают низкие пни.
- Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
- Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
- Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
- Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
- Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья.
- Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки.
- Спят животные, и только совы появляются и летают около костра медленно и бесшумно.
- Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
- Светлеет, синеет туманная даль, и небо начинает голубеть.
- Выглянуло солнце, и над водной гладью, над лесом плывет легкий пар.
- Дождь еще не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
- Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
- Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
- На поляне стояла одинокая рябина, и она тянулась к небу.
- К рябине подлетели зимние пичужки с ярким оперением, и они начали клевать крупные ягоды.
- Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
- Мы подошли к лесу, и вдруг набежала синяя туча.
- Далеко в разрывы туч светило солнце, и степь блестела.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
- Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
- Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
- Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- Тишину нарушал треск сухой ветки, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
- На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
- Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
- Из лесов, полей, болот, перелесков ушёл март, и ласковый апрель забрызгал горячее солнце.
- Потемнело и нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды размывают вершины оврага, роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
- Ветер несётся, ломает сучья, крутит пыль, подхватывает солому, но вдруг резко затихает.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
,
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
,
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
,
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.
Но, возможно, вам хватит этой статьи.
Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.
Схема сложного предложения.
Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.
Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.
Схема здесь несложная , и .
В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.
Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.
Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.
В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.
Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.
Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.
Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.
В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.
Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.
Схемой предложения называют графическое изображение его значимых частей. Обычно делают три разных вида схем:
Вертикальная схема предложения с обозначением второстепенных членов. В такой схеме показывают все части предложения и члены, которые в них находятся. То есть помимо разделения на сами части в схеме изображаются в каждой из них главные (может быть как оба, так и только один из членов) и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой схемы необходимо помнить, на какие вопросы, по мимо подлежащего (кто? что?) и сказуемого (что делает?), отвечают второстепенные члены:
- Дополнение отвечает на все падежные вопросы (кого/чего?, кому/чему?, кого/что?, кем/чем?, о ком/о чём?).
- Определение отвечает на вопросы «какой?» и «чей?»
- Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «как?», «когда?», «почему?», «зачем?», «куда?» и все остальные.
Вертикальная схема предложения с обозначением только частей и их главных членов. В такой схеме показывают все части предложения и их главные члены в том порядке, в котором они следуют в предложении, но второстепенные части предложения не обозначаются.
Горизонтальная схема предложения. В такой схеме также обозначаются все части предложения. В горизонтальной схеме не показывают главные и второстепенные члены, а показывают только связь между главными и придаточными частями с помощью союзов, если такие имеются, вопросов и стрелок. При этом главные части изображаются прямоугольниками, а придаточные кругами.
Теперь, разберёмся, зачем же нужно делать схемы к предложениям.
Образцы слоговой схемы
При обучении чтению первоклассников учат, как разложить слово на слоги. Для этого достаточно помнить, что слог образует гласная. Например, в слове «лист» один слог, а в слове «листья» — два.
Таким образом, слог может состоять:
- Из одной гласной: Аист, Якорь.
- Начинаться на согласную и содержать гласный: Дерево.
- Согласные без гласной, Й, Ь и Ъ отходят предыдущему слогу: Мальчик, Цапля, Чайка, Чайник.
- Согласные отходят к слогу из гласной: Арбуз, Экран, Астра.
- В начале слова все согласные присоединяются к первой гласной: Стриж, Стрекоза.
На картинках примеры слов, разложенных на слоги:
- Машина, капуста, улитки, баранки, малина, барабан.
- Курица, яблоко, чемодан, солнышко, звёздочка, кубики.
- И целое стихотворение про лягушку, разложенное на слоги.
- Пример полного разбора слова «Медведь».
Теперь можно попробовать самим разложить слово «Дельфин» на слоги. И решить следующую задачу.
Звуко-буквенный разбор слов
Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
Таблица гласных и согласных звуков русского языка
Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.
Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .
Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
- Б (звонкий) — П (глухой);
- В — Ф;
- З — С;
- Д — Т;
- Г — К;
- Ж — Ш.
Остальные согласные парными не являются:
- звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
- глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
- Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.
Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.
Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:
В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:
- Гласный — красный цвет;
- Согласный твёрдый — синий;
- Согласный мягкий — зелёный.
Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.
Примеры
Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.
Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.
Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.
Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:
- Сначала нарисовать прямоугольник.
- Его разделить пополам по диагонали.
- Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
- Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.
Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.
Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:
- кит, йод — схема такая:
- мяч, ель, день — схема следующая:
- конь, гусь, рысь, лось, соль — схема:
- мышь — учитывая, что буква Ш всегда твердая, получается схема, аналогичная слову «дуб».
Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:
- Зонт, торт, бант:
- Стол, слон:
- Хлеб, гриб: есть смягчающая гласная
- Дверь: есть смягчающая гласная и мягкий знак
Слова из 2 слогов:
- Розы, луна, сова:
- Зима, лиса: слова со смягчающей гласной
- Юла, яма: благодаря йотированным гласным, получаем такой же результат, как в случае со смягчающей гласной.
- Утка, окно:
- Осел, утюг, ирис: здесь мягкая согласная во втором слоге
- Овощ, окунь: на конце есть мягкий знак или всегда мягкая согласная.
Еще несколько примеров из 2 слогов и более:
- Шишка, сосна:
- Белка, чашка: есть мягкий согласный
- Юбка: буква Ю в начале
- Банан, жираф:
- Лимон, петух:
- Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
- Пальто:
- Пчела, слива:
- Ворона, собака:
- Ракета:
Различные типы связи в сложном предложении
Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.
Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)
В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая — сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая — безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья — не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,/п.о./,=], , , (которая =).
Последние заданные вопросы в категории образование
Образование 30.11.2023 19:29 13 Леликов Александр.
Как подготовить презентацию на тему: «Волшебные свойства магнита»?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 19:28 5 Гришина Мария.
Как сделать презентацию «Как определить качество меда в домашних условиях»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 19:27 19 Мамаев Влад.
Как подготовить презентацию на тему: «Бактерии: вред или польза?»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 19:27 26 Денисов Федька.
Как подготовить презентацию на тему: «Соль — это яд?»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 19:26 6 Корепанова Анастасия.
Как подготовить презентацию на тему: «Интересные факты о мухах»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 19:26 13 Жукова Светлана.
Метафоры на тему «первый снег». Какие можно подобрать?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 19:23 25 Сальникова Лера.
Как по-английски первый снег?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 19:21 7 Филонов Андрей.
Какие есть стихи, где представлен творительный падеж?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 19:10 8 Ольшевская Олеся.
«Песня про купца Калашникова» сколько страниц в произведении?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 19:07 5 Стеняев Денис.
Найдите и исправьте ошибки в сочинениях. Где они?
Ответов: 0