Серафимович александр серафимович

Анализ романа «железный поток» а. серафимовича – сюжет, тема, проблематика

Содержание

Разрозненные части красноармейцев на Северном Кавказе, отрезанные от основных сил Красной Армии, объединяются в единый отряд. Они, вместе со своими семьями идут по горам и степям Северного Кавказа. В армии царит анархия и разброд. И бойцы приходят к здравому решению: нужно выбрать единоличного командира для успешного прорыва к своим.

Они выбирают Кожуха, имеющий самое обычное рабоче-крестьянское происхождение, который стал офицером во время Первой мировой войны. Однако начало его командования не происходит гладко: постоянно возникают конфликты, поскольку его былые заслуги в царской армии становятся поводом для упреков со стороны красноармейцев.

Перед Кожухом стоит трудная задача: надо выбрать правильный путь похода для соединения с основными силами Красной армии. Положение ухудшается тем фактом, что красноармейцы выходят из окружения со своими жёнами, детьми и стариками, а также тем, что их постоянно преследуют группы белоказаков.

По пути отряд Кожуха постоянно атакуют белогвардейцы и казаки. Отряд теряет людей, обозы и лошадей, к тому же, выйдя на берег Чёрного моря, оказываются под обстрелом немецкого линкора. Гибнут большое количество ни в чем неповинных людей.

В отряде начинается брожение и назревает бунт. Зачинщиками выступают матросы, примкнувшие к отряду. Но Кожух смог подавить их сопротивление, использовав свои знания по применению огнестрельного оружия, которое становится препятствием для бунтарей.

После 500 км пути в боях отряду, наконец-то, удаётся соединиться с главными силами Красной армии. В этом походе выковалась дисциплинированная и победоносная армия. Самый настоящий железный поток!

Главные герои романа

В романе писатель описывал судьбы масс солдат и крестьян, а не судьбы отдельных героев. Тем не менее, Серафимович выделяет такие лица, как баба Горпина и её муж. В Горпине постепенно пробуждается классовое самосознание и чувство коллективизма. Командир «железного потока», Кожух, характеризуется писателем в обобщенном плане через портретные детали, биографию и особенности его речи.

Подлинное имя персонажа После 1937 года
Е. И. Ковтюх «Кожух»
Я. Е. Гладких «Приходько»
И. И. Матвеев «Смолокуров»

Начальник штаба «Железного потока» Г. Н. Батурин в рукописях изначально упоминается под своим подлинным именем, однако в изданиях книги он просто «начальник штаба» без фамилии.

Сходства и различия между «Чевенгурой» и другими произведениями того времени

«Чевенгура» А.П. Платонова является одним из наиболее ярких произведений советской литературы 20-х годов. Однако, несмотря на свою уникальность, она имеет много общего с другими произведениями того времени. В частности, «Чевенгура» подобна «Серому городу» А.И. Куприна и «Тихому Дону» М.А. Шолохова в том, что она описывает жизнь простых людей в трудные времена. Кроме того, все эти произведения имеют ярко выраженный социальный подтекст и критически относятся к существующей в то время власти и обществу.

Однако, «Чевенгура» также имеет свои уникальные черты. В отличие от «Серого города» и «Тихого Дона», она не описывает жизнь казаков или крестьян, а фокусируется на жизни интеллигенции и ее проблемах. Кроме того, «Чевенгура» имеет более экспериментальный стиль и язык, что делает ее более сложной для восприятия, но и более интересной для анализа.

Таким образом, «Чевенгура» А.П. Платонова имеет как сходства, так и различия с другими произведениями того времени

Однако, ее уникальность и значимость в советской литературе неоспоримы и продолжают привлекать внимание читателей и исследователей по всему миру.»

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (736)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (717)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (688)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (673)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (782)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (571)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Литература

  • А. С. Серафимович. Полное собрание сочинений в 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова. изд. «Федерация» — «Советская литература», М., 1931—1933.
  • Фатов Н. Н. А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества. Гиз, М. — Л., 1927.
  • Нерадов Г. Художественное мастерства Серафимовича. «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января.
  • Серафимович А. Как я писал «Железный поток». «На литературном посту», 1928, IV.
  • Серафимович А. Как я работал над «Железным потоком». Профиздат, М., 1934.

Публикации о «Железном потоке»

  • Вешнев В. «Правда», 1924, № 57, 9 марта
  • Фурманов Д. О «Железном потоке» А. Серафимовича. // «Октябрь», 1924, II.
  • Переверзев В. «Печать и революция», 1924, V
  • Саввин Н. «Родной язык в школе», 1927, II (опыт проработки для учащихся)
  • Полянский В. «Красная новь», 1925, III
  • Ковтюх Е. «Октябрь», 1633, IV
  • Кубиков И. Комментарии к повести А. Серафимовича «Железный поток». изд. «Мир», М., 1933
  • Линин А. М. Серафимович — детский писатель // Линин А. М. «Литературные очерки». Ростов н/Д., 1935
  • Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина. М., 1928
  • Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I. М. — Л., 1928.

Слайд 7В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время

Гражданской войны в Южно-Уссурийском крае в 1919 году.Замысел автора в

романе «Разгром» связан с его убеждением в том, что во время гражданской войны, когда “всё враждебное сметается революцией”, а всё, “поднявшееся из народа, закаляется развивается, — происходит огромнейшая переделка людей”. Следовательно, в романе «Разгром» Фадеев попытался воспроизвести преображение человека. В отличие от романа «Железный поток», рисующего широкую панораму движения масс, в «Разгроме» воспроизведена сложная и противоречивая психология людей, вовлечённых в водоворот событий.

Роман «Разгром»

Слайд 19А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы

уже построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна.

Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием…». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».

Слайд 11РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ

и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой,

Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых. Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13.

Слайд 9 Поразмышляем над прочитанным…В романе Фадеева «Разгром» главный герой –

командир партизанского отряда большевик Левинсон. Нарисовав его внешне неприметным, автор

показывает, что у такого невзрачного на вид человека оказывается железный характер, несгибаемая воля. Левинсон умеет поступать решительно, а если этого требует обстановка, идти и на крайние меры. Право на это, считает он, дает ему революция, совершаемая во имя будущего счастья людей. Одна из ключевых сцен, раскрывающих в романе образ Левинсона,- переход через болото преследуемого белыми партизанского отряда.Сопоставьте этот эпизод с легендой о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Почему А. Фадеев изображает своего героя в этой сцене теми же словами и красками, которыми М. Горький нарисовал романтический образ Данко? В чем смысл такой переклички названных произведений?

Слайд 21Подведение итога обзора В центре внимания рассмотренных нами произведений русской

литературы 20–30-х годов XX столетия мы наблюдали движение народных масс,

возникновение их вождей и проблемы формирования нового человека. Но если А.Серафимович, А.Фадеев и Н.Островский сочувственно изобразили закономерность “святого” революционного выбора народа, верили в спасительную силу вождей, в благотворительное влияние лидера и коллектива на личность, в реальную возможность преображения человека, то М.Булгаков выразил скептическое отношение к революции как опасному хирургическому вмешательству, оценил эпоху насильственных изменений как безбожное время языческих диктаторов с обязательными жертвоприношениями, массовым психозом и подавлением отдельной личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: