Краткое содержание Смерть в Венеции Манн для читательского дневника
Одним из интересных произведений Томаса Манна стала новелла «Смерть в Венеции». Некоторые критики считали ее автобиографической.
Главный герой новеллы Густав фон Ашенбах – известный немецкий писатель. Его талант по достоинству был оценен весомым положением в обществе. Но когда тебе кажется, что ты уже всего достиг: славы, денег, популярности, то начинает приходить осознание, что все цели достигнуты, и стремиться больше не к чему. Жена умерла, дочь уже давно замужем и живет своей жизнью и думаешь, что остается только одно – доживать своей век. Однако Густав так не считал. После встречи с незнакомцем, случайным путешественником, он решил, что его душе нужны новые впечатления, новые странствия и отправляется в Венецию.
На пути в Венецию, на корабле, Ашенбах обращает внимание на веселящуюся молодую компанию, заводила которой был юноша в маскарадном костюме. Но приглядевшись, писатель увидел, что за ярким, пестрым одеянием, скрывается отнюдь не молодой человек, а старик
Стараясь выглядеть моложе, при помощи грима он пытался придать себе цветущий вида лица, при помощи парика – прикрыть свои седые волосы. Однако, как он ни старался, его морщины, дряблая кожа на руках выдавали его истинный возраст. Все это показалось Густаву фон Ашенбаху таким унизительным. По его мнению, старость была закономерным явлением, и стыдиться своего возраста, своей мудрости было глупо.
По приезде в Лидо, зону отдыха так популярную у туристов, Густав фон Ашенбах располагается на террасе отеля, где лениво наблюдает за шумными компаниями детей
Среди девочек, одетых в скучные монашеские одеяния, его внимание привлекает подросток. Писателю кажется, что это ОН – самый красивый мальчик, которого он когда-либо встречал! У НЕГО была гладкая, нежная, фарфоровая кожа, вьющиеся кудри, что на солнце переливались золотом
У НЕГО были самые прекрасные черты лица, идеальные пропорции тела.
Теперь как кроме подростка четырнадцати лет по имени Тадзио, из польской семьи, Густав фон Ашенбах не может думать ни о чем другом. Мальчик становится для него тем озарением света, той самой яркой вспышкой, которую он так хотел увидеть в своих преклонных годах. Писатель начинает активно следить за мальчиком, в точности знает, чем он занимается днем, старается во время прогулок мальчика постоянно находиться с ним. Ашенбах чувствует не просто симпатию к Тадзио, а влюбленность, но с этим чувством он не может справиться, да и не пытается с ним бороться, оставляя все, как есть.
Понимая, как комично может смотреться старый мужчина на фоне прекрасного юного создания, Густав фон Ашенбах принимает решение кардинально омолодить свою внешность. После работы цирюльника у него теперь новый образ – окрашенные без седины волосы, подведенные глаза. При помощи косметических средств он получает практически ровную кожу: без морщин, с легким румянцем на щеках. Стремление угнаться за молодостью – это когда-то раздражало Ашенбаха в «том молодившемся старике», теперь же он сам делал всевозможные попытки выглядеть значительно моложе своих лет.
Постепенно в Лидо становится все меньше и меньше туристов. Ходят слухи о распространении холеры в Европе, в том числе и в Венеции. Однако писателя это не пугает, он рад, что на пустынных пляжах он может спокойно гулять и созерцать своего Тадзио. Его не пугает, что мальчик может заболеть, ведь лучше пусть он умрет молодым и красивым, чем узнает, что такое старость. Поэтому Ашенбах не предпринимает никаких попыток предупредить семью мальчика об опасности эпидемии, ведь тогда ему придется расстаться со своим Аполлоном, и он его больше никогда не увидит.
В последнее время самочувствие Густава фон Ашенбаха было неважным. И тем не менее он вышел на прогулку, чтобы как всегда любоваться любимым Тадзио. Но вдруг он увидел, как его милого полубога в драке побороли рослые мальчишки. Поверженный подросток шел по берегу, и вдруг его взгляд упал на мужчину, который внимательно наблюдал за ним. От этого неожиданного взора, голова писателя тяжело опустилась на грудь. Отдыхающие, спустя некоторое время, окружили кресло полулежащего в нем господина. Но сделать уже было ничего нельзя. Знаменитый немецкий писатель – Густав фон Ашенбах – скончался. Так и закончилась извечная погоня старости за стремительно ускользающей молодостью.
Читать краткое содержание Смерть в Венеции. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Смерть в Венеции — краткое содержание новеллы Манна
Главный герой книги Томаса Манна – популярный немецкий писатель Густав Ашенбах. Произведение начинается с того, что он выходит на прогулку. Густав понимал, что ему необходимо развеяться, поэтому сперва проехал несколько остановок на трамвае, а затем, увидев из окна транспорта ресторан, решил было отобедать в нём, но заметил множество людей и передумал.
Начиналась гроза. Поняв своё незавидное положение, Ашенбах решил вернуться домой
Пока герой, стоя на остановке, дожидался трамвая, он обратил внимание на прохожего, который свои видом напоминал путешественника. В это мгновение в голове Густава зародилась мысль о путешествиях
Ашенбах не собирался бросать написание новой книги, однако же решился отдохнуть. А поскольку Густав был человеком обеспеченным, отдых герой решил провести с размахом – на тёплых островах.
Писатель был холост. Его дочь давно уже вышла замуж и переехала в другой город к своему супругу. Густав же остался один, однако его внутренние силы не давали одиночеству и старости пробиться наружу. И даже несмотря на то, что Ашенбах с детства много болел, в старости он выглядел довольно бодрым и здоровым.
Поначалу писатель вздумал ехать на остров в Адриатическом море и даже совершил свою поездку. Однако по прибытии к месту отдыха Ашенбах передумал и решил плыть на пароходе в Венецию.
Во время морского круиза Густав заметил компанию молодых людей, среди которой виднелся пожилой человек, которого трудно было назвать стариком: он был в парике, а лицо его, накрашенное по моде, выглядело весьма молодо. Также он вёл себя, как юноши. Которые были с ним в компании. Ашенбах отметил для себя, что старик в таком положении смешон.
Когда пароход прибыл к берегам Венеции, Ашенбах сразу же заселился в отель. Он проводил много времени в окрестностях, сидя на пляже и читая книгу. Однажды герой увидел юного мальчика, который отдыхал в том же отеле, что и Ашенбах, со своими сёстрами и няней. Густава поразила красота этого юного польского юноши по имени Тадзио.
Однако случилась неприятная ситуация: багаж героя выгрузили не на тот поезд. Ашенбах не был расстроен произошедшим.
К этому времени он уже хотел остаться в Венеции, но не знал, чем мотивировать своё желание перед администрацией отеля.
Шли дни. Ашенбах ходил в ресторан, а после – на море. Каждый день он наблюдал за юным Тадзио. Густав даже подумывал сделать мальчика каким-нибудь героем своей ещё не написанной книги.
Вскоре Ашенбах стал осознавать, что влюбился в польского мальчика. Он следил за ним и старался оказаться рядом
Тадзио тоже начал замечать такое пристальное внимание к своей персоне
Тогда же в Венеции начала распространяться азиатская холера. Туристы спешили уехать из города. Густав был озабочен. Он узнал в туристическом бюро об эпидемии и понял, что власть скрывает от приезжих информацию о предстоящей катастрофе, чтобы туристы не уезжали из города.
Поначалу Ашенбах хотел было рассказать матери Тадзио об эпидемии, но впоследствии, поддавшись своей любви к мальчику, решил отложить этот разговор. Он боялся, что больше никогда не увидит объект своего обожания.
Однажды Густав как обычно решил прогуляться по пляжу
В тот день герой чувствовал себя неважно. Придя к морю, Ашенбах увидел мальчика, однако в это же время мужчине стало плохо
Густав Ашенбах умер на груди своего юного возлюбленного, так ничего ему и не сказав.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
Краткое содержание Смерть в Венеции (Томас Манн)
Густав фон Ашенбах — главный герой новеллы, действие которой начинается «в теплый весенний вечер 19… года» в Мюнхене, а потом переносится в Венецию. Г. ф. А., знаменитый писатель, недавно перешагнувший рубеж пятидесятилетия, внезапно ощущает желание оставить свой письменный стол и устоявшийся образ жизни и отправляется в путешествие.
Дальнейшие события укладываются в несколько фраз. Поселившись в роскошном отеле в Венеции, Г. ф. А. поддается неудержимому чувственному влечению к прекрасному мальчику Тадзио. В городе вспыхивает эпидемия холеры, заразившийся Г. ф. А. умирает в своем шезлонге на берегу моря.
На этой канве, вторым слоем поверх написанного, расставляя опознавательные знаки, Томас Манн ведет несколько важных для него мотивов, расширяющих и углубляющих содержание .новеллы и смысл образа ее героя. Особую роль в новелле играют ситуации встречи — древняя коллизия романов-путешествий.
Начать с того, что желание к перемене мест возникает у Г. ф. А. на окраине города, у Северного кладбища, рядом с которым расположена каменотесная мастерская, изготовляющая кресты и надгробия, — как бы второе «ненаселенное» (пока!) кладбище. Так возникает в новелле первое предвестие смерти.
Потом оно возвращается многократно — ив обличье «скалившего зубы, горбатого, неопрятного матроса», и в облике курносого гондольера, поджимавшего, обнажая два ряда белых зубов, губы, и т. д.
Нечто неживое, замершее есть и в самой Венеции, городе, стоящем у болотной лагуны, с какой-то особой тишиной, с каналами вместо улиц, встающем из воды, как мираж, если подплывать к нему с моря.
Странная безжизненность соединяется в Венеции с ни с чем не сравнимой красотой. Амбивалентен и образ главного героя. Томас Манн бесстрашно бросил в тигель творчества многие сокровенные свойства своей натуры (вплоть до всю жизнь подавлявшейся склонности к однополой любви).
Ему, а не только его герою была присуща, как следует из дневников и писем, усвоенная с ранних лет дисциплина, героический стоицизм, «некое вопреки». Красота в новелле по сути своей подозрительна. Она дана на пределе своих возможностей.
«Как будто, — сказано тут однажды, — кто-то сыплет розами на краю света».
Венеция с прихотливой ее красотой, с лабиринтами каналов и улиц — город, где в высшей степени напряжены отношения реальности и призрачности. Как сказочный мираж встает она из воды, как сказка, готова обернуться ужасом.
Притворство, обманность, театр — другой мотив, вытканный по пространству новеллы. На борту доставившего его сюда суденышка Г. ф. А. видит «поддельного юношу» — приставшего к молодой компании старика с подгримированным лицом и крашеными волосами.
Но и сам он в конце концов разрешает, «омолодить» себя руками парикмахера.
Роль мифа в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции»
Новелла Манна «Смерть в Венеции» – сложное произведение, преисполненное глубокого символического и аллегорического смысла. Каждый образ будто имеет двойную природу: его можно воспринимать реалистически и аллегорически. Важную роль в новелле играют мифические сюжеты и образы, которые использует автор. Но Т.
Манн создает свой миф в новелле «Смерть в Венеции», где, как и в античных, библейских мифах, представлена образная модель мира. Новелла начинается с того, что герой, писатель Густав Ашенбах, выходит на прогулку после напряженного дня. Но какая-то «высшая сила» делает ее решающей в судьбе героя. Надвигается гроза, и герой оказывается возле кладбища.
Ашенбах, погруженный в свои мысли и мечты, неожиданно видит какого-то странного чужеземца, портрет которого напоминает то ли бога Вакха, то ли перевозчика душ в царство мертвых. И кладбище, и чужеземец – все это создает аллегорическую картину действительности, в которой живет Густав Ашенбах, и вызывает ощущение неминуемой трагедии.
Но герой, будто не замечая этих предупреждений «высших сил», пренебрегает ими.
Здесь Манн не обращается к античным мифам, а сосредотачивается на христианских, что противопоставляют духовное физическому. Создается впечатление, что христианские моральные ценности присущи современной жизни.
Но почему герой не ощущает себя счастливым? Возможно, эти ценности обманчивы. Неслучайно произведения Ашенбаха воспевали героизм слабых, что стремятся «выглядеть величественно». Ашенбах устал от этого мира и таких «героев».
Его возвращение – победа, награда за самоотверженность и выносливость. «Возвращение» Ашенбаха оборачивается смертью. Он не выдерживает испытания. Описывая «венецианский период» жизнь Ашенбаха, автор использует реминисценции из античных мифов. Именно здесь герой открывает для себя красоту мира и восхищается ею.
Юный Тадзьо будто воплощает эту красоту. Рассказывая о мальчике, автор, обращается к образам и сюжетам мифов об Орионе и Кефале, Аполлоне и Зефире, Семеле и Зевсе, Анелое и Геракле, Гиансенте и Нарцисе. Все эти мифы – о любви, в котором чувственные страсти приводят к смерти кого-то из героев. Ашенбах тоже идет по этому пути.
Страсть ослепляет его, он готов нарушить моральные законы, и расплата за это неминуема.
Рекомендуем почитать ►
Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова
Миф о Троянской войне рассказывает о страшной мести бога Аполлона за пренебрежение к себе. На греческое войско боги наслали страшную болезнь. Эпидемия холеры, которая охватывает Венецию, воспринимается как наказание за пренебрежение к моральным и культурным ценностям, символически изображается в сладострастных страстях Ашенбаха.
Обессиленному в борьбе со своими страстями герою вспоминается диалог Сократа с учеником, в котором философ «учит Федра тоске по совершенству и добропорядочности». Именно эту тоску теряет Ашенбах, он забывает, что «красота лишь путь чувствительного к духу». Последние страницы новеллы снова заставляют припомнить мифологические образы.
Тадзьо, что стоит на узкой полоске земли посреди моря, будто объединяет христианские и античные мифологические символы. Он вместе с тем напоминает и Христа, который прошел по воде, и Аполлона. Тадзьо смотрит на Ашенбаха, и этого взгляда герой не выдерживает.
Такой миф о современном человеке создает Манн, будто предупреждая современников о фатальных последствиях пренебрежения моральными и этическими ценностями.