Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.
Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».
Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них
Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа
Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила?
Захват Моментов Цитаты
Вот список некоторых из лучших цитат о том, как запечатлеть моменты и создать что-то прекрасное, на что можно оглянуться!
41. «Цените каждый момент с теми, кого вы любите, на каждом этапе вашего пути».
— Джек Лейтон.
42. «Живи настоящим и делай его таким красивым, чтобы о нем стоило помнить».
— Ида Скотт Тейлор.
43. «Я хочу взять все наши лучшие моменты, положить их в банку, достать, как печенье, и наслаждаться каждым из них вечно».
— Кристал Вудс.
44. «Научитесь наслаждаться каждой минутой своей жизни. Будь счастлив сейчас. Не ждите, что что-то вне вас сделает вас счастливыми в будущем».
— Эрл Найтингейл.
45. «Можно сказать, что мы живы только в те моменты, когда наши сердца осознают наши сокровища».
— Торнтон Уайлдер.
46. «У каждого есть желание запечатлеть прекрасный момент, в котором он находится, как фотоаппарат, и остаться в этом моменте навсегда!»
― Мехмет Мурат Ильдан.
47. «Ваша память — это клей, который связывает вашу жизнь воедино, все, чем вы являетесь сегодня, — это благодаря вашей удивительной памяти».
— Кевин Хорсли.
48. «Странно, как лучшие моменты нашей жизни мы почти не замечаем, кроме как оглядываясь назад».
— Джо Аберкромби.
49. «Успех — это сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день».
— Роберт Коллиер.
50. «Живи полной жизнью, иначе может показаться, что ты умер молодым».
— Джеймс Уоттерсмит.
51. «Мы не знаем истинной ценности наших мгновений, пока они не подверглись испытанию памятью».
— Жорж Дюамель.
52. «Я считаю, что счастье приходит из многих источников в моей жизни. Чаще всего счастливые моменты, которыми я дорожу больше всего, тихий моменты».
— Питер Маккей.
Трансгуманисты: не умирать
Что такое смерть. Современные философы-трансгуманисты считают, что смерть — всего лишь проблема, которую человечество рано или поздно решит с помощью технологий и науки. Как мы научились лечить ранее считавшимися смертельными болезни вроде гриппа и пневмонии, так и смерть в будущем будет только небольшой неприятностью, которую легко исправить. Люди перестанут стареть. Бессмертие станет реальностью.
Как не умирать. Но как не умирать, если наше тело стареет? Использовать самые новейшие технологии и продолжать их совершенствовать, чтобы решить эту проблему: например, заниматься генной инженерией и нейропротезированием, изучать гормоны и различные допинги, разрабатывать технологию загрузки сознания в компьютеры и, конечно, крионику.
Но насколько всё это этично? Современный английский философ Ник Бостром говорит, что наша этика устарела: мы так привыкли к старению и смерти, что убедили себя, что если изменить ход вещей, то обязательно наступит катастрофа. Однако он уверен: не наступит. Да и технологии уже достигли того уровня, чтобы мы могли начать нашу борьбу со смертью, и как раз мешать этому — неэтично.
Впрочем, не все трансгуманисты так радикальны. Некоторые говорят лишь о продлении жизни с помощью технологий и науки на пару-сотню столетий, чтобы мы успели сделать всё то, что хотели, увидеть места, о которых мечтали, и сполна насладиться жизнью. Смерть должна стать выбором, а не необходимостью.
Поменяет ли это нас? Безусловно.
Закончится ли философия, если больше не будет смерти? Кто знает. Но кому-то придется размышлять про нового человека и искать новые смыслы жизни в мире, где не будет смерти.
Что почитать, чтобы не умереть:
- Zoltan Istvan “The Transhumanist Wager”
- Ник Бостром «Басня о Драконе-Тиране»
- Nick Bostrom “Superintelligence”
- José Luis “La muerte de la muerte” (на испанском)
- Mark O’Connel “To be a machine”
Аналитическая школа: бояться смерти — не так уж и глупо
Что такое смерть. Аналитические философы обожают исследовать определения и спорить об их правильности. А потому если спросить их, что такое смерть, они не дадут одного-единственного правильного ответа, а будут рассуждать: как мы понимаем, что человек перед нами умер; что уже говорили про смерть и достаточно ли диагноза о смерти мозга для того, чтобы заключить, что пациент уж точно мертв.
Как умирать. Универсального совета, как умирать, аналитические философы не дадут. Известный американский философ XX века Томас Нагель замечает, что бояться смерти — не так уж и глупо. Более того, он не согласен с аргументом симметричности, о котором Лукреций и упоминал Сенека: раз мы не испугались рождения, то не стоит бояться и смерти.
Нагель утверждает, что прошлое и будущее, где нас еще не было или уже не будет, — не одно и то же, а потому для нас совершенно естественно не переживать о рождении, но страшиться смерти. И вполне можно понять тех людей, которые боятся собственного исчезновения, а вместе с ним и конца всего хорошего, что было: вкусной еды, путешествий, книг, кино, любви, работы, дружбы или музыки. Мы умрем — и больше никогда не сможем ничего из этого испытать. И даже если нас не ожидает загробная жизнь, а только лишь небытие, в котором, очевидно, мы и скучать по этим всем вещам не сможем, всё равно лишиться их — грустно.
Впрочем, отвоевывая наше право на страх смерти и его естественность, аналитические философы не стремятся поддерживать идею бессмертия.
Мы будем чувствовать, что впереди еще целая вечность, и мы всегда всё успеем, а значит — и спешить некуда. Без этих желаний, которые определяют нашу жизнь и то, как мы ею распоряжаемся, всё потеряет смысл, а значит, бессмертие — это плохая идея.
Однако не все коллеги с ним согласны: некоторые предполагают, что мы всё равно будем хотеть развиваться и становиться лучше, затевать новые проекты и работать над собой, просто теперь от одного такого желания мы будем переходить к другому, а от другого к третьему. В любом случае современные аналитические философы продолжают спорить о смерти, бессмертии и определениях.
Стоическая смерть: помнить, что смерть вне нашего контроля
Что такое смерть. Стоики тоже считали, что смерть сама по себе ни хороша, ни плоха. Смерть — просто прекращение существования. Как мы не жили, пока не родились, так и после смерти снова перестанем. И в этом нет ничего ужасного.
Наше существование до рождения и после смерти — одно и то же, и оно вне нашего контроля, а значит, о нем не следует беспокоиться. Важнее прожить эту жизнь правильно и хорошо, потому что только это мы и можем контролировать.
Как умирать. Раз нам всем всё равно придется рано или поздно умереть, точно так же, как когда-то нам всем пришлось родиться, стоики отговаривают делать что-либо, чтобы отсрочить смерть. Лучше волноваться о том, как правильно распорядиться тем временем, что у нас есть.
Руководствуясь этой логикой, и умирать не страшно. Какая разница, когда смерть наступит — завтра или через сорок лет? Ведь каждый день по совету стоиков стоит проводить как последний: исполнять свои мечты, реализовываться, наслаждаться жизнью и быть благодарным за то, что имеешь. Потому они и советовали почаще вспоминать о смерти, но не со страхом, а как о совершенно обыденной вещи.
И да, стоики толерантно относились к самоубийству. Так Эпиктет в своих «Беседах» не раз упоминал про «открытую дверь» (например, в книге I в беседах 24 и 25), то есть возможность уйти из этой жизни, когда почувствуем, что жизнь приносит больше страданий, чем удовольствия, и ничего нельзя с этим поделать.
А в экстремальных случаях, например когда человек смертельно болен, даже стоит ее приблизить: зачем ожидать в муках то, что и так скоро случится?
В конце концов, ведь это стоикам принадлежит метафора жизни как празднества, на которое нас пригласили. Как с любого праздника всем придется рано или поздно уйти, так и умирать — не страшно и не трагично. Лучше сосредоточиться на всём том хорошем, что было, и быть благодарными за то, что нас вообще сюда позвали. Вот тогда мы и будем жить и умирать стоически.
Цитаты о лучших моментах
Вот несколько замечательных цитат об изменяющих жизнь моментах и других важных аспектах жизни.
28. «Я отправился в путешествие любви в поисках истины, мира и понимания. Я до сих пор учусь.»
— Мухаммед Али.
29. «Философия всегда требует чего-то большего, требует вечного, истинного, по сравнению с которым даже самое полное существование как таковое есть лишь счастливый момент».
— Серен Кьеркегор.
30. «Вы должны ожидать от себя многого, прежде чем сможете это сделать».
— Майкл Джордан.
31. «Жизнь состоит не из вех, а из моментов».
— Роуз Кеннеди.
32. «Жизнь коротка. Целуй медленно, смейся безумно, люби по-настоящему и быстро прощай».
— Пауло Коэльо.
33. «В конце концов, жизнь вспоминается не в целом, а как вереница мгновений».
— Дэвид Левиен.
34. «Нет ничего идеального навсегда. Но есть идеальные моменты и желание выбрать то, что приведет к более совершенным моментам».
— Мэри Балог.
35. «Последние мгновения человека — важная вещь. Вы не можете выбрать, как вам родиться, но вы можете выбрать, как умереть».
— Харуки Мураками.
36. «Не зацикливайтесь на прошлом, не мечтайте о будущем, сосредоточьтесь на настоящем моменте».
— Будда.
37. «Чем больше человек размышляет о хороших мыслях, тем лучше будет его мир и мир в целом».
— Конфуций.
38. «Мы создаем модели, мы делимся моментами».
— Дженни Даунхэм.
39. «Жизнь похожа на сад. Прекрасные моменты можно пережить, но их нельзя сохранить, кроме как в памяти».
— Леонард Нимой.
40. «Иногда одни и те же моменты, от которых захватывает дух, возвращают цель и любовь в вашу жизнь».
— Стив Мараболи.
О блаженной жизни
Глава I
1. Все, брат Галлион, желают жить счастливо, но никто не знает верного способа сделать жизнь счастливой. Достичь счастливой жизни трудно, ибо чем быстрее старается человек до нее добраться, тем дальше от нее оказывается, если сбился с пути; ведь чем скорее бежишь в противоположную сторону, тем дальше будешь от цели. Итак, прежде всего следует выяснить, что представляет собой предмет наших стремлений; затем поискать кратчайший путь к нему и уже по дороге, если она окажется верной и прямой, прикинуть, сколько нам нужно проходить в день и какое примерно расстояние отделяет нас от цели, которую сама природа сделала для нас столь желанной.
2. До тех пор пока мы бродим там и сям, пока не проводник, а разноголосый шум кидающихся во все стороны толп указывает нам направление, наша короткая жизнь будет уходить на заблуждения, даже если мы день и ночь станем усердно трудиться во имя благой цели. Вот почему необходимо точно определить, куда нам нужно и каким путем туда можно попасть; нам не обойтись без опытного проводника, знакомого со всеми трудностями предстоящей дороги; ибо это путешествие не чета прочим: там, чтобы не сбиться с пути, достаточно выйти на наезженную колею или расспросить местных жителей; а здесь чем дорога накатанней и многолюдней, тем вернее она заведет не туда.
3. Значит, главное для нас – не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом, направляясь не туда, куда нужно, а туда, куда все идут. Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед, чем привычка сообразовываться с общественным мнением, почитая за лучшее то, что принимается большинством и чему мы больше видим примеров; мы живем не разумением, а подражанием. Отсюда эта вечная давка, где все друг друга толкают, стараясь оттеснить.
4. И как при большом скоплении народа случается иногда, что люди гибнут в давке (в толпе ведь не упадешь, не увлекая за собой другого, и передние, спотыкаясь, губят идущих сзади), так и в жизни, если приглядеться: всякий человек, ошибившись, прямо или косвенно вводит в заблуждение других; поистине вредно тянуться за идущими впереди, но ведь всякий предпочитает принимать на веру, а не рассуждать; и насчет собственной жизни у нас никогда не бывает своих суждений, только вера; и вот передаются из рук в руки одни и те же ошибки, а нас все швыряет и вертит из стороны в сторону. Нас губит чужой пример; если удается хоть на время выбраться из людского скопища, нам становится гораздо лучше.
5. Вопреки здравому смыслу народ всегда встает на защиту того, что несет ему беды. Так случается на выборах в народном собрании: стоит переменчивой волне популярности откатиться, и мы начинаем удивляться, каким образом проскочили в преторы те люди, за которых мы сами только что проголосовали. Одни и те же вещи мы то одобряем, то порицаем; в этом неизбежный недостаток всякого решения, принимаемого большинством.
Исторический и культурный контекст «Писем»
Стоит сказать несколько слов и о контексте.
Письма Сенеки были написаны в период великих потрясений в римской истории. В I веке н. э. происходил упадок Римской республики и подъем Римской империи, а также усиление влияния греческой философии и культуры на римскую интеллектуальную жизнь.
Сенека жил во времена правления нескольких императоров, был вхож в самые высшие круги, и его письма отражают социальные и культурные нормы римской элиты. Его рассуждения о дружбе, этикете и социальном статусе построены на основе ценностей и ожиданий римской аристократии, а его литературный стиль опирается на условности римской риторики и литературных традиций.
Римляне ценили самообладание, честность и честь, репутацию и военную доблесть, поэтому не стоит ждать от писем Сенеки какой-то особой доброты и гуманизма, а также эмоций
Его стиль типичен для римской элиты, которая уделяла огромное внимание красноречию как средству влияния на окружающих, но выгодно отличается, как уже было сказано выше, юмором и способностью к самоиронии
Смерть по-эпикурейски: забить на смерть и наслаждаться жизнью
Что такое смерть. Древнегреческий философ Эпикур — самый цитируемый философ, когда дело касается смерти. А всё потому, что он первым сформулировал забавный парадокс:
И вправду логично: пока мы живем, мы еще не умерли, зато когда уже умерли, то перестаем жить. К тому времени, как за нами придет смерть, нас уже не будет, а пока мы живем, невозможно ощутить собственную смерть.
Конечно, Эпикур не отрицал, что мы всё равно сталкиваемся со смертью, пока живем. Но это всегда смерть других людей. Мы скорбим о них и страдаем из-за того, что близкие люди нас покинули. Мы проклинаем смерть и считаем ее источником наших бед, хотя на самом деле мы грустим о самих себе: о том, что родные больше нас не обнимут, мы не посмотрим вместе кино, и они никогда нам не улыбнутся. Но сама по себе смерть — не страдание, но и не удовольствие, а всего лишь прекращение любых ощущений.
Как умирать. Бояться умирать не стоит. Не смерть приносит страдание в нашу жизнь, а страх перед ней и переживания за других людей, которые будут скорбеть об утрате. Такие мысли отравляют жизнь, а страхи делают несчастными. Но не смерть сама по себе.
А потому Эпикур советует забить на смерть: понять, что нет ничего плохого в том, чтобы перестать что-либо чувствовать, а вот страдать и переживать из-за смерти, пока живем, — плохо.
Цитаты Моментов Жизни
Вот некоторые из лучших цитат о счастливых моментах для вас.
1. «Счастливая жизнь — это просто череда счастливых моментов. Но большинство людей не позволяют счастливому моменту, потому что они так заняты, пытаясь обрести счастливую жизнь».
— Эстер Хикс.
2. «Найди в жизни человека, который заставляет тебя любить больше, чем любой другой человек, который мог бы заставить тебя любить. Вы относитесь к каждому дню вместе так, как если бы он был последним. Ты дорожишь каждым мгновением».
— Себастьян Коул.
3. «Самое главное в жизни — научиться отдавать любовь и позволять ей войти».
— Морри Шварц.
4. «Будьте счастливы в этот момент. Этот момент и есть твоя жизнь».
— Омар Хайям.
5. «Используйте свои драгоценные моменты, чтобы жить полной жизнью каждую секунду каждого дня».
— Марсия Видер.
6. «Жизнь — это череда моментов, прожить каждый из которых — значит добиться успеха».
— Корита Кент.
7. «Внимательность — это не погоня за моментом, а потягивание нектара момента».
― Амит Рэй.
8. «Глубоко осознайте, что настоящий момент — это все, что у вас есть».
— Экхарт Толле.
9. «Жизнь всегда прекраснее и стоит того, чтобы жить, когда ты способен наслаждаться красотой природы».
— Муния Хан.
10. «Если хочешь, чтобы тебя любили, люби и будь любимой».
— Бенджамин Франклин.
11. «Лучший способ заплатить за прекрасный момент — насладиться им».
— Ричард Бах.
12. «Два самых важных дня в вашей жизни — это день, когда вы родились, и день, когда вы узнали, зачем».
— Марк Твен.
13. “Живем один раз; но если ты сделаешь это правильно, одного раза будет достаточно».
— Мэй Уэст.
14. «Независимо от того, насколько темным является момент, любовь и надежда всегда возможны».
— Джордж Чакирис.
15. «Иногда вопросы сложны, а ответы просты».
— Доктор Сьюз.
16. «Когда мы делаем все возможное, мы никогда не знаем, какое чудо происходит в нашей жизни или в жизни другого».
— Хелен Келлер.
Рационалисты: бояться смерти — глупо
Что такое смерть. Если задать этот вопрос Сократу, античному философу, который одним из первых утверждал, что мы познаем истину только благодаря разуму, то он бы рассуждал так:
Получается, что смерть — это всего лишь один из двух возможных вариантов:
- небытие, то есть прекращение существования, о котором говорят эпикурейцы и стоики. Сократ сравнивает это состояние с крепким сном без сновидений и напоминает, что после него мы чувствуем себя особенно хорошо отдохнувшими. И раз смерть — это такой вот сон, то чего ее бояться?
- продолжение жизни в другом месте, которое можно называть каким угодно именем: раем, адом или Аидом. Это место, в котором будет жить наша душа после смерти и где встретится с другими такими же душами, которые умерли до нас. А разве не все мы мечтаем воссоединиться с близкими или даже встретиться с людьми из прошлого? Кто знает, может, после смерти, наконец, получится вести философские беседы с Платоном и Кантом, а не только довольствоваться их книгами.
Как умирать. Раз смерть — это всегда одно из двух, Сократ сделал вывод, что бояться смерти глупо. Более того, раз есть 50-процентная вероятность, что после смерти мы отправимся в загробный мир, где будут существовать одни только души, то хорошо бы уже сейчас сосредоточиться на развитии ума, а не тела: вести философские беседы, читать трактаты и размышлять.
Все эти идеи про бессмертную душу и загробную жизнь поддерживались философами Нового времени, которые напоминали про то, что смерть тела — естественная часть природы.
И более того, не стоит так уж много думать о смерти и уж тем более бояться ее, ведь есть более важные и интересные вещи, о которых стоит размышлять.
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
Сенека vs стоики
Сенека жил в I веке н.э. и был римским сенатором, поэтом и философом-стоиком. Также он известен как наставник самого, наверное, неоднозначного римского императора Нерона, обладавший практически неограниченной властью во времена юности последнего (но и погибший из-за его приказа).
«Epistulae Morales ad Lucilium» («Нравственные письма к Луцилию») представляет собой сборник из 124 писем, написанных Сенекой в I веке н. э своему другу Луцилию, государственному деятелю и поэту. В них Сенека мало рассказывает о своей жизни, но много размышляет и даёт практические советы о том, как достойно жить в соответствии со стоической философией.
Как известно, «главных» стоиков для широкой публики всего трое: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. В одном из подкастов Александр Саликов, со знакомства с которым и начался мой интерес к стоической философии, подметил, что каждый неофит выбирает себе «любимого» стоика, потому что все три философа хоть и следуют общей мысли, но сильно отличаются в деталях. Так вот, после знакомства с трудами всех троих я решил, что «моим» стоиком всё-таки будет Сенека.
Да, философия Сенеки является частью более широкой стоической традиции, но есть моменты, в которых его подача информации сильно отличается. Сенека был искусным писателем и оратором, активно использовал литературные и риторические приёмы, и, в отличие от трудов Марка Аврелия и Эпиктета, его письма наполнены юмором, яркими примерами и метафорами. Например, он сравнивает человеческий разум с садом, за которым нужно ухаживать, чтобы он процветал. И, к слову, меня сильно удивило то, как часто и с удовольствием он цитирует Эпикура, казалось бы, идеологического соперника.
В перерывах между философствованиями он рассказывает об историях из жизни современников, активно использует цитаты из книг, речей и театральных постановок, и его тексты получаются не просто полезными, заставляющими задуматься, но и просто интересными. Я не могу сказать, что у него прямо-таки лёгкий слог, но если вы когда-либо читали труды других философов, то поймёте разницу, этот жанр — он вообще не для слабонервных
Сенека
Экзистенциалисты: обрести смысл жизни через смерть
Что такое смерть. Пожалуй, никто из философов не писал так много о смерти, как философы-экзистенциалисты. Известный немецкий философ XIX столетия Артур Шопенгауэр вообще считал, что если бы не было смерти, то люди не стали бы философствовать
И хотя мы никогда не сможем познать собственную смерть (а значит, не сможем дать ей какое-либо определение), но опыт столкновения со смертью и его осмысление определяют всю нашу жизнь: делают нас по-настоящему свободными и помогают понять, что действительно важно
Как умирать. Экзистенциалисты советуют почаще думать о смерти: она всегда где-то рядом. Более того, смерть — то единственное, что мы никогда никому не сможем делегировать: немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер напоминает, что «никто не может отнять у другого его смерть». Мы не выбираем собственную смерть, мы ничего про нее не знаем, мы заброшены в наше «бытие к смерти».
Конечно, это пугает. Настолько, что мы стараемся даже не думать про смерть, а если умирает кто-то из близких, то делаем из их смерти событие, которого следует бояться: придумываем кучу ритуалов и обрядов, рассказываем мифы, скорбим о том, что любимые покинули нас, а сами пытаемся избегать смертельных ситуаций.
Хайддегер считает, что всё это неправильно: вместо того, чтобы избегать смерти, нужно осознать, что смерть — «всегда моя» и «я умру», не в каком-то неопределенном далеком будущем, а на деле. Этого обстоятельства не следует бояться, но о нем нужно помнить и не хвататься панически за жизнь.
«Нравственные письма к Луцилию» в наше время
Не смотря на это, идеи Сенеки из «Нравственных писем к Луцилию» остаются актуальными и в наше время (ну, и к слову, стоицизм вообще был актуален во все трудные времена). Вот несколько тем, которые Сенека раскрывает в своих письмах, и которые для меня были особо актуальными:
1. Преодоление невзгод: на мой взгляд, ключевая полезность книги
Сенека подчеркивает важность принятия жизненных проблем и трудностей. Он утверждает, что ключ к полноценной жизни не в том, чтобы избегать невзгод, а в том, чтобы противостоять им с стойкостью, мужеством и мудростью
Это может помочь справиться как со своими личными проблемами и неудачами, так и пережить глобальные кризисы. Сенека много размышляет о смерти, об отношении к болезням, к бедности, к жизненной несправедливости, и для меня его слова в некоторые периоды были словно глоток свежего воздуха.
2
Практика добродетели: важно практиковать добродетель и жизнь в соответствии со своими ценностями. Сенека утверждает, что истинное счастье и удовлетворение приходят от честной жизни, мудрости и самообладания
Если застрял, если не знаешь, куда идти по жизни, то, при желании можно составить план и следовать ему. Для меня вера стоиков в добродетель — аналог религиозной веры.
3. Развитие самосознания: письма Сенеки поощряют самоанализ и рефлексию. Он утверждает, что развитие самосознания имеет решающее значение для полноценной и добродетельной жизни. Это помогает изучить свои собственные убеждения, мотивы и поведение, а также стать более сознательными и преднамеренными в своих действиях.
4. Построение здоровых отношений: Сенека много рассуждает о различных видах отношений, от дружеских и семейных до профессиональных, а уж кто-кто, а Сенека, находясь на вершине мира, знал толк в отношениях.
Цитаты о тихих моментах
Вот несколько замечательных цитат о моментах, на которые вы можете сослаться, чтобы успокоиться!
70. «Позвольте себе наслаждаться каждым моментом жизни».
— Стив Мараболи.
71. «Живи настоящим моментом, потому что все остальное неопределенно!»
— Луи Томлинсон.
72. «Наслаждайтесь каждым моментом: никогда не знаешь, когда что-то может измениться».
— Натали Имбрулья.
73. «Наслаждайтесь маленькими моментами, когда они приходят. В конце концов, это то, что делает жизнь стоящей».
― Надун Локулияге.
74. «Наслаждайся жизнью, пока можешь. Его можно принять в одно мгновение».
― Жасмин Морин.
75. «Какими короткими кажутся счастливые моменты и какими бесконечными грустные».
― Лора Шуэтт.
Per aspera ad astra
Кто я, чтобы критиковать труды древнеримских философов? Оставим разбор плюсов и минусов стиля и философии Сенеки специалистам, но от себя лишь скажу, что иногда в книге было душновато. Как человек культурный и образованный, Сенека размышляет не только о делах земных, но порой углубляется в метафизику.
Наука XXI века знает куда больше, чем было известно даже величайшим древнеримским учёным, и ту часть, в которой Сенека углубляется в размышления о вопросах мироздания, движения энергий и так далее, читать было очень странно, я реально пропускал целые куски текста, потому что просто не понимал, о чём идёт речь. Это встречается в середине книги, а вот начало и конец идут прямо очень бодро.
Что в итоге? «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки — источник практической мудрости, вечная классика, которая и сегодня продолжает вдохновлять и бросать вызов читателям. Эту книгу вряд ли стоит читать тем, кто хочет вкатиться в понимание стоицизма, для этого, наверное, лучше будет ознакомиться с трудами Марка Аврелия и Эпиктета, ну или современных стоиков. Но, если распробуете, то «Письма» станут настоящим подарком.
Счастливые моменты с цитатами друзей
Цитаты о том, как создавать и лелеять замечательные моменты в дружбе, к которым вы можете относиться, удивительны.
76. «Одна роза может быть моим садом… одинокая подруга — мой мир».
— Лео Бускалья.
77. «Никогда не забывай дни, которые я провел с тобой. Продолжай быть моим другом, потому что ты всегда найдешь меня своей».
— Людвиг ван Бетховен.
78. «Я люблю хорошо проводить время, и мне нравится делиться этими хорошими моментами с другими».
— Джейкоб Баталон.
79. «Людям не суждено быть идеальными. Мы все несовершенные люди, ищущие идеальные моменты, чтобы разделить их с другими несовершенными людьми».
— Шон Хатчинсон.
80. «Ничто другое не имеет значения, кроме того, что я получаю удовольствие, и я все еще получаю удовольствие».
— Кувенжане Уоллис.
81. «Проведите свою жизнь с людьми, которые заставляют вас улыбаться, смеяться и чувствовать себя любимыми».
— Рой Т. Беннет.
Вариант 4
Время — это самый драгоценный дар, который у нас есть. Оно бесценно потому, что нам дано только одно ограниченное количество времени на проживание своей жизни. Каждая минута, каждый день, каждый год — все эти моменты и события делают нашу жизнь насыщенной и уникальной.
Время — это нечто, что мы не можем вернуть назад. Мы можем потерять день, неделю, год, но мы никогда не сможем вернуть упущенные возможности и прожить их заново. Именно поэтому, каждый миг времени, который у нас есть, стоит беречь и использовать на самые важные вещи.
Произведение русской литературы, которое я выбрал, чтобы подтвердить эту идею, — «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, понимает ценность времени только после того, как потерял свою любовь. Он ошибочно считает, что время — это бесконечный ресурс, и слишком поздно понимает, что потерял свою возможность быть счастливым.
В романе мы видим, как Онегин постепенно осознает, что время течет неумолимо и что он потерял свое счастье из-за своей легкомысленности. Он понимает, что если бы он по-другому воспринимал время, он мог бы изменить свою судьбу и сохранить свою любовь.
Это произведение литературы показывает нам, насколько важно ценить и использовать каждый момент времени, которое у нас есть. Оно напоминает нам о том, что мы не можем ждать и терять время на пустые дела, потому что оно таким образом ускользнет от нас
Жизнь может быть полна счастья и удовлетворения, если мы научимся ценить каждый миг.
Время — это драгоценный дар, который нам дан, чтобы мы прожили свою жизнь настоящими и счастливыми. Мы не должны откладывать дела на потом, потому что время пройдет, независимо от нас, и мы можем оказаться сожалея о том, что упустили свой шанс
Мы должны использовать каждый момент времени на то, что действительно важно для нас — любовь, семью, дружбу, достижение своих целей
Так что давайте не терять время зря и использовать его на то, что действительно ценно и важно для нас. Время — это наш самый драгоценный дар, и мы должны использовать его наилучшим образом, чтобы прожить свою жизнь настоящими и счастливыми
Мне нравится2.4 k.Не нравится1.4 k.