Действие третье
Шпигельский просит Ракитина повлиять на решение Натальи Петровны, чтобы выдать Веру за Большинцева. Доктор признается: за содействие и благополучный исход ему обещана тройка лошадей. Из кабинета выходит Наталья, поэтому Шпигельский тут же спешит уйти.
Помещица сообщает Михаилу, что Беляев ее занимает, но Ракитин быстро прерывает неприятный разговор. Он намерен выполнить поручение Шпигельского и требует от Натальи Петровны решить судьбу воспитанницы. Помещица признается, что еще не говорила об этом с Верой. Тогда Ракитин предлагает позвать девушку тотчас. Наталья растеряна, но не решается возражать.
Михаил вызывает Веру и оставляет дам. Хозяйка дома начинает разговор с прямого вопроса: согласна ли воспитанница выйти замуж за Большинцева? Девушка смеется, настолько нелепым ей кажется это предложение. Тогда Наталья старается выведать, не занято ли сердце Веры другим мужчиной, моложе и красивее. С трудом, но ей удается добиться признания: да, девушка влюблена в Беляева.
Наталья не в состоянии скрыть свою ревность и просит воспитанницу уйти. Вера понимает, что перед ней – соперница, убегает вся в слезах. Помещица тоже расстроена, ее мучает мысль о том, что Алексей отвечает Вере взаимностью.
Входит встревоженный Ракитин. Он просит прощения за резкие слова и уверяет Наталью в своей неизменной дружбе. Женщина просит дать совет. Михаил считает, что есть только один выход: Беляев должен уехать. Но и сам Ракитин не сможет больше оставаться в гостеприимном поместье Ислаевых. Наталья совершенно расстроена, все ее покидают. Она плачет на плече Михаила.
В это время входят Ислаев и Анна Семеновна. Они потрясены увиденной сценой. Наталья выбегает из комнаты, а ее супруг и свекровь устраивают допрос Ракитину. Взволнованный Михаил обещает дать объяснения позже. Поверив ему, Ислаев и Анна Семеновна уходят.
Ракитин возвращает Наталью Петровну и вызывает учителя, а затем оставляет их наедине. Помещица заявляет, что вынуждена отказать Алексею от места. Причиной она называет влюбленность своей юной воспитанницы. Беляев сильно смущен и соглашается, что ему лучше покинуть этот дом.
Наталья Петровна расспрашивает учителя о чувствах к Вере и с радостью узнает, что Алексей считает девушку приятным ребенком. После такой новости помещица просит учителя не торопиться с отъездом. Она еще подумает.
Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение?
Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия. Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой. Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.
Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой. Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим. И только насмешка Ракитина отрезвляет его.
Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом. Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение. И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.
Действие пятое
Ислаев пытается просматривать бумаги, но работать не может. Мысли о Наталье и Михаиле не позволяют ему сосредоточиться. Входит Анна Семеновна. Она предлагает свое посредничество, но Аркадий отказывается от таких услуг. Ислаев решает не откладывать неприятный разговор в долгий ящик и просит слугу позвать Михаила. Едва появляется Ракитин, Аркадий требует у него объяснений. Михаил пытается что-то туманно рассказать, но хозяин поместья прерывает его и задает прямой вопрос: любит ли он Наталью? Михаил вынужден признаться, что давно увлечен женой своего друга.
Аркадий не возмущается. Он уверен в порядочности Ракитина и считает его более подходящей партией для Натальи. Но расстаться с женой Ислаев не сможет. Михаил уверяет помещика, что завтра же уедет отсюда. Оба сходятся во мнении, что это будет лучшим решением конфликта.
Появляется Алексей, а Ислаев, сославшись на дела, уходит. Ракитин сообщает учителю о своем отъезде и о причинах такого решения. Он описывает отношение к нему хозяйки дома, ее вечные капризы и признания. Беляев хмурится, он прекрасно понимает, что его участь будет менее завидна.
В гостиную входят Наталья Петровна и Вера. Ракитин объявляет о своем отъезде, но помещица довольно холодна с ним. Михаил уходит, чтобы собрать вещи. Беляев неожиданно идет за ним.
Оставшись наедине с Верой, Наталья пытается просить прощения, но девушка не желает поддерживать видимость благополучия. Помещицу зовет Ислаев, и она торопится к мужу.
К грустной Вере подходит Шпигельский
Он уговаривает девушку обратить внимание на Большинцева. Вера, к удивлению доктора, не противится
Оставаться в этом доме она больше не может. Девушка соглашается на брак, и доктор спешит получить заработанную тройку.
В это время приходит проститься Беляев. Он тоже решил уехать. Цепкие коготки Натальи Петровны его пугают, да и пример Ракитина весьма наглядный. Алексей немедленно едет в Москву с Михаилом. Он просит девушку передать Наталье Петровне прощальную записку.
Вера вручает помещице послание, как только та появляется на пороге. Наталья глубоко потрясена: Алексей уезжает и даже с ней не простился. Бледную от переживаний супругу старается утешить Аркадий. Он вполголоса ругает вошедшего Ракитина, полагая, что Наталья огорчена известием о его отъезде. Вера уводит хозяйку.
Вбегают Анна Семеновна, Лизавета Богдановна, Шааф, Коля и Шпигельский. Им сказали, что Наталье Петровне очень плохо. Ислаев уверяет, что ничего страшного не произошло. Коля хочет понять, куда девался Алексей. Ракитин сообщает, что учитель уезжает, поскольку в него влюбилась Вера. Потрясенный Ислаев уходит, чтобы проводить мужчин, а Шпигельский предлагает всех подвезти до города на своей новой тройке. Шааф уводит Колю на урок. Анна Семеновна и ее компаньонка остаются.
Пожилая дама вздыхает: все разъезжаются и дом совсем опустеет. Лизавета Богдановна скромно сообщает, что и она вскоре покинет свою покровительницу. Анна Семеновна смотрит на компаньонку с изумлением.
-
«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева
-
«Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
-
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Первая любовь», анализ повести Тургенева
-
«Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
-
«Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
По произведению: «Месяц в деревне»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Главная мысль рассказа Месяц в деревне Тургенева
Данная пьеса очень показательна для современной молодежи. Все члены семьи, увлекшись незначительными любовными интригами, совершенно забыли о том, что любовь – это светлое и доброе чувство. Все, что они делали, свидетельствует лишь о том, что каждый хотел умерить свои амбиции и удовлетворить плотские желания. Даже тот факт, что все они состояли в родственных связях, не остановил их. Наталья, не думая ни о дочери, ни о муже, ни о желании самого учителя, хотела доказать себе и другим, что она еще в полном расцвете сил и способна изменить свою жизнь к лучшему.
Также показательно и то, что все благополучие и прекрасные взаимоотношения в светской семье – это не более чем фарс. Любое вмешательство со стороны, пусть даже незначительное, в один миг рушит семью и портит взаимоотношения всех домочадцев.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Действие второе
Служанка Катя собирает в саду малину. От девушки добивается ответа на свое предложение руки и сердца слуга Матвей. Катя просит его не торопить события и немного подождать. Матвей недоволен. Ему кажется, что раньше девушка принимала его ухаживания с большей благосклонностью.
Завидев издалека Шаафа с удочкой, Матвей спешит уйти. Немец тоже пытается ухаживать за Катей, но тут появляются Ракитин и Наталья Петровна. Помещица хочет посмотреть на способности Шаафа в ловле рыбы. Все трое уходят к пруду.
Катя, оставшись одна, продолжает собирать малину и что-то себе напевать. На дорожку сада выходят Беляев и Вера. Они садятся на скамейку и стараются приладить хвост воздушному змею. Девушка расспрашивает Алексея о его жизни в Москве и учебе в университете. Сама рассказывает, что с малых лет осталась сиротой и воспитывалась в доме Ислаевых. Тоже была в Москве, училась там в пансионе для благородных девиц. Вера признается, что любит Наталью Петровну, но побаивается ее. Она всячески пытается показать свое расположение к молодому учителю, но не успевает этого сделать. Появляются Наталья и Ракитин.
Вера и Алексей уходят с надеждой, что у Коли уже закончился урок музыки. Можно запускать змея. Теперь на скамейку присаживаются Наталья Петровна и ее спутник. Катя прячется в малиннике.
Ракитин пытается узнать, почему Наталья в последнее время выглядит такой раздражительной. Этот разговор помещице не нравится, в еще большем раздражении она уходит. Ракитин подозревает, что Ислаева увлечена учителем Беляевым. Как раз в это время молодой человек идет навстречу.
Из завязавшегося разговора Ракитин узнает, что Алексей не любит читать и не знает иностранных языков. Юноша оказывается довольно простодушным и добрым, но далеко не интеллигентным человеком. Возвращается Наталья Петровна. Она заметно расцветает в присутствии Беляева. Юноша забавляет ее своей непосредственностью и скромностью. Наталья просит Михаила заняться воспитанием Алексея, а затем уводит Беляева запускать змея.
Мрачный Ракитин бредет следом. По пути он встречает Шпигельского и немолодого помещика Большинцева, который претендует на руку Веры. Ракитин уходит, не желая заводить пустую беседу.
Большинцев робеет перед встречей с Верой, поэтому доктор наставляет его, что и как нужно говорить девушке. В это же время Наталья, Вера, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна идут на луг запускать змея. Большинцев и Шпигельский присоединяются к этой компании.
Действие первое
В гостиной богатого помещика Аркадия Ислаева три человека играют в карты: мать хозяина поместья Анна Семеновна, ее компаньонка Лизавета Богдановна и немец-гувернер Шааф. У окна вышивает жена Ислаева Наталья Петровна, и читает книгу друг семьи Михаил Александрович Ракитин.
Между Натальей Петровной и Ракитиным завязывается разговор о новом учителе Алексее Беляеве, студенте из Москвы. Его наняли на лето для обучения сына Ислаевых Коли. Помещица предлагает гостю понаблюдать за молодым человеком и высказать о нем свое мнение.
В гостиную вбегает Коля и с восторгом показывает лук и стрелы, которые сделал для него учитель. За мальчиком входит Беляев. Он вежливо приветствует хозяев и гостей дома, а затем уходит со своим учеником кормить лошадей.
В это время слуга докладывает о новом госте – докторе Шпигельском, которого позвали к больному кучеру. Наталья Петровна жалуется врачу на плохое настроение, тот советует женщине больше гулять и смеяться. Помещица тут же требует рассказать что-нибудь смешное. Шпигельский сообщает, что дочь знакомого помещика не может сделать выбор между двумя женихами, любит обоих. Наталья Петровна недовольна рассказом, но считает, что женщина может любить двоих.
Игроки расходятся. Анна Семеновна и ее компаньонка выходят в сад. Немец огорчен проигрышем, и Ракитин старается его утешить. Воспользовавшись моментом, Шпигельский намекает Наталье Петровне, что один его знакомый хочет жениться на Вере, воспитаннице в доме Ислаевых. Помещица удивлена, семнадцатилетнюю девушку она считает еще ребенком.
В комнату вбегают Коля и Вера. Им нужен клей для воздушного змея, который пообещал сделать учитель. Но тут вмешивается Шааф и уводит мальчика учить немецкий. Доктор отправляется к своему пациенту, а Вера идет готовиться к обеду.
Наталья Петровна и Михаил Александрович остаются наедине. Они говорят о своих чувствах друг к другу. Это больше, чем дружба, но Наталья замужем и никогда не изменит супругу. Входит хозяин поместья, за ним – учитель Беляев. Ислаев и Ракитин обсуждают строительство плотины, а потом отправляются проверить новую веялку. Наталья Петровна расспрашивает Беляева о семье, учебе, хвалит его вокальные данные.
Возвращаются Шпигельский и Вера. Девушка с радостью бросается к учителю, но, заметив супругу Ислаева, останавливается в смущении. Слуга зовет всех к столу. Пропустив вперед Беляева и Веру, помещица обещает доктору подумать над его предложением насчет воспитанницы.
Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?
Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем — гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу. Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.
Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира. Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.
Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно». Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».
С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой — просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.
Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме. Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники. Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.
Тургенев. Все пересказы
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Действие четвертое
Катя в сенях поджидает Алексея. Начинается дождь. Из сада вбегают в дом Шпигельский и Лизавета Богдановна, служанка прячется от их глаз. Доктор предлагает компаньонке выйти за него замуж. Лизавета кажется ему женщиной довольно рассудительной и приятной. Она обещает Шпигельскому подумать над его предложением. Дождь заканчивается, и пара возвращается в сад.
Появляется Беляев, Катя просит его постоять в сенях. Служанка приводит к учителю Веру. Девушка очень смущена. Она знает о предстоящем отъезде Алексея и пришла с ним проститься. Молодой человек заверяет Веру, что с его отъездом еще не все решено.
В это время входит Наталья Петровна. Вера начинает стыдить помещицу. Выведать о чувствах девушки и открыть ее тайну – поступок некрасивый. Его не оправдывает даже ревность. Наталья возмущена дерзостью воспитанницы, а девушка убегает в слезах.
Беляев потрясен и смущен этой сценой. Наталья Петровна не желает скрывать правду, она признается в любви к учителю. Но может ли женщина надеяться на ответное чувство? Бедный Алексей совершенно растерян. Он знает только одно: в такой ситуации должен немедленно уехать. Но Наталья просит учителя остаться.
Разговор прерывает Ракитин, и Беляев спешит откланяться. Михаил пытается узнать у Натальи, насколько решен вопрос с отъездом учителя, но тут входят Ислаев и Шпигельский. Аркадий замечает, что жена взволнованна и находится с Михаилом в уединенном месте, но вопросов не задает.