Люцинда шлегель краткое содержание

Зверь лесков краткое содержание для читательского дневника. «зверь

Запись 31-я

Утром Д с радостью прочитал в Государственной Газете, что Государство навсегда готово сделать людей совершенными, избавив их от фантазии. Оказывается, центр фантазии – мозговой узелок, который легко удалить. Это сделает человека машиноравным, стопроцентно счастливым. Великая Операция будет проводиться в аудиториумах.

Д позвонил I, поделился своей радостью. Трубка долго молчала, затем I назначила Д встречу после 16. На улице сквозь прозрачные стены аудиториума нумера следили за Операцией. Д понял, что до Операции должен увидеть I.

В эллинге Второй Строитель сказал, что из-за Операции пробный полёт отменили до послезавтра. Д рад, что ему не придётся предавать «Интеграл».

Дома Д застал Ю, ожидающую за его письменным столом. Она рассказала, как всех своих учеников повела на операцию, как их пришлось связать. Ю уверена, что любовь должна быть беспощадной.

В 16 Д пришёл к I. I предложила выбор: операция и стопроцентное счастье или она. Д выбрал I, которая договорилась о встрече в 12 послезавтра. Д понял, что не хочет счастья.

литература

Использованная литература

  • Эрнст Белер : Фридрих Шлегель: «Люсинда». В: Пауль Михаэль Lützeler (Ред.): Романы и рассказы немецкого романтизма. Новые интерпретации. Реклам, Штутгарт, 1981.
  • Никола Камински: Поперечные проходы. Романтические опыты немецкого романтизма . Шенинг, Падерборн 2001.
  • Никлас Луман: любовь как страсть. Для кодирования близости. Франкфурт / М. 1982 (1-е издание / 1994, stw).
  • Питер фон Мэтт: предательство любви. Неверные в литературе. Мюнхен 1989 (2-е издание / 1994, немецкий)
  • Карл Конрад Польхейм: Послесловие . В: Фридрих Шлегель. Люсинда . Reclam, Stuttgart 1963. (Пересмотренное и расширенное издание 1999 г., с «Repertorium F. Schlegelscher Definitions zu Lucinde «)

дальнейшее чтение

  • Герман Гессе : Die Welt im Buch I. Обзоры и очерки 1900–1910 годов (= Герман Гессе. Все работы в 20 томах. Том 16). Под редакцией Фолькера Михелса . Зуркамп, Франкфурт-на-Майне 1988 (издание 2002 г.), ISBN 978-3-518-02683-0 .
  • Манфред Энгель : Фридрих Шлегель, «Люсинда»: «Как в бесконечном ряду зеркал» (раннее романтическое потенцирование). В: Дерс .: Роман эпохи Гете. Том 1: Начало классического и раннего романтизма. Метцлер, Штутгарт, 1993, стр. 381-443.
  • Марк-Георг Дерманн: Люсинда. В: Иоганнес Эндрес (Ред.): Справочник Фридриха Шлегеля. Жизнь — работа — эффект. Мецлер, Штутгарт, 2017, стр. 171–179.

Художественное своеобразие

Начало рассказа готовит читателя к восприятию какого-то ужасного события, соотносимого с концом света и приходом антихриста. Природа скорбит: морозы убивают овец и птиц.

Похожий на замок дом, в котором происходят события – антураж готического романа ужасов. Эолова арфа (натянутые в окне струны, колеблемые в бурю ветром), устроенная в башне каменного замка сумасшедшим отцом помещика, отсылает читателя к древнегреческой мифологии, согласно которой над человеком властвует злой рок. Недаром дядя был тем мрачнее наутро, чем громче играла ночью эолова арфа.

Лесков описывает любимое дядино занятие, охоту, с помощью таких деталей, которые вызывают к ней отвращение и сочувствие к убиваемым животным, хотя охота была обычным занятием помещиков и не свидетельствовала об их жестокосердии. Собаки-пиявки, впивающиеся в медведя мёртвой хваткой, медведь, ужасными лапами разрывающий собак пополам, разорванные губы загоняемой во время охоты лошади – эти детали проявляют весь ужас власти. Лесков осуждает не только власть человека над человеком, но и насилие человека над миром животных считает противным замыслу Божьему.

Гости, наблюдающие за травлей Сганареля, не могут видеть в дрессированном животном дикого зверя, они жалеют идущего на задних лапах медведя, надевшего смешную шапку и похожего на преданного и изгнанного близкими короля Лира. Медведь очеловечивается зрителями, им кажется, что он страдает не столько физически, сколько морально.

Запись 19-я

Д гордится тем, что сегодня впервые вхолостую запустили двигатель «Интеграла». Во время испытания погибли несколько нумеров, но работа не прекратилась ни на секунду, ведь отдельные нумера так незначительны.

Вместо I к Д пришёл незнакомый мужской нумер и передал ему письмо с розовым талоном, в котором I просила, чтобы в положенное время Д опустил шторы и сделал вид, что I у него.

На лекции по детоводству показывали живого младенца, который случайно сдвинулся к краю стола. Тогда О подхватила его, поцеловала и подвинула к середине стола.

По дороге домой Д заметил, что за ним идёт S. Дома его ждала О, которая попросила Д оставить ей ребёнка. За это положена казнь в Машине Благодетеля, но О готова пойти на жертву.

Д отнёс розовый талон I дежурной и грубо соединился с О.

Парадокс

Очень кратко

Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.

Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия — условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».

Оцените пересказ

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Запись 28-я

К Д пришли вместе Ю и I. Ю решила, что её долг – охранять Д, как ребёнка, потому что I преследует свои корыстные цели. Д выгнал Ю.

I рассказала, что в аудиториумах готовят зачем-то медицинские столы. Она открыла герою тайну его волосатых рук: женщины из города иногда любили людей из леса. Это люди, которые выжили после Двухсотлетней войны. Они обросли шерстью, но сохранили горячую кровь. А горожане обросли цифрами, которые ползают по ним, как вши.

Прибежал тот, кто приносил Д записки от I, и сказал, что сюда идут Хранители, с ними S. Д спрятал опасные последние листы рукописи под себя. S прочитал неопасные листы.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 16 крошечных главок. Повествование динамично.

В названии рассказа указана проблема произведения. Лесков сам предлагает читателю определить, кто зверь: медведь Сганарель или помещик, дядя рассказчика.

Эпиграф к рассказу из жития старца Серафима Саровского, который, по преданию, с рук кормил медведя и других животных. Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу.

Рассказ представляет собой воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик гостил в поместье дяди в Орловской губернии в рождественские дни, пока его мать ездила к отцу-следователю, задержавшемуся по делам в Ельце.

В доме деспотичного дяди мальчик становится свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Этого медведя ещё медвежонком приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда Сганарель через 5 лет вольной жизни покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя его решил убить, затравив вначале молодыми собаками. Главную роль в деле травли и убийства медведя должен был сыграть Храпон (Ферапонт), который медведя кормил, воспитывал и любил.

Убийство казалось особенно жестоким, потому что Сганарель был дрессированный, он выполнял команды Ферапонта без насилия.

По случайности медведь убежал. Ферапонт с ужасом ждал наказания. Но дядя, услышав в рождественский вечер, как священник рассказывал детям о любви и прощении, совершенно преобразился. Он отпустил Ферапонта на волю. Впрочем, тот идти отказался и был верным слугою до смерти. Дядя же всю жизнь помогал нуждающимся.

Значительную часть сюжетной композиции занимает описание дядиного страшного дома и поместья, подробности жестокой охоты, жизни медвежат в неволе, травли наказанных медведей. Центральный, кульминационный эпизод расправы со Сганарелем описан в мельчайших подробностях.

Запись 34-я

«Интеграл» был готов к испытанию. Он поднялся в воздух, вышел из земной атмосферы. В радиотелефонной Д нашёл I и ещё двоих. I рассказала, что помогла О выйти за стену, О будет жить.

В 12 часов все должны были отправиться на обед в кают-компанию. Но один нумер, которого Д считал тоже Мефи, оказался Хранителем. Он помешал революции, чтобы довести испытание до конца. I уверена, что их предал Д. Д понял, что это Ю в его комнате, пока ждала его, прочитала страницы конспекта.

Тогда Д отдал приказ остановить двигатели и прервать испытание. Но Второй Строитель толкнул Д и взял бразды правления в свои руки.

Запись 10-я

В вестибюле контролёрша Ю, пожилая женщина, записывающая нумера входящих, сообщила Д, что ему письмо, которое она после прочтения (так положено) отдала жильцу. Письмо извещало, что на Д записался нумер І-330. Д решил послать О копию извещения.

Была белая ночь. Без четверти 21 Д явился к I. Она сообщила, что Д в её власти, так как не заявил о ней Хранителям в течение 48 часов. Д понял, что попался. I опустила шторы и переоделась в древнее жёлтое платье. Она курила, стряхивая пепел на розовый билетик, и пила ликёр. За никотин и ликёр положено уничтожение. I была уверена, что Д не сообщит на неё, даже будет пить с ней.

Когда Д отказался, I набрала в рот ликёр, поцеловав Д, влила в него. I рассказала, что этот яд дал ей один из её медиков. Д обнимал её в припадке ревности, почти признавшись в любви, но было уже без пяти 22.30, после этого времени выходить на улицу нельзя. Д успел добежать домой. Он спал плохо.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ Лескова содержит натуралистические подробности описания охоты, в которых не упускаются жестокие детали.

«Зверь» — традиционный рождественский рассказ. В 19 в. такие печатались под Рождество и описывали внезапные чудесные изменения в жизни людей: бедные становились богатыми, сироты обретали семью. Но главное чудесное преобразование – это перерождение человеческой души. Такое перерождение в рассказе мотивированно наблюдением жестокого героя за движениями благородной души слуги. Изменение неожиданно и непредсказуемо, что делает этот рождественский рассказ похожим на новеллу.

Сюжет

Начнём наш разбор с описания сюжетной линии. Содержание фильма «Не оглядывайся» знакомит нас с Жанной. Она писатель-публицист, счастлива в браке, занимается воспитанием двоих детей. Главная героиня пытается сдать в печать очередной роман, но получает отказ редактора. С этой минуты её жизнь круто меняется.

Моника Белуччи в главной роли Жанны. Кадр из фильма.

Она видит странную девочку, замечает, что вещи в доме стоят не на своих местах

Просматривая вместе с мужем небольшое семейное видео, Жанна обращает внимание, что Тео и дети делают непривычные жесты. Вскоре ситуация усугубляется

Жанна перестаёт узнавать детей, затем внешность мужа меняется, и он становится другим человеком с незнакомым лицом. Парадоксально, но меняется и сама Жанна. Она смотрит в зеркало и не узнаёт собственное отражение.

Жанна в отчаянии. Никто, кроме неё, не замечает сюрреализма, творящегося вокруг. Психиатр не находит у женщины каких-либо патологий. Врач уверен, что пациентку с таким расстройством нужно понаблюдать в стационаре, но Жанна не соглашается на госпитализацию. Вместо этого она просит мужа отвезти её к матери, где собирается провести несколько дней, в надежде, что состояние стабилизируется.

Матери дома нет, и Жанна находит её в привычном месте – в игровом клубе, за карточным столом. Жанна просит помощи, но её мама не может прервать игру. В конце концов, Жанна уговаривает её ехать домой. Здесь она переодевается в любимую пижаму и чувствует себя защищённой. Однако странные трансформации окружающего пространства продолжаются. Теперь меняется лицо матери, и она превращается в незнакомую Жанне женщину.

Здесь она находит небольшое семейное кафе, где работает женщина, которую Жанна всегда помнила, как свою мать. Более того, в кафе она видит парня, который называет эту женщину мамой. Самое удивительное, что этого парня она помнит, как своего мужа.

Кадр из фильма.

Однажды вечером из окна своего гостиничного номера Жанна видит девочку, которая являлась ей во Франции. Она выходит на улицу и идёт за странной гостьей. Девочка приводит её к тому самому кафе, где отмечают день рождения хозяина.

Жанна бродит среди гостей, и обстановка в доме ей знакома. Здесь с героиней происходит очередная трансформация: оказавшись в одной из комнат, она превращается в девочку по имени Роза-Мария. К ней приходит женщина, которую она помнит как свою мать, и рассказывает, что в детстве героиня попала в автомобильную аварию. Вскоре после этого её забрала француженка, к которой девочка потянулась сама, выбрав себе имя Жанна. Дальше она жила во Франции, и никогда не возвращалась в Италию. Её настоящая мать повторно вышла замуж, в семье родился сын. Однако приёмная мать не смогла по-настоящему полюбить удочерённого ребёнка.

Выяснив правду, главная героиня в подростковом образе Розы-Марии возвращается на поезде домой. Здесь она переодевается, и превращается в Жанну, которую мы видели в самом начале фильма. Она входит в свою квартиру, дети радостно кричат «Мама», и бросаются ко второму воплощению Жанны, которое невесть как оказывается в квартире. Саму Жанну никто не видит, за исключением её второго «я».

В конце фильма «Не оглядывайся», обе Жанны сидят рядом и в четыре руки набирают на ноутбуке новый роман. Титры, финал.

Смысл фильма «Не оглядывайся»

Парадокс заключается в том, что скрытый смысл в этом фильме лучше не искать. Лучше полностью погрузиться в мир, который предлагает режиссёр. Если не анализировать события, которые показаны на экране, можно полностью понять чувства и мысли главной героини.

Если важен именно смысл, то его можно свести к обретению гармонии. Природа не терпит пустоты, поэтому отсутствующие детские воспоминания Розы-Марии заполнила Жанна. Именно она заполнила сознание, став главной. Однако лишь обретя душевное равновесие, главная героиня стала полноценной личностью, и её жизнь перестала состоять из разрозненных осколков. Эта целостность очень хорошо показана в конце фильма.

Автор статьи Михаил Новожилов Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Отличная статья!86Нет…9

Запись 3-я

Д объясняет для читателя ключевые понятия цивилизации: Часовая Скрижаль, Личные Часы, Материнская Норма, Зелёная Стена, Благодетель. Никто со времён Двухсотлетней войны не был за стеклянной Зелёной Стеной, отделившей город от леса. Дороги между городами разрушены.

Часовая Скрижаль – это подобие иконы, сердце и пульс Единого Государства. Все жители города действуют одновременно: миллионы встают, начинают и кончают работу, идут в аудиториумы и ложатся. Два раза в день, с 16 до 17 и с 21 до 22, у нумеров личные часы. Они могут отправиться на прогулку, опустить шторы или провести время за письменным столом.

Жизнью управляет система научной этики, основанная на математических вычислениях. Если же изредка в системе случаются сбои, есть опытный глаз и тяжёлая рука Хранителей.

Объяснение концовки

Трактовка содержания довольно однозначная, без скрытого подтекста. Настоящая героиня фильма «Не оглядывайся» – Роза-Мария. В детстве она попала в автомобильную аварию и забыла своё детство. Полученная травма спровоцировала у неё раздвоение личности. Она забыла себя и родных, выбрала имя Жанна и потянулась к француженке, которая, по всей видимости, была подругой её матери.

На фоне травмы у девочки сформировалось раздвоение личности – Жанна и Роза-Мария существовали в одном теле. При этом Жанна стала главенствующей личностью и прожила эту жизнь. Личность Розы-Марии находилась в подавленном состоянии, но при этом все окружающие героиню образы были сформированы её воспоминаниями.

Разгадка сюжета заключается в том, что резкая критика в адрес ее романа стала психологической травмой. В её сознании происходит дисбаланс, и реальность начинает заполнять её воображаемый мир. Объяснение происходящему можно дать следующее. Настоящая Роза-Мария просыпается и хочет получить ответы на свои вопросы. Образ девочки-подростка, который преследует героиню по ходу сюжета – это она сама в детском возрасте.

Кадр из фильма.

На раздвоение сознания указывает и тот факт, что когда героиня однажды просыпается ночью и пытается поймать девочку в гостиной, муж замечает на её глазах слёзы. При этом сама Жанна в тот момент не плакала. Это явный признак диссоциативного расстройства личности, когда в одном сознании уживается несколько альтеров. При этом, когда одна личность полностью владеет сознанием, она не помнит, что делала другая. Именно поэтому Жанна не узнаёт ничего и никого. Когда сознанием начинает управлять Роза, воспоминания исчезают.

Также смысл фильма частично раскрывается образом матери Жанны. Удочерив девочку, она никогда её не любила. Когда героиня признаётся ей, что никогда не любила своих детей, женщина советует ей притвориться. Именно так она и поступала всю жизнь. Её настоящим увлечением были только карты.

Хотя здесь возможен и другой вариант: Жанна была родной дочерью женщины-француженки и погибла в автокатастрофе. Однако такой расклад событий сомнителен. В доме матери Жанны нет ни одной фотографии, указывающей на то, что у неё когда-то была дочь.

Смысл концовки фильма «Не оглядывайся» сводится к тому, что сознание главной героини хоть и осталось раздвоенным, но в целом стабилизировалось. Роза-Мария стала доминирующей личностью, но при этом не стала задвигать Жанну на задворки подсознания. Обе личности женщины научились сосуществовать друг с другом. При этом в конце фильма, у героини, видимо, полностью раскрылся творческий потенциал. Впрочем, ей даже не нужно придумывать сюжет нового романа: достаточно лишь изложить на бумаге произошедшие в её жизни события.

Главные героини фильма – Софи Марсо и Моника Белуччи. Кадр из фильма.

Также следует сделать уточнение, что Роза-Мария всё-таки выбрала для себя жизнь Жанны. Она не осталась в Италии, где живёт её настоящая семья. Она вернулась во Францию, к своему мужу и детям.

Герои и образы

Дядя
, главный герой рассказа, – орловский помещик, богатый, старый и жестокий, злобный и неумолимый. Автор ищет причину такого поведения дяди в его стремлении быть мужественным, сильным и твёрдым духом. Дядя борется с человеческими слабостями, как он их понимает, в других людях – со страхом и милосердием. Никому не прощалась никакая вина.

Дядя – любитель псовой охоты. Жизнь его, как жизнь большинства помещиков, проходит в праздности. Охота и наказания – развлечения для него.

Дядя как человек, убеждённый, что любые негативные качества можно искоренить воспитанием и наказанием, так же относился и к животным, не принимая во внимание их природу. Именно поэтому он казнил провинившегося медведя

Перерождение дяди случается в рождественский день. Его вдохновляет разговор священника с детьми об исправлении сердца.

Но и исправление сердца происходит не вдруг. Дядя не сам просит прощения, не сразу смиряет свою гордыню, а лишь прощает Ферапонта и сообщает, что тот превзошёл хозяина в великодушии. Природная доброта дяди, которую он скрывал за суровостью, проявляется в помощи бедным и нуждающимся.

Ферапонт
(Храпон) – «ловкий, сильный и смелый парень лет 25», красивый по-народному: белый, румяный, «с чёрными кудрями и с чёрными же большими глазами навыкате». Ферапонт служил доезжачим, то есть заведовал всеми гончими. Он умел воспитывать не только собак, но и присматривал за медвежатами, отбирал самого смирного и дрессировал его в своё удовольствие.

Ферапонт тяжело переживает наказание Сганареля. От ямы бежит, потому что жалостные стоны медведя мучительны для него. Но, в соответствии со значением своего имени (с греческого Ферапонт переводится как раб, слуга
), не осмеливается ослушаться хозяина.

Ферапонт проходит все этапы казни медведя. Сначала он сажает Сганареля в яму, потом выводит своего друга оттуда на казнь, затем должен стрелять в него из засады. Но ряд случайностей избавляет Ферапонта от тяжёлой обязанности.

Сердце Ферапонта отзывчиво на доброту. Благородный поступок дяди, дающего рабу вольную, побуждает Ферапонта «вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Так Ферапонт из слуги превратился в друга.

Дядя так объясняет поступок Ферапонта: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека». Он до конца жизни называет Ферапонта укротителем зверя, имея в виду не столько медведя, сколько себя самого, свою звериную природу.

Сганарель – медведь «необыкновенной силы, красоты и ловкости», проживший в поместье 5 лет и не проявивший своих «зверских» наклонностей. Ум Сганареля сравнивается с умом пуделя, потому что он многому был научен: ходил на задних лапах, бил в барабан, маршировал с большой палкой, как с ружьём, мог с мужиками таскать грузы на мельницу и умел надевать высокую мужичью шляпу с пером. Сганареля не приходится тащить в яму. Он идёт по просьбе друга Ферапонта, да ещё и обнимает его всю дорогу, а с собой берёт свою шляпу. Попав в яму, медведь стонет, как человек. Сталкиваясь с сидящим в засаде Ферапонтом, медведь лезет к нему целоваться и обниматься, что и защищает его от выстрела другого охотника.

Рассказчик во времена описываемых событий был в возрасте 5 лет. Очевидно, у мальчика нежная ранимая душа, он не выносит дядиного строго воспитания. Рассказчик и его двоюродный брат одного с ним возраста. Мальчики случайно стали причиной того, что дядя узнал о нежелании Ферапонта стрелять в медведя и именно поэтому, чтобы позабавиться, дал ему такое поручение.

Дети очень переживают, так что не радуются ни угощениям, ни гостям. Детские неиспорченные сердца жалеют в равной степени и медведя, и Ферапонта. Мальчики переживают Божье милосердие. Молитва о медведе, которую не запрещает няня, как будто доходит до Бога, ведь медведь остаётся жив. Няня – представительница народного сознания. Она рассуждает, что и звери – творение Божье.

Тема и проблематика

Тема рассказа – преображение человеческой души, которое в руках Божьих.

Важнейшая социальная проблема рассказа – проблема крепостного права. Описаны события примерно 30-х гг.19 в. К моменту написания рассказа крепостное право было уже 20 лет как отменено, но не изжиты отношения между деспотичными помещиками и рабски покорными слугами. В рассказе Лесков предвидел, что тень крепостного права, делающего рабами и слуг, и господ, долго будет властвовать над душами его соотечественников.

В рассказе поднимаются нравственные проблемы милосердия и наказания, добра и зла, воспитания, истинной веры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: