Краткое содержание баллады «Князь Михайло Репнин» подробно
Однажды Иван Грозный решил устроить богатый пир, на который созвал своих верных соратников и опричников. Веселье было в полном разгаре: из великолепных кубков лились заморские вина, стол был уставлен роскошными яствами, кругом звучали смех и торжественные тосты. Вспоминали победы над Казанью и Астраханью и иные «славные дни».
В какой-то момент Грозный приказал пирующим облачиться в личины – маски, использовавшиеся опричниками во время их опустошительных набегов. Все послушно выполнили приказ. Начались безумные удалые пляски. Только один князь Михайло Репнин отказался надевать «машкару». Не поднял он кубка за опричнину, отверг провозглашенный государем тост.
Смелый и гордый Репнин обратился к царю, взывая к его совести: «Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!». Михайло Репнин напомнил государю о том горе, которое принесла опричнина стране, и призвал распустить опричников.
Иван Грозный, не в силах стерпеть такое своеволие, пригрозил Репнину смертью, если тот не выполнит приказ. Однако вновь встретил сопротивление: князь поднял кубок, произнеся: «Да сгинет опричнина!», бросил кубок оземь и растоптал ненавистную «машкару».
В одну секунду царь убил верного слугу ударом жезла.
Пир, замерший на миг, вновь зашумел. Но ничего больше не радовало царя: к нему пришло печальное прозрение: только что своими руками он совершил убийство одного из преданнейших и бескорыстных соратников.
Пир гремел и шел своим чередом. Смеялись и пили опричники. И только царь невесел сидел между ними, погруженный в свои мысли…
Примечания
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского : Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он , муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
Анализ баллады Толстого «Князь Михайло Репнин»
Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.
Баллада А. К. Толстого «Князь Михайло Репнин» написана в период 1840-х годов. Произведение представляет собой стилизованный рассказ о гипотетическом эпизоде российской истории, которая увлекала автора на протяжении всей его жизни. Для создания художественного эффекта и усиления эмоционального воздействия на читателя реальное убийство боярина Репнина поэт перенес в условия царского застолья.
В тексте баллады используются устаревшие формы слов: наречие «боле» — в значении «больше», «вины» – «вина», «подъяли» — «подняли», старославянизмы — «рек (произнес)», «глас», «пал», «да правит человеки» — «да (пусть) правит людьми», «молвил», глагол «вкушать» использован автором в переносном смысле — «испытывать, ощущать», использована характерная для поэзии такого рода лексика высокого стиля «дерзновенный» — «дерзкий». Наблюдаются искажения падежных форм: вместо «не возражай ни словом» — «не возражай ни слова».
Некоторые слова требуют уточнения значений: «брань» в контексте баллады — «война», «поют потехи брани» — «воспевают, славят военные подвиги»; кравчий – «боярин, ведающий царским столом», «баян» — «придворный певец», «тиуны» – в данном контексте «царские приближенные, слуги».
Из средств художественной выразительности Толстой использует эпитеты – «удалая дружина», «разгульные опричники», «лихие гусляры», «бесовские дети», «строптивый раб», «правдивый князь», «бесстыдная лесть», «звенящий кубок», «последний час», «верный слуга», «веселый хоровод»; сравнение – «презрит (станет презирать), как измену»; замечательные и емкие метафоры — «ряд … блистает», «дела времен», «голос славы», «рассыпь …словом рать», «ослаб в уме», «лести глас», «пир кипит», «вкушать веселье», «рать детей»; синекдоху – «бейте в струны», «голос не веселит», «забыл сан», «открываю хоровод», «ковши звучат», «забыл Бога»; перифразы – «царь», «властелин», и «личина», «машкара» — в значении «маска»; эллипсис — «но царь, нахмуря брови (промолвил): …»; ряды однородных членов предложения – «потехи, дела, взятие, плен», причем частица «да» усиливает экспрессию высказывания и оформляет ряд однородных сказуемых — «да сгинет, да здравствует, да правит, да презрит»; многочисленные риторические восклицания (из них составлена речь персонажей) – «Да здравствуют тиуны. », «…бейте в струны, опричники мои!», «…прожил ты … последний день. », «Тебе ли… плясать. » и риторический вопрос — «В уме ослаб. »
Многочисленные примеры инверсии – «столов блистает ряд», «разгульные … опричники сидят», «опричники мои», «льются вины», «поют гусляры», «подать себе … кравчему велит», «не надену я», «подъяты кубки», «забыл ты», «прожил … ты день» — способствуют стилизации текста под былину и решают проблему рифмовки.
Фигура речи в виде парцелляции – «И… подъяли кубки. Не поднял … один…» — одновременно имеет черты антитезы.
Частотные лексические повторы слов – «убил, убил», «…не поднял лишь один, один не поднял…», «О царь! Забыл… ты, царь. », «мои тиуны, опричники мои», «напрасно льются…., поют… напрасно», «забыл ты…, сан ты …забыл!» — и целых оборотов в разных частях текста — «Вы громче бейте в струны
», «…Репнин, правдивый князь», «… царя не веселит», «Поют потехи брани…» — помогают создать автору атмосферу напряжения, зафиксировать внимание читателя на конкретных событиях, явлениях
Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.
http://testet.ru/sochineniya/o-chem-proizvedenie-tolstogo-knyaz-mihailo-repnin-a-k-tolstoi.htmlhttp://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repninhttp://pishi-stihi.ru/knyaz-mihajlo-repnin-tolstoj.html
голоса
Рейтинг статьи
Кратко об истории создания произведения
Баллада «Князь Михайло Репнин» была написана около 1840 года. Алексей Константинович Толстой интересовался эпохой правления Грозного, внимательно изучал исторические источники. В основе баллады – реальный случай, описанный Андреем Курбским: убийство князя Репнина по приказанию Грозного за отказ надевать личину опричника и куражиться в этом образе.
Произведение не сразу было напечатано: А. Толстой писал его в годы расцвета реакции (усиление цензуры), поэтому цензура вполне могла начать поиски каких-то исторических параллелей. При этом сам поэт состоял на государственной службе, был прекрасно знаком с императором и пользовался его личным покровительством.
Баллада не просто погружает читателя в прошлое: она заставляет задуматься о вещах, важных в любое время: совести, чести, чувстве долга и верности правде.
Кульминация
По приезде в Россию стремянной сразу отдает письмо Грозному. В своем послании Курбский пишет о жестокости и несправедливости царя, что настанет день — и ему воздастся за совершенные грехи. Именно так описывает слова Курбского (их краткое содержание) Толстой А. Н. Василий Шибанов стоит и ждет дальнейшей реакции Грозного, на его лице нет ни единого признака страха. А тот, услышав, кто именно написал это послание, от негодования протыкает палкой стременному ногу насквозь. Чем дальше Грозный читает письмо, тем серьезнее и темнее становится его взгляд. Из ноги Шибанова течет кровь, но он молчит и не показывает никаких эмоций. Закончив чтение послания, Грозный удивленно говорит, что стременной не только преданный слуга князя, но и верный друг. Царь говорит, что Курбский не ценит жизнь Василия, ведь именно он отправил его на мучительную смерть
Все подробности этого важного эпизода невозможно раскрыть только через краткое содержание. Василия Шибанова ожидает множество испытаний в дальнейшем, которые он с достоинством выдержит
Примечания
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского : Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он , муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.
Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.
Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.
Иван Грозный не поверил своим ушам и стал уточнять, кто такой этот смельчак. И не пьян ли он, не тронулся ли разумом, допуская подобную дерзость. Царь неимоверно разгневался, пригрозил смертью князю. «Строптивый раб, надень маску или умрешь!» — требует царь. А князь поднимается во весь рост, осеняет себя крестом и произносит речи, проклинающие опричнину.
Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.
Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.
Конспект
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории. В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Гончаров Обрыв
Борис Павлович Райский занимает в романе Ивана Александровича Гончарова, главную роль. Он проживает спокойную и бесхлопотную жизнь. С одной стороны, занимается всем и тут же ничем. Он пытается найти себя в искусстве, желая быть и художником
- Краткое содержание Быков Знак беды
Повесть начинается со знакомства семейства Богатька. У Степаниды и Петрока есть сын, который проходит службу. Дочь же учится в Минске в медицинском институте. Но, неожиданно для всех наступает война, где фашисты пришли и в их края
- Краткое содержание Приключения капитана Врунгеля Некрасова
Повесть о приключениях капитана Врунгеля написана советским писателем Андреем Некрасовым в тридцатые годы двадцатого столетия. В ней в пародийной форме рассказывается о приключениях моряков, о путешествиях по разным странам мира.
- Краткое содержание Война и мир 2 том по частям и главам
В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания.
- Краткое содержание Золотой линь Паустовский
Наша жизнь, судьба и просто каждое утро должно проходиться с уважением. Ведь без этого никак не быть. А потому иногда бывает трудно что-то делать, когда знаешь, что тебя все равно не уважают, не ценят, и считают смешным до жути.
Князь Михайло Репнин
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
«Да здравствуют тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
Себе личину, други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,
За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.
«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень —
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!- он рек, перекрестясь.-
Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
«Умри же, дерзновенный!»- царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Характеристика персонажей
Михайло Репнин — высокопоставленное лицо, которое можно охарактеризовать как честного, прямолинейного и бесстрашного человека, имеющего собственное мнение на любые важнейшие политические вопросы.
Иван Грозный — царь всея Руси, которого можно охарактеризовать как жестокого, своенравного и волевого человека, обладающего нарциссическими наклонностями.
Опричники — поданные царя, вынужденные выполнять любые желания государя из-за занимаемого положения.
Великий государь без устали отдыхал, пировал с безумным наслаждением и придавался блаженным радостям бытия. Его слуги беспрекословно выполняли любые желания любимого царя в ожидании хоровода, веселого и шумного.
Но когда время подошло к торжественной кульминации, не все гости прильнули к яркому празднику. Безрадостным смельчаком стал справедливый, честный и бесстрашный мужчина по имени Михайло Репнин. Он обвинил правителя Руси безбожником и снисходительно отозвался о безвольных опричниках.
Наглость гостя была воспринята царем в штыки: он приказал казнить вольного князя. Однако позже пожалел о собственном решении, и праздник более не приносил счастья, радости и веселья.
В царских палатах
По сути, именно судьбе маленького человека посвящена баллада «Василий Шибанов». Краткое содержание этого произведения описывает, как заглавный герой приезжает в расположение царя.
Иван Грозный приказывает читать письмо своим дьякам. А в это время сам беспощадный правитель вонзает конец своего острого жезла прямо в ногу Василия, опираясь на него, пока слушает, что написал ему Курбский.
Баллада «Василий Шибанов», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает о тех страданиях, которые приходится перенести обычному верному слуге русского князя на приеме у царя. Возмущенный услышанным, Иван Грозный отдает приказ арестовать Шибанова, отправить в застенки и пытать. Царь желает выяснить, только ли Курбский предал его или есть изменщики и среди товарищей князя, которые пока остаются при дворе. Однако ничего не говорит на допросах Василий Шибанов.
Краткое содержание красочно описывает, как от него требуют, чтобы он раскрыл «собачью измену». Но конюх безмолвствует. Шибанов не поддается на пытки и издевательства, которым подвергается в кремлевских застенках. Вместо этого он продолжает верно служить своему господину — князю Курбскому. Он не изменяет ему до самого страшного конца. Изнемогая под пытками, Шибанов умирает.
Перед самой смертью он обращается к Богу. Василий просит Всевышнего только об одном — простить ему все его прегрешения.
В этой балладе Алексей Константинович Толстой наглядно описывает ситуацию, которая существовала в то время в России. Под пытками умирало много достойных людей. Государство было пронизано ложью и подозрениями. Так в России наступали Смутные времена.