Читательский дневник по роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина
Сюжет
Евгений Онегин, дворянин и повеса. Он ведет рассеянную светскую жизнь, завсегдатай театра, балов, праздничных обедов. Но тоска отравляет его сердце: такая жизнь пуста, ничтожна. Вместе с автором романа он собирается странствовать по свету, однако долги покойного отца мешают этим планам сбыться. Наследство от дяди поправляет дело. Евгений без сожаленья бросает столицу и едет в деревню, в свой новый дом. Там он облегчает жизнь своих крепостных крестьян, дружит с молодым соседом и поэтом Владимиром Ленским, и опять отчаянно скучает.
Между тем, Ленский в деревне вполне счастлив: он влюблен в Ольгу Ларину. Онегину любопытно взглянуть на невесту друга. Они едут в гости – там Онегин примечает не младшую, а старшую сестру, Татьяну. Ольга весела, Татьяна печальна, в ней чувствуется глубокая натура. Знакомство с интересным соседом взволновало Татьяну. Она влюбилась. И простосердечно пишет ему письмо с признаньем. Онегин не отвечает, но в гости едет – и они встречаются в саду. Он говорит, что из нее вышла бы отличная жена, жаль, он к браку не готов. Он испытывает к ней братские чувства. Позднее, на именинах Татьяны Онегин злит приятеля, то и дело занимая Ольгу танцами. Тому кажется, что девушка его променяла на другого. Он вызывает Онегина на дуэль. Онегин стреляет первым – Ленский мертв. Ольга Ларина вскоре выходит замуж за военного и уезжает с ним.
Татьяну собираются везти в Москву – искать мужа. А пока она то и дело наведывается в пустой дом Онегина (сам он уехал). Читает его книги, размышляет и начинает понимать его изменчивую натуру. В Москве после уговоров матери она дает согласие выйти за старого князя. Спустя два года в столице появляется Онегин-путешественник. Он видит на балу Татьяну – другую, неприступную, полную тихой прелести. Влюбившись, он ищет в новой Татьяне прежнюю – но тщетно. Он забрасывает ее письмами с признанием в любви – она молчит. Однажды он незамеченный проходит в ее комнату. И видит княгиню плачущей над письмом. Она и упрекает, и благодарит его за прошлое. Признается, что любит его. Но теперь он должен забыть сюда дорогу: она жена князя и будет ему верна. Оставшись один, уничтоженный Онегин видит князя, который заглядывает в комнату жены.
Отзыв
Картины русской жизни: здесь и столичный Петербург, и старая Москва, и сельские нравы и виды. Множество авторских лирических отступлений на все случаи жизни (от легкомысленных до философских). Главный герой поражен гордыней, не может найти своего места в мире, и разрушает (вольно или нет) жизни других людей. Он ни к чему не относится серьезно, ни во что не верит. Однако в итоге герой понимает, что слаб, уязвим, нуждается в любви, как все прочие люди.
Образ женщины добродетельной, верной чувству долга, с идеалами. Характеры, образы героев романа узнаваемы и в современных людях. Тема гибели счастья, чести, неспособности кривить душой. Ревность – плохой советчик. Нельзя играть чужими чувствами. Контраст людей простых, практичных, с так называемой здоровой натурой – и тех, кто живет внутренней жизнью, терзается вечными вопросами бытия – и других терзает. Тема крепостного права, семейного воспитания, образования, нравственных примеров. Финал романа открытый: неизвестно, сделает ли герой выводы из всей этой истории.
Глава седьмая
Ольга не долго плакала по Ленскому, вскоре влюбилась в улана и вышла за него замуж. После свадьбы девушка вместе с мужем уехала в полк.
Татьяна же все никак не могла забыть Онегина. Однажды, гуляя ночью по полю, девушка случайно вышла к дому Евгения. Девушку дружелюбно встречает дворовая семья и Татьяну впускают в дом Онегина. Девушка, осматривая комнаты, «долго в келье модной как очарована стоит». Татьяна начинает постоянно бывать в доме Евгения. Девушка читает книги возлюбленного, пытается по заметкам на полях понять, что за человек Онегин.
В это время у Лариных начинаются беседы о том, что Татьяну давно пора выдать замуж. Княжна Полина беспокоится, что дочь всем отказывает. Лариной советуют отвезти девушку на «ярмарку невест» в Москву.
Зимой Ларины, собрав все нужное, уезжают в Москву. Они остановились у старой тетки – княжны Алины. Ларины начинают разъезжать по многочисленным знакомым и родственникам, однако девушке везде скучно и неинтересно. Наконец Татьяну привозят на «Собранье», где собралось много невест, франтов, гусаров. Пока все веселятся и танцуют, девушка, «не замечаема никем» стоит у колонны, вспоминая жизнь в деревне
Тут одна из тетушек обратила внимание Тани на «толстого генерала».
Татьяна Ларина
Татьяна Ларина. Объяснение с Онегиным в Санкт-Петербурге
Девушка из дворянской семьи, живущая в провинции:
Семья небогатая:
Татьяна – старшая дочь. Автор называет ее не слишком красивой:
В детстве очень отличалась от сверстниц и поведением:
В юности мечтательна и задумчива:
Любит слушать народные«страшилки», читать любовные романы и встречать рассвет:
Она остро чувствует свою непохожесть:
Девушка довольно умна, хоть и своенравна:
У Татьяны очень развита интуиция, вплоть до того, что ей снятся вещие сны:
Романтичная и восторженная, в Онегина влюбилась с первого взгляда лишь потому что:
Письмо ее к Евгению написано по-французски, в весьма экзальтированном тоне, с высокопарными «книжными» оборотами:
Фактически она пишет не живому человеку, а придуманному образу, и в глубине души это сама понимает:
Следует, однако, отдать должное, ее смелости. Она пишет, несмотря на то что ей бесконечно страшно:
Со временем выясняется, что любовь, которую испытывает Татьяна к Евгению, не легкая, быстро проходящая влюбленность:
Она не просто лелеет в душе несчастную любовь, но пытается разобраться в характере Онегина, приходит в его покинутый деревенский дом, читает его книги:
«Потом за книги принялася»
К ней сватаются, однако все женихи получают отказ:
На семейном совете решено ехать в Москву, на «ярманку невест», но Татьяна и там остается равнодушной к светской жизни:
Далеко не всем и она сама кажется привлекательной невестой:
Девушка совсем не стремится к всеобщему вниманию, однако ее замечают:
Замуж она выходит по настоянию семьи, без любви, за человека, который ей не слишком нравится:
Со времени замужества светские манеры и без того замкнутой Татьяны приобретают оттенок ровной ко всем приветливости, за которую невозможно заглянуть:
Не участвующая ни в каких интригах, не соревнующаяся ни с кем, Татьяна вызывает уважение общества, ею очень гордится муж:
За время, прошедшее со времени первой встречи с Онегиным, Татьяна научилась, по его совету, владеть собой:
Ее истинные чувства проявятся лишь в финальной сцене, когда она, страдая, выскажет Онегину наболевшее, упрекая его за прошлое и указывая ему на настоящие мотивы его нынешнего чувства к ней:
Теперь уже она проявляет благородство характера. Признавая, что продолжает любить Онегина, Татьяна напоминает и ему, и себе, что она должна хранить верность мужу:
Глава четвертая
Евгений, который еще в годы молодости был разочарован отношениями с женщинами, был тронут письмом Татьяны, и именно поэтому не хотел обмануть доверчивую, невинную девушку.
Встретившись в саду с Татьяной, Евгений заговорил первым. Юноша сказал, что его очень тронула ее искренность, поэтому он хочет «отплатить» девушке своей «исповедью». Онегин говорит Татьяне, что если бы ему «приятный жребий повелел» стать отцом и супругом, то он бы не искал другой невесты, избрав Татьяну в «подруги дней <…> печальных». Однако Евгений «не создан для блаженства». Онегин говорит, что любит Татьяну как брат и в конце его «исповедь» переходит в проповедь девушке:
«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет».
Рассуждая о поступке Онегина, рассказчик пишет, что Евгений поступил с девушкой очень благородно.
После свидания в саду Татьяна стала еще печальней, переживая из-за несчастной любви. Среди соседей проходят разговоры, что девушке уже пора замуж. В это время отношения Ленского и Ольги развиваются, молодые люди все больше времени проводят вместе.
Онегин же жил отшельником, гуляя и читая. В один из зимних вечеров к нему приезжает Ленский. Евгений расспрашивает друга о Татьяне и Ольге. Владимир рассказывает, что через две недели назначена их свадьба с Ольгой, чему Ленский очень рад. Кроме того, Владимир вспоминает, что Ларины пригласили Онегина в гости на именины Татьяны.
Ольга Ларина
Владимир Ленский и Ольга Ларина
Младшая сестра Татьяны:
Очаровательная круглолицая румяная блондинка кукольной внешности:
По мнению Онегина, красива, но абсолютно неинтересна:
Ум младшей Лариной развит не особенно, она простодушна, до глупости:
В силу этого девушка не может оценить натуру Ленского и его к ней отношения:
Ветрена, не умеет вести себя в обществе, компрометирует и себя, и своего жениха, флиртуя с другим:
Искренне не понимает проблематики ситуации:
В сцене прощания перед дуэлью Ольга, глядя в лицо Ленскому, сердце которого разрывается от тоски, всего лишь спрашивает «Что с вами?» и получив ответ «Так», без дальнейших вопросов отпускает его.
После гибели жениха на дуэли, девушка быстро влюбляется в другого и выходит за него замуж:
По роману в стихах А. С. Пушкина снято несколько фильмов, П. И. Чайковский написал оперу, которая ставится на многих сценах мира, также создан мюзикл. Конечно, сложно сравнить их с оригиналом, но и они будут интересны для знакомства с великим произведением.
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Глава 4: Бал в доме Лариных
Описание бала
Одним из самых ярких событий романа стал бал в доме Лариных, на который пригласили Евгения Онегина и его друга Владимира Ленского. Зал был красиво украшен цветами, свечи освещали его, кружились танцующие в пышных нарядах. На балу было много знакомых и новых лиц, Евгений показывал свое обаяние и хитрость в общении со всеми гостями. Ленский же выглядел замкнутым и тоскливым, безнадежно влюбленным в красавицу Ольгу Ларину.
Конфликт Ленского и Онегина
Однако на балу произошел крупный конфликт между Ленским и Онегиным, который изменил ход событий в романе. Ленский вызвал Онегина на дуэль из-за несогласия на словах. Евгений, не желая убивать друга, все равно пришел на назначенное место и убил Ленского, не ослабляя своей хитрости и нахальства. Трагическая смерть Ленского обрушивается на всех героев романа.
Финал бала
После убийства Ленского бал закончился досрочно, но Евгений Онегин продолжил вести свое обычное беспечное ихтикрибский образ жизни. Он открыто выбрасывал на растерзание свои чувства и разрушал чужие жизни. Только в конце романа он понимает, что любовь — это редкое и ценное чувство, которое нужно беречь и которое не может быть куплено за золото.
Основные разновидности
В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно увидеть 7 основных типов лирических вставок. Их характеристика:
- Автобиографические. В них рассматривается жизненный путь А. С. Пушкина. В произведении присутствует большое количество фактов из детства и юношества автора. В дальнейшем эти выноски использовались литературоведами при составлении подробной биографии Александра Сергеевича.
- Литературно-полемические. Поэт рассуждает о литературном языке и обилии иностранных слов в современной русской речи. Автор также выражает свое отношение к классицизму, реализму, сентиментализму и романтизму.
- Морально-этические. Пушкин рассуждает о нравах людей в Российской империи начала XIX столетия. Он размышляет о дружбе, любовных отношениях, институте семьи и конфликтах между разными поколениями.
- Природные. Автор описывает живописные места, находящиеся в России. Он восхищается красотой русской природы и дает характеристику всем временам года.
- Исторические. Поэт перечисляет множество фактов из российской истории. Наибольшее количество авторских отступлений на эту тематику посвящено Отечественной войне 1812 г. Пушкин пишет о влиянии этого исторического события на развитие Российской империи и формирование пушкинского поколения.
- Бытовые. Александр Сергеевич приводит факты из повседневной жизни представителей разных сословий. Он описывает методы воспитания светской молодежи и популярные виды народных развлечений. Также в бытовых лирических вставках можно узнать о моде XIX в.
- Морально-этические. Автор старается найти ответы на сложные философские вопросы. Эти выноски переполнены глубокими мыслями на темы дружбы, любви, добра и зла.
Примеры основных разновидностей лирических выносок в романе представлены в таблице.
Вид лирических отступлений | Цитата из литературного произведения |
Автобиографические | «Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня» |
Литературно-полемические | «Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет…» |
Философские или морально-этические | «Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время…» |
Исторические | «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» |
Бытовые | «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть» |
Природные | «Когда мальчишек радостный народ Коньками режет лед» |
Лирические отступления и их роль в произведении
Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ. Классические лирические отступления можно наблюдать в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», прозаической поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», поэмах Дж. Г. Байрона (в частности, «Дон Жуан») и других.
В архитектонике произведения они столь же важны, как и сюжетные фрагменты (главы, строфы и другие). В случаях, когда речь идёт о произведении со смешанной родовой и жанровой природой, они являют собой основу его структуры. Как правило, в текстах такого плана явно выражено эпическое начало. В произведениях эпохи романтизма и позднее оно выражается не столько через центральное место грандиозного исторического «события» в сюжете, имеющего значение для целого народа или нации, сколько через широту панорамы изображаемого, масштабность описываемого, которому придается общечеловеческое значение. В таком случае в лирических отступлениях на первый план выступает собственно лирическое начало, которое и делает произведение лироэпическим.
Однако в ряде случаев именно через призму индивидуального восприятия можно увидеть и оценить масштабные явления, благодаря чему происходит «возвращение» («обращение») к эпическому. Недаром в тексте произведения лирические отступления занимают значительное место (в «Евгении Онегине» их насчитывается двадцать семь, не считая пятидесяти разнотипных лирических вставок). В «Евгении Онегине» они касаются не только «женских ножек» или картин русской природы, но и характерных для эпохи 1820-х гг. черт русской жизни (лирическое отступление о Москве в момент наполеоновского нашествия и другие; быт и нравы дворянской России, приметы литературного быта в главе 1 романа, разговор о литературе как виде искусства и другие). Именно лирические отступления способствуют тому, чтобы «Евгений Онегин» из истории любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина превратились в «энциклопедию русской жизни» (В. Г. Белинский), а гоголевский рассказ об афере Чичикова в конце повествования окончательно преобразился в рассуждение об исторических судьбах России: начиная последний фрагмент путешествия Чичикова на тройке лошадей, писатель постепенно отходит от описания реалий к передаче собственных переживаний, и этот лирический компонент способствует трансформации брички в сказочную «птицу-тройку».
Лирические отступления можно рассматривать и как композиционно-стилистический прием. Прерывая нить повествования, автор получает возможность прямого высказывания на темы, близкие ему, но не обязательные для раскрытия сюжетных коллизий. В ряде случаев они как бы «тормозят» развитие событий, стимулируя читательский интерес; одновременно он превращает и автора из рассказчика или повествователя в одного из главных героев произведения. Зачастую лирические отступления, расширяя художественное пространство, поддерживают сюжетное время.
Чтобы понять их природу, следует проанализировать роль и место историософских и философских отступлений в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Они возникают, во-первых, в тесной тематической связи с описываемыми по ходу развития сюжета событиями и, во-вторых, несут эпический, а не лироэпический и уж тем более не чисто лирический заряд. В особо сложных случаях комбинации жанров и мены сущностей поэзии и прозы — как с «Евгением Онегиным», который является «романом в стихах», или с «Мёртвыми душами», определёнными автором как поэма и написанными прозой, обладающими явной романной основой, — именно лирические отступления выступают в качестве жанрообразующего начала.
К немногим современным произведениям, в которых они встречаются, следует отнести роман в стихах В. Гандельсмана «Там на Неве дом… » (см. об этом: Панн Л. «Как вдруг растормошённая зола…» // Новый Мир, 1996, № 10). Автор не выходит за пределы тематики лирических отступлений, заданной Пушкиным и Гоголем; в частности, объектом лирического переживания в его случае является поэтическое слово, отрефлектированное посредством явлений природы.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Байрон Шильонский узник
Поэма Байрона «Шильонский узник» описывает страдания заключенного в замке человека. Посвящена она Франсуа де Боннивару. Повествование ведется от лица пленника темницы.
-
Краткое содержание Искандер Софичка
Софичка во время праздничных игр заприметила смуглого красавца с голубыми глазами. Роуф никак не выходил у нее из головы, она не спала и всегда думала о нем, но признаться себе в этом не могла
-
Краткое содержание Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого
По мнению Льва Толстого, одним из главных сражений войны 1805 года было Шенграбенское. Его автор изобразил в романе «Война и мир».
-
Краткое содержание Шолохов Двухмужняя
События, описанные в этой повести, происходят после окончания гражданской войны. В деревнях и селах образовываются первые колхозы, вместо быков землю обрабатывает трактор.
-
Краткое содержание Бианки Чей нос лучше
Спорят Клёст с Дубоносом. У Клеста клюв приспособлен семечки на шишках, вылущивать и рябинку разгрызать. А у Бекаса нос длинный, удобный для вылавливания различных козявок из болотной тины
Вариант 3
Лесков в своем произведении изобразил большое количество персонажей. В этом произведение есть как положительные, так и отрицательные герои. Автор делает большой акцент на то, что каждый герой имеет свое собственное мировоззрение и каждый по своему решает свои проблемы. Каждый герой стремится разнообразить свое скудное существование в несправедливом мире.
Франт это мужчина в самом рассвете сил. Автор не раз подчеркивает эгоистический характер персонажа. Франт это человек, который живет только для собственного удовольствия и выгоды. Не одно общественное событие не способно найти отражение в его душе. Он не когда не задумывается об окружающих, он не имеет понятия о глобальных проблемах. Сам автор называет его лицемерным и принимает его за отрицательного персонажа. Франт всю свою жизнь добивается своих целей, но не всегда он достигает их честным способом. Его не волнует, что другим людям плохо, главное чтобы ему было хорошо. Он все время пытается провернуть какие-либо аферы. Лесков говорит что, всего своего героя он основал на лжи с провокации.
Полный вывод о персонаже можно сделать, только после досконального изучения произведения. С самых первых строк произведения франт начинает показывать свои отрицательные стороны. Он перед читателями встает в позе эгоиста, который пойдет на любые поступки ради достижения своей цели. Весь характер героя раскрывается с каждой строчкой произведения. Если в начале произведения в этом персонаже можно разглядеть положительные качества, то в конце уже точно положительных качеств не видно. Читатели заметили одну особенность героя, что характер Франта напрямую зависит от окружающих обстоятельств.
Лесков сделал своего героя полной противоположностью положительного персонажа. Лесков отобрал у Франта много хороших качеств такие как доброта, честность и справедливость. Автор особо не выделяет причины из-за которых Франт пытается провернуть аферы. В самом начале произведения автор для Франта придумал ситуацию, в которой два выхода добро или зло. Франт выбирает зло и с этого момента Франт становится на дорожку эгоизма. Автор не пытается подтолкнуть читателей к жалости к персонажу, он наоборот толкает читателей к презиранию этого героя. Главной причиной создания того негативного персонажа, была причина раздробленности общества. И вдобавок автор пытался показать, как поступать не нужно. Благодаря этим причинам автор смог выразить положительные и отрицательные стороны своего произведения. А сам автор выступает нейтральным в этом вопросе, то есть он не относит себя не к одной точки зрения.
Глава вторая
Несмотря на то, что у Евгения Онегина снова было состояние, его отношение к жизни не изменилось. Он по-прежнему вел себя так, будто все вокруг ему смертельно наскучило:
Евгений не общался с соседями, и те, поначалу пытавшиеся наладить отношения, со временем стали обходить странного помещика стороной. Но Онегин от этого не страдал: он и сам хотел как можно меньше знакомиться и общаться с людьми.
Так продолжалось до тех пор, пока рядом с Евгением не поселился молодой романтичный помещик Владимир Ленский. В отличие от Евгения, он был ярым мечтателем и мечтал о том, чтобы постичь тайны бытия.
Несмотря на то, что Онегин и Ленский были очень разными людьми, они нашли общие темы для бесед, постепенно сблизились, словно «вода и камень, лед и пламя» и стали настоящими друзьями.
Владимир Ленский, как настоящий романтик, тут же после возвращения из заграницы нашел себе объект для любви. Им оказалась молодая Ольга Ларина… впрочем, это не было неожиданностью – их свадьбу с Ленским пророчили еще в то время, когда сами они были детьми. У Ольги была сестра: Татьяна, всегда печальная и тихая девушка, которая несколько побаивалась окружающих людей.
Пример сочинения №5 ЕГЭ
Почему судебные решения не всегда являются честными и справедливыми? К каким последствиям приводит бессилие правосудия? На эти вопросы отвечает русский писатель Н.С. Лесков.
Проблема бессилия правосудия раскрывается через демонстрацию тех общественных несправедливостей, с которыми пришлось столкнуться старушке-помещице, которая, оказав помощь одному дворянину, но не получив от него уплаты долга, оказалась на грани лишения дома.
Неслучайно в тексте подчеркивается высокое положение должника и его семьи в обществе. Герою дается характеристика «великосветского франта», «имевшего перед собою блестящую карьеру и получавшего хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе». Отмечается также, что должник «принадлежал к одной из лучших фамилий».
Зачем же Н.С
Лесков особое внимание уделяет положению должника и его семьи в обществе? Подчеркивая богатство и знатность франта, автор показывает, что именно из-за них старушка-помещица не смогла выиграть это «вопиющее дело», так и не добившись справедливости. Закон был на стороне героини, на что указывает «скорое и благоприятное» решение суда, однако, как показывает писатель, реальная жизнь отличалась от постановлений на бумаге
Полиции и другим приставам надоели бесчестные поступки франта, они бы рады были помочь старушке-помещице, но ни у кого не было полномочий «вручить должнику с распискою» определенный документ, поскольку он обладал «каким-то таким могущественным родством или свойством, что нельзя было его приструнить».
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: в обществе, где царствуют богатые люди с влиятельными связями, правосудие бессильно, что приводит к тому, что общественные несправедливости становятся обыденностью.
С автором текста нельзя не согласиться. Из-за особого положения богатых и влиятельных семейств, которые чувствуют вседозволенность и безнаказанность, суд не всегда выносит справедливые решения, из-за чего бесчестные поступки становятся привычным явлением. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие отечественные писатели.
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» показано несовершенство судебной системы. Из-за того что Кирила Петрович Троекуров был богатым и влиятельным человеком, ему удалось воздействовать на судебный процесс. С помощью Шабашкина, который «стращал и подкупал судей и толковал вкривь и впрямь всевозможные указы», Троекуров получил имение своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского, которому он после ссоры с ним хотел показать свое превосходство. Столкнувшись с такой социальной несправедливостью, лишившийся имения небогатый помещик Дубровский-старший заболел и вскоре умер.
Поднятая в тексте Н.С. Лескова проблема раскрывается и в «Повести о Шемякином суде». Думая, что в узлах убогого находятся деньги, судья Шемяка, желая обогатиться, выносил такие несправедливые приговоры, которые даже не подавались логике, выгораживая тем самым убогого. Через образ судьи Шемяки показано беззаконие, которое царило в судопроизводстве, корыстолюбие и продажность судей, которые вместо того чтобы искать справедливость, думали о собственном благополучии, из-за чего страдали обычные люди.
Таким образом, суд бессилен в обществе, где царят высокое социальное положение, деньги и связи, где, как следствие, несправедливости становятся обыденностью.
- Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка
- Вариант 1 Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 11 класс
2 вариант
В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качествам смогли помочь кому-то настолько, что их удостоили быть навечно запечатлёнными в литературном произведении. И правда, таких произведений множество, но действительно стоящих не так уж и много, действительно заслуживающих внимания вообще единицы. Одно из таких произведений заслуживающих уважения является произведение Лескова “ Старый гений “.
Франт – человек эгоистичный, лицемерный, хитрый, весьма неприятный, который известен тем, что нажил своё состояние путём обмана и манипуляций со своими же долгами. Занимая в долг большие суммы, он говорил, что отдаст всё в течение недели, но по прошествии недели, ни его, ни денег, уже не было. Также он поступил со старушкой. Заполучив её доверие он снова пропал, оставив старушку наедине с его долгами.
Старушка долгое время не знала, что же ей всё — таки делать, однако, в конце концов, нашёлся человек, который смог помочь ей, и поймал Франта. Из всего вышесказанного мы видим, что Франт является антагонистом всего произведения, через которого автор пытается отразить все те человеческие пороки, которые ему бы не просто не хотелось видеть в окружающих его людях, но те которые он всей душой презирает и ненавидит. Это такие пороки как: ложь, продажность, безразличие к судьбе окружающих, невскрытое нахальство, лизоблюдство – всё это было явно описано в характера персонажа Франта, и было описано не просто так.
Автор также размышляет о том, что же могло стать причиной такого скверного и безразличного характера, которым обладал Франт. Что же могло повлиять на него настолько, что он стал настолько чёрствым и безразличным к чужой судьбе, к чужим проблемам, и почему же, наконец, ему стали интересны только лишь его финансовое положение. Через его образ автор говорит о человеческой корысти, которая способна творить с людьми ужасающие вещи, и менять их отнюдь не в положительную сторону, абсолютно уничтожая в них всё положительное и человеческое, которое помогает сопереживать окружающим. Вот именно таким образом, один раз вкусив плод корысти, Франт и стал таким, каким его автор показал нам в произведении.
Хоть и Франт является антагонистом произведения, но его образ всё – равно может заставить читателя, хоть на секунду, но сопереживать ему.
Глава восьмая
Последняя встреча Онегина и Татьяны произойдет спустя много лет. Онегин вернулся в Петербург. Как всегда, не смог пропустить приглашения на бал. Среди толпы его взор остановился на красивой, строгой даме. В ее чертах он узнал ту самую Татьяну, когда-то влюбленную в него без памяти.
Она уже не та девочка, не сводившая с него глаз. Теперь Татьяна замужняя дама, богата и уважаема.
Все поменялось местами. Теперь не она искала встречи с ним. Онегин влюбился в нее новую, недоступную и такую притягательную. Татьяна наоборот игнорировала его ухаживания и давала понять, что он ей неинтересен. Даже записки, которые она получала от него оставались без ответа.
Для Онегина такие страдания впервой. Он мучается от безответной любви. Не в силах ждать ответа, он сам, без приглашения едет в дом Татьяны. Это было нормальным, ведь ее муж был родственником Онегина.
Татьяна была в доме одна. Она сидела и плакала у окна. В руках было его письмо, где он признавался ей в чувствах. Онегин падает перед ней на колени.
Татьяна просит Евгения встать с пола и начинает вспоминать ему прошлое. Теперь ее очередь выговориться, как это сделал он много лет назад в саду.
Она говорит Евгению, что понимает его повышенный интерес к ее персоне. Сейчас она видная, светская дама. Если бы он полюбил ее раньше, все могло сложиться по-другому. Сейчас у нее крепкая семья и своего мужа она никогда не бросит, хотя таких чувств, как к Онегину к нему не испытывает
Есть уважение, внимание, забота, но страсти между супругами никогда не было. Женщина просит оставить ее в покое и больше не появляться в ее жизни
Онегин уходит, пораженный ее словами, словно громом. Одинокий и потерянный, упустивший свое счастье. Только сейчас он понял, что единственный человек, любивший его по-настоящему, навсегда для него потерян.
Глава 8
Спустя пару лет Онегин возвращается из путешествия в Россию. Он принимает приглашенье на какой-то бал – и видит там Татьяну. Он глазам не верит, настолько она изменилась. Ее красота строгая, манеры полны достоинства. Сам князь подводит Онегина к жене. Та, не дрогнув, приветствует соседа по именью. Задетый за живое, Онегин при первой возможности является в дом князя. Он сам себе не верит, но чувствует, что влюблен без памяти. «Девчонка нежная» стала «неприступной богиней». Тогда Онегин пишет ей письмо, где признается в своих чувствах. Он сокрушается, что упустил ее раньше, и что уехал после гибели Ленского.
Онегину приходится написать еще пару писем, но и они останутся без ответа. На одном из вечеров он видит суровую Татьяну, настоящую княгиню. Усильем воли Онегин бросает искать с ней встреч, проводит зиму отшельником. Но выйдя из добровольного заточенья, вновь спешит в знакомый дом. Слуги не остановили его, Евгений застал княгиню в ее комнате. Она в слезах читала какое-то письмо. Евгений бросается к ее ногам, целует руку. Татьяна похожа на себя прежнюю. Она вспоминает прошлое, мученья отвергнутой девушки. Пытается урезонить Евгения: в деревне не нравилась, а теперь вдруг захотел победы над княгиней.
Татьяна признается, что скучает по «уединенному приюту», могилке няни, книгам. Быть может, зря она поддалась уговорам матери и вышла за князя. И хоть она по-прежнему его любит – он должен уйти. Она не предаст мужа. Онегин понимает, что этот приговор обжалованью не подлежит. Едва Татьяна удалилась – входит князь. Здесь автор оставляет своих героев и прощается – и с ними, и с читателем.
Библиотека материалов для учителей
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообществоУРОК. РФ |
Бесплатные всероссийские конкурсы |
Бесплатные сертификатыза публикации |
Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
Программы
Тип #
Добавить материал
11827Программы
Рабочие программы6094
Авторские учебные программы468
Примерные (типовые) программы67
Индивидуальные образовательные программы350
Программы элективного курса521
Программы факультативного курса331
Программы дополнительного образования1280
Программы работы кружка691
Программы воспитательной работы400
Программы внеурочной деятельности1621
Поиск по параметрам
Последние комментарии
Едунова Любовь Михайловна: Спасибо!
Галина Владимировна: Молодцы!
Тарчокова Оксана Залимгериевна: Очень интересный урок.
Едунова Любовь Михайловна: Большое спасибо!
Едунова Любовь Михайловна: Спасибо, стараемся!
Горбачёва Марина Юрьевна: МОЛОДЦЫ!
Трефилова Раиса Поликарповна: Галина Ивановна, вот уже и не предполагала, что из таких простых слов может…
Панов Егор Игоревич: Отличная работа! Молодцы!
Виктория Александровна: Большое спасибо за качественный материал!
Виктория Александровна: Благодарю за качественные контрольно-измерительные материалы!
Популярные авторы
Горбачёва Марина Юрьевна120252
Учитель русского языка и литературы |
Ковалева Галина Валентиновна104444
Учитель |
Трефилова Раиса Поликарповна96323
Учитель |
Ватолина Светлана Анатольевна89090
Преподаватель, Учитель |
Панагушина Елена Аркадьевна71341
Методист, Педагог дополнительного образования |
Больше популярных авторов
Все опросы
Опрос