Краткое содержание: Царь Эдип
Царь Лаий и царица Иокаста, правящие в Фивах, получили ужасное пророчество — царь погибнет от рук собственного сына. Чтобы избежать этого царь Лаий отдал своего новорожденного сына пастуху, чтобы тот отнёс его на пастбища Киферона на съедение зверям. Пастух пожалел ребёнка и отдал его пастуху соседнего Коринфского царства, а тот в свою очередь принёс мальчика коринфскому царю. Бездетный царь принял младенца как своего и назвал Эдипом. Эдип вырос и услышал о том, что он приёмыш. Чтобы рассеять сомнения он пришёл к дельфийскому оракулу.
Но в ответ он услышал только одно:«Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». В отчаянии Эдип не стал возвращаться домой. Он шёл в никуда и встретил колесницу со стариком и слугами. Эдип не уступил дорогу и получил удар стрекалом, в ответ старик получил смертельный удар посохом. В драке Эдип убил всех слуг, но один сбежал. Такое нередко случалось на дороге. Эдип пришёл в Фивы. На город напало чудовище — женщина Сфинкс. Все прохожие должны были разгадывать её загадки, иначе она убивала. Царь Лаий , отправившийся за помощью к оракулу, погиб в дороге.
Эдип разгадал загадку Сфинкса,и побеждённое чудовище сбросилось со скалы. Героя объявили царём Фив, вдова Лайя стала женой Эдипа, а брат Иокасты Креон — его помощником. Спустя время на Фивы напал мор, умирали люди, скотина, погибал урожай. Эдип пошёл за советом к оракулу. Оракул сказал ему, что нужно найти и наказать убийцу Лайя, иначе не избежать божьей кары. Эдип приказывает найти убийцу, лишить воды, огня и молитв и прогнать из царства. Он проклял убийцу, не подозревая, что проклинает себя. Эдип просит помочь старого прорицателя Тиресия, но тот сразу отказывается называть имя убийцы.
Тиресий лишь под угрозой открыл правду Эдипу. Эдип — «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живёшь грехе и кто твои отец и мать». Он не верит пророку. Иокаста рассказывает о том, что царю Лайю пророчили смерть от собственного сына, но сын умер на Кифероне, а Лайя убил случайный путник. Остался свидетель — пастух, который должен вскоре прийти во дворец. Но тут приходит известие из Коринфа о том, что коринфский царь умер, и Эдип должен занять престол.
Эдип говорит о том, что все предсказания — ложь, потому что его отец умер своей смертью, а не от руки сына и он не вернётся в Коринф, пока жива царица- мать, так как по предсказанию он женится на ней. Но коринфский гонец уверяет его, что Эдип приёмный сын коринфского царя, потому что именно он принёс его младенцем с Киферона к царю. Тут пришёл свидетель убийства Лайя — пастух, узнаёт гонца, которому когда-то отдал царского младенца и в Эдипе признаёт убийцу царя Лайя. Эдип воскликнул в ужасе: «Проклято моё рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» Он был мудрецом, царём, а теперь кто он ? Отцеубийца и кровосмеситель… Ещё один удар ждёт его, Иокаста повесилась. Чтобы не видеть своих преступлений Эдип выкалывает себе глаза, и попрощавшись с детьми, уходит в изгнание. Несмотря на свои деяния, он остался в глазах фиванцев могущественным и мудрым правителем.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Царь Эдип». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Краткое изложение пьесы Софокла “Царь Эдип”
Драма начинается с того, что народ просит Эдипа помочь городу, страдающему от мора.
Тут появляется брат Иокасты, Креонт, принесший от оракула долгожданное известие, гласящее, что город осквернен присутствием в нем убийцы Лая, прежнего царя Фив.
Эдип перед народом клянется найти и наказать преступника и посылает за древним прорицателем Тиресием, чтобы тот указал виновного. Сначала тот отказывается говорить, но Эдип ведет себя вызывающе, и Тиресий, разгневавшись, путано говорит ему, что Эдип и есть убийца, и что за мать и за отца наказан будет горестным изгнанием, что будет видеть только мрак, что он и сын, и муж, и детям брат.
Но Эдип не хочет понимать его и думает, что это Креонт готовит против него заговор.
Входит Креонт, и Эдип начинает открыто обвинять его в заговоре.
Александр Кабанель. Эдип и Иокаста
Входит Иокаста и богами заклинает Эдипа верить в невиновность своего брата, и умоляет объяснить, чем вызван его гнев. И Эдип объясняет, что Тиресий обвинил его в убийстве царя Лая.
Иокаста пытается успокоить Эдипа, говорит, что пророчествам доверять не следует, потому что это понятно по пророчеству, данному ее покойному мужу Лаю. Оно оказалось неверным, поскольку сын Лая был брошен умирать на недоступной скале, и не мог убить отца, а Лая на развилке трех дорог убили разбойники.
Эдип оказывается еще более обеспокоенным и начинает выспрашивать у Иокасты подробности смерти царя Лая. Кто его сопровождал? Как он выглядел? Кто принес известие о его смерти? Затем, объясняя свое плохое предчувствие, он рассказывает о своем коринфском происхождении, сомнениях относительно родителей, о том, что сказал ему оракул, и, наконец, описывает, как убил человека на развилке трех дорог.
Все раскрывается, когда прибывает пастух из Коринфа, объявляющий о смерти Полиба. Эдип и Иокаста сначала радуются этой новости, думая, что она несет утешение, доказывая несправедливость пророчеств.
Затем Эдип выражает страх перед абсурдно маловероятной опасностью, что он еще может как-нибудь случайно жениться на престарелой царице Коринфа, и Иокаста снова пытается его успокоить.
Коринфский пастух, изумленный, что они столь далеки от истины, объясняет Эдипу его происхождение, – поскольку этот пастух и есть тот человек, который принес искалеченного ребенка царю Полибу.
И наконец, слуга Лая, уцелевший свидетель его убийства, оказывается тем самым пастухом, который пожалел младенца, и, передав его коринфскому пастуху, спас ему жизнь.
Теперь Иокаста понимает всю правду и в смятении умоляет Эдипа не исследовать этот вопрос далее. Однако Эдип упорствует, желая выяснить правду, потому что он пугается домысла, что если он не сын Полиба, то, возможно, он вообще не королевской крови, может быть, сын рабыни – вот почему Иокаста так волнуется, думает он.
Иокаста выбегает прочь. А фиванский пастух под угрозой пытки рассказывает, что его жена, Иокаста, и есть его мать, приказавшая умертвить его во младенчестве.
Бенинь Ганьеро. Эдип вручает своих детей богам
Эдип ошарашен открывшейся правдой. Требуя меча, он врывается во дворец и обнаруживает повесившуюся Иокасту. Эдип выдергивает из ее туники наплечную застежку и многократно вонзает ее иглой в свои глаза, крича, что зреть очам не должно ни мук его, ни им свершенных зол.
После этого он требует вывести себя к народу, чтоб показать убийцу.
Эдип кричит, что сам себя изгонит, чтобы проклятья на дом свой не навлечь.
А потом просит оскорбленного Креонта изгнать его скорей туда, где б не слыхал людского он привета.
Эдип прощается со своими детьми, оплакивая их тяжелую учесть, и просит Креонта заботиться о них.
Эжен Эрнест Хиллемахер. Эдип покидает Фивы
читайте далее анализ трагедии Софокла “Царь Эдип”: >>> >>> >>>
Главные и второстепенные герои
Как и другие драматурги того времени, Софокл писал свои пьесы в виде театральных интерпретаций известных мифов греческой культуры. Автор особенно прославлял мифических героев Троянской войны — персонажей, которые появляются в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Характеристика главных героев:
- Эдип является центральной фигурой и трагическим героем пьесы Софокла «Царь Эдип». Изначально он предстает перед читателями как величественный царь Фив, но вскоре становится удрученным человеком, смиренным своей ужасной судьбой.
- Креонт — брат Иокасты. Сначала царь обвиняет Креонта в том, что тот пытался свергнуть его с трона, но он оправдывается, когда главный герой осознает свою вину в убийстве Лая. Удрученный Эдип покидает Фивы в конце пьесы, а Креонт становится королем.
- Тиресий — старый слепой провидец, который рассказывает царю о его судьбе. Старик обладает особым даром предвидения, полученным от богов. Главный герой обвиняет его в измене, но потом выяснятся, что Тиресий оказался прав.
- Иокаста — королева Фив. Сначала она выходит замуж за Лая, а когда его убивают и Эдип провозглашается новым правителем, становится его женой. В конце Иокаста понимает, что царь — ее сын. Трагический оракул исполнился.
В трагедии есть также второстепенные персонажи. В список наиболее заметных из них вошли:
- Священник появляется в начале пьесы. Он умоляет короля и богов покончить с чумой в городе.
- Хор старцев виден на протяжении всей пьесы. Он олицетворяет горожан, реагирующих на новые повороты сюжета.
- Пастух Лаия подтверждает трагическую судьбу Эдипа, говоря, что Иокаста и Лай являются его настоящими родителями. Он отправил царя, когда тот был младенцем, в Коринф, чтобы тот рос в семье коринфского правителя Полиба.
- Антигона и Исмена — дочери царя. Они плачут с ним в конце пьесы.
В четвертой главе царь, уверенный в том, что худшее, что он может услышать, — это рассказ о его скромном рождении, с нетерпением ждет пастуха. Сначала тот отказывается говорить, но под угрозой смерти признается, что Эдип на самом деле сын Лая и Иокасты. Пророчество, которого царь так боялся, сбылось. Главный герой мучается из-за того, что убил своего отца и женился на матери.
Эдип, врываясь во дворец, обнаруживает, что Иокаста покончила с собой. Он вынимает булавки из ее платья и вонзает себе в глаза, чтобы больше не смотреть на страдания, которые причинил. Ослепленный и опозоренный Эдип умоляет Креонта убить его, но в конце пьесы он тихо подчиняется ему и смиренно ожидает оракула, который определит, останется ли он в Фивах или будет изгнан навсегда.
Миф об Эдипе
Миф об Эдипе, который также появляется в произведениях Гомера, представляет собой историю обреченной попытки человека перехитрить судьбу. Трагедия Софокла дополняет его и драматизирует болезненное открытие Эдипом его истинной личности.
Правители Фив Лай и Иокаста предупреждены оракулом в Дельфах, что их сын убьет отца. Чтобы предотвратить трагическое предсказание, царь отдает ребенка пастуху, который уводит его в Коринф. Там посланник передает ребенка правителю и его жене, у которых не было детей. Не зная личности ребенка, супруги усыновили малыша и назвали его Эдипом.
Эдип растет как принц Коринфа, но слышит тревожные истории о том, что коринфский царь не его настоящий отец. Он поехал в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и узнает пророчество, что убьет родного отца и женится на матери. В ужасе Эдип решает не возвращаться домой, чтобы избежать ужасной судьбы.
Рядом с Фивами он встречает старика в колеснице с сопровождающими. Когда старик оскорбляет Эдипа, тот убивает его.
За пределами Фив он встречает чудовищного Сфинкса, терроризирующего сельскую местность. Сфинкс бросает вызов Эдипу своей загадкой: «Что передвигается на четырех ногах на рассвете, двух — в полдень, трех — вечером?». Эдип отвечает правильно («человек») и убивает монстра.
Люди объявляют его героем, а когда узнают, что Лай был убит, признают своим правителем. Эдип женится на Иокасте, у них рождается четверо детей.
Главные герои
Произведение повествует о человеке, судьба которого предопределена волей всесильных богов, его душевных переживаниях и страданиях. Автор создал сильные и яркие образы, которые сразу покорили зрителя. Главными действующими лицами трагедии являются:
- Эдип — фиванский правитель, мудрый и справедливый человек;
- Иокаста — супруга царя и его мать, сильная женщина, которой выпало много страданий;
- Креонт — благородный человек, брат Иокасты, для которого важны честь, преданность и верность;
- Тиресий — предсказатель;
- Пастух — слуга Лаия, которому было приказано убить младенца;
- Гонец из Коринфа, раскрывший тайну происхождения царя.
В начале трагедии он готов терпеть трудности и лишения, чтобы не совершить предначертанное ему преступление. В финале он наказывает себя за злодейство, которое совершил неосознанно. Его наказание символично и жестоко. Правитель добровольно отправляется в изгнание, чтобы не осквернять своим присутствием тех, кто пострадал от его злодеяния.
Цитаты Жан-Поля Сартра о литературе, чтении, словах и письме
Сартр жил для литературы и жил в литературе. Он был таким же заядлым читателем, как и писателем, и приведенные ниже цитаты являются воплощением его любви к литературному миру.
50. «Я нашел свою религию: ничего не казалось мне более важным, чем книга. Я видел библиотеку как храм».
-Жан-Поль Сартр, «Слова».
51. «Желание писать все-таки довольно странное и не лишено некоторой «трещиноватости».
-Жан-Поль Сартр.
52. «Слова — заряженные пистолеты».
-Жан-Поль Сартр.
53. «Если литература — это еще не все, она не стоит и часа чьих-то хлопот».
-Жан-Поль Сартр.
54. «Я спокойно считал, что я рожден, чтобы писать».
-Жан-Поль Сартр.
55. «На самом деле люди читают, потому что хотят писать. Так или иначе, чтение — это своего рода переписывание».
-Жан-Поль Сартр, интервью для «Les Ecrivains En Personne», 1959.
56. «Это как раз проблема писателя; Что означает литература в голодном мире?»
-Жан-Поль Сартр.
57. «В Les Mots я объясняю происхождение моего безумия, моего невроза. Этот анализ может помочь молодым, которые мечтают писать».
-Жан-Поль Сартр.
58. «Как и мораль, литература должна быть универсальной».
-Жан-Поль Сартр.
59. «Все, что я знаю о своей жизни, кажется, я узнал из книг».
-Жан-Поль Сартр.
Человек в трагедии «Царь Эдип»
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Цитаты Жан-Поля Сартра о любви
Цитаты Сартра о любви исходят из уникального места, поскольку он сам был в открытых отношениях с женщиной, на которой женился. Тем не менее, эти цитаты довольно близки многим из нас сегодня.
60. «В любви одно и одно — одно».
-Жан-Поль Сартр.
61. «Мы должны разыграть страсть, прежде чем сможем ее почувствовать».
-Жан-Поль Сартр.
62. «Поскольку он не может быть любимым, он станет любовником».
-Жан-Поль Сартр, «Святой Жене, актер и мученик».
63. «Любимый мой, ты не «одна вещь в моей жизни», даже не самая важная, потому что моя жизнь больше не принадлежит мне, потому что ты всегда я».
-Жан-Поль Сартр.
64. «Когда мы слишком любим животных и детей, мы любим их за счет мужчин».
-Жан-Поль Сартр.
65. «Мне не нужны добрые души; сообщник — это то, чего я хотел».
-Жан-Поль Сартр.
66. «Начать любить кого-то — это непростая задача. Вы должны иметь энергию, щедрость, слепоту. В самом начале есть даже момент, когда нужно перепрыгнуть через пропасть: если ты думаешь об этом, ты этого не делаешь».
-Жан-Поль Сартр.
67. «Мы не судим тех, кого любим».
-Жан-Поль Сартр.
Эдип и Прометей Эсхила – что общего?
Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.
Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.
Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.
Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.
Рассказ царицы
Иокаста рассказывает о том, как потеряла своего первенца, а муж ее был убит разбойниками. Смерть Лая напоминает Эдипу события, которые происходили во время его странствий. А предсказания оракула, на основании которых царь приказал избавиться от младенца, чрезвычайно похожи на те, из-за коих новый муж Иокасты некогда покинул родной дом. Воспоминаниям женщина предается исключительно для того, чтобы убедить спорщиков в том, что они заблуждаются.
Предсказания оракулов не имеют под собой никакой почвы. Они лишь могут подтолкнуть человека к совершению непоправимых ошибок. Так рассуждает Иокаста. Трагический герой тем временем охвачен страшными подозрениями.
Проблематика пьесы
- Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
- Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
- Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
- Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
- Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.
Поединок со Сфинксом
По дороге Эдип встретил колесницу, которой правил седовласый старец с гордой осанкой. Юноша не уступил ему дорогу и старик несколько раз ударил его стрекалом. В ответ молодой человек ударил его посохом. Старец упал с колесницы и умер. Началась драка. Эдипу удалось перебить слуг. Подобные случаи нередко происходили на дорогах.
После происшествия юноша продолжил свой путь и дошел до Фив. На высокой скале недалеко от города жило страшное чудовище с телом льва и головой женщины. Сфинкс загадывал путникам загадки. Тех, кому не удавалось ответить на вопросы чудовища, оно разрывало на куски.
Чтобы избавиться от него, царь Лаий отправился к оракулу, но по дороге был убит неизвестным странником. Эдип с легкостью разгадал загадку Сфинкса. Побежденное правильным ответом чудовище бросилось в пропасть. Освобожденный народ Фив провозгласил молодого человека правителем города. По фиванским законам, овдовевшая Иокаста стала женой нового царя, а Креонт — его советником и помощником.
Софокл «Царь Эдип» очень кратко
Софокл «Царь Эдип» краткое содержание для читательского дневника:
В городе Фивах, где правителем был царь Эдип, появляется страшная болезнь, от которой гибнут люди и скот. Чтобы узнать причину мора, правитель обращается к оракулу, который поясняет, что это наказание богов за убийство их прежнего короля – Лаия, и чтобы болезнь исчезла, надо найти убийцу. Эдип удивляется, почему убийцу не искали раннее, на что ему поясняют, что раньше люди беспокоились о Сфинксе, который терроризировал жителей.
Собственно, благодаря победе над Сфинксом Эдип стал правителем Фив и женился на жене Лаия – Иокасте. Узнав предсказание, царь издает указ найти убийцу, однако это оказывается не так просто. Ведь Лаия умер от рук незнакомца за пределами Фив. Тогда Эдип обращается за помощью к слепцу – прорицателю Тересию.
Тот не хочет отвечать на вопрос царя. Эдип гневается и начинает подозревать старика, однако тот в результате сознается, что убийца – сам царь. Правитель начинает подозревать, что все это козни Креонта – брата Иокасты, который хочет занять престол. Но Тересий отрицает все это и говорит лишь, что Эдип сам не знает, в каком живет грехе и кто его отец и мать.
Эдип вызывает к себе Креонта и предъявляет тому обвинение в измене. Креонт божится, что царь ошибается. За брата заступается Иокаста, которая утверждает, что все пророчества лживы, ведь ею мужу была предсказана смерть от руки сыны, а Лаию убил неведомый путник.
Эдип уточняет, где и как это произошло и понимает, что когда он шел в Фивы, то действительно непреднамеренно убил мужчину, который ударил его, чтобы тот сошел с дороги. Ему говорят, что остался один свидетель происшествия и царь посылает за ним.
В это время приходит посланец из Коринфа и извещает Эдипа, что его отец умер, и коринфяне хотят видеть его на престоле. Однако Эдип отказывается, мотивируя это тем, что ему предсказали убить отца и женится на собственной матери. Поэтому он и покинул Коринф. Тогда вестник объявляет, что на самом деле Эдип не родной сын коринфской царской четы, что он получил его от пастуха из Фив.
Иокаста все понимает, ведь у нее когда-то был сын, которого ее муж отдал пастуху. Пастух должен был оставить мальчика в лесу, чтобы не исполнилось страшное пророчество. Когда пастуха привели к царю, он сознался, что действительно отдал ребенка другому пастуху, который направлялся в Коринф. В то же время другой пастух подтверждает, что именно Эдип убил Лаию.
Эдип в отчаянии. Когда ему сообщают о самоубийстве Иокасты, его матери и жены, он охватывает ее труп и, сорвав фибулу, вонзает иглу себе в глаза. После этого он прощается со своими детьми и уходит в изгнание. В последних строках трагедии заключен ее основной урок: от судьбы сбежать невозможно, и не надо завидовать тому, кто в чем-то лучше, ведь неизвестно, что ожидает его впереди.
Это интересно: Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила, написанная в 444–443 годах до н. э., является одним из самых известных античных произведений, оказавших большое влияние на мировую литературу. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Прометей прикованный» по эписодиям. Несмотря на то, что книга была написана сотни лет назад, она и в наши дни не теряет своей актуальности.
Знаменитые цитаты Вольтера, которые являются поучительными
11. Опасно быть правым в делах, в которых установленные власти неправы. — Вольтер
12. Подумайте сами, и пусть другие тоже получат привилегию. — Вольтер
13. Если бы Бога не существовало, нужно было бы его изобрести. -Вольтер
14. Слезы — молчаливый язык скорби. — Вольтер
15. «Признательность — замечательная вещь: она делает то, что превосходно в других, принадлежит и нам». — Вольтер
16. «Судите человека по его вопросам, а не по его ответам». — Вольтер
17. Чем чаще повторяется глупость, тем больше она приобретает вид мудрости. -Вольтер
18. Искусство медицины состоит в том, чтобы развлечь пациента, пока природа излечивает болезнь. — Вольтер
19. Каждый человек виновен во всем добре, которое он не сделал. -Вольтер
20. «Чем больше я читаю, тем больше приобретаю, тем увереннее, что ничего не знаю». — Вольтер
Структура и композиция трагедии
Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.
Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».
Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.
В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.
Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.
Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.
Образ Эдипа: характеристика героя
В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.
В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.
Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.
Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.
Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Правление Эдипа
Правление Эдипа принесло мир и покой в Фивы, поскольку он был мудрым человеком. Но однажды на город обрушилось наказание богов: началась страшная болезнь, от которой погибали люди и домашние животные, сох урожай.
Вместе с верховным жрецом люди вновь обратились с мольбами о помощи к правителю. Эдип отправляет Креонта к предсказателю, чтобы тот узнал у Аполлона, чем вызван мор.
Вернувшийся Креонт сообщает, что эпидемия послана фивянам в наказание за убийство царя Лаия. Прошло много лет, а виновник так и не был найден и наказан. Все думали о Сфинксе. А не о поиске злодея. Теперь, чтобы спасти гибнущих, покарать виновного должен царь Эдип.
Правитель возносит молитву богам и повелевает найти виновного, отлучить его от дома и изгнать из города. Он не подозревает, что в тот момент проклинает себя. Эдип обращается за помощью к слепому провидцу Тересию, который не хочет говорить с ним. Царь гневается, подозревая заговор. Тогда старец говорит ему, что долгие годы Эдип живет в грехе и в смерти Лаия виновен он сам и наказывать должен себя.
Креонт взволнован подозрениями царя, которому он верен. На их голоса приходит царица Иокаста, сестра советника. Креонт жалуется ей на царя, обвиняющего его в предательстве. Он напоминает, что Лаию было суждено погибнуть от руки сына, но мальчик в младенчестве погиб, а царя убил неизвестный человек. Эдип вспоминает о встрече, которая произошла на распутье и об убийстве старика. Чтобы разрешить спор и узнать правду, царь велит привести пастуха.
Цитаты Вольтера о любви, жизни и свободе
1. Дружба — это брак души, и этот брак может развестись. — Вольтер
2. «Любовь — это полотно, созданное природой и вышитое воображением».- Вольтер
3. Если вы хотите знать, кто контролирует вас, посмотрите, кого вы не можете критиковать. — Вольтер
4. Давайте возделывать наш сад. — Вольтер
5. Бог дал нам дар жизни; это зависит от нас, чтобы дать нам дар жить хорошо. — Вольтер
6. «Любите правду, но извините за ошибку». — Вольтер
7. Ясно, что человек, который преследует человека, его брата, потому что он не того же мнения, является монстром. — Вольтер
8. Остерегайтесь слов «внутренняя безопасность», поскольку они являются вечным криком угнетателя. — Вольтер
9
«Самое важное решение, которое вы принимаете, это быть в хорошем настроении». — Вольтер
10. «Берегите тех, кто ищет истину, но остерегайтесь тех, кто ее находит». — Вольтер
Вы видели эти наводящие на размышления цитаты Карла Марка?