Раскраска кентавр рисунок греческой мифологии взрослый, кентавр, легендарное существо, белый, ребенок png

Кто такой кентавр кратко

Общее описание

Обычно кентавры — это могучие создания с крепким мускулистым телом, обитающие в горах или лесных чащах. Традиционным оружием полулюдей-полуконей считается лук, однако в древнегреческой художественной культуре гораздо чаще попадались изображения с булыжником или бревном.

Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).

Мифология

Кентавр — в древнегреческой мифологии дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Образ кентавров, предположительно, возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов, касситов или тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками — основой хозяйства кочевников было скотоводство.

Согласно эвгемерическому истолкованию античного времени, это были юноши из деревни Туча, которые изобрели верховую езду и перебили диких быков; либо люди из города Пелефроний, где был найден способ приручать лошадей.

Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка. Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже семантически, образы кентавров и гандхарв весьма схожи.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. В другом варианте кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры. Некоторых кентавров древнегреческие авторы выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Кроноса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силены. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. По представлениям, они жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя — Еврит попытался похитить невесту Пирифоя.

В сюжетах о кентаврах встречается Геракл. В одном мифе во время похода за Эрифманским вепрем герой боролся с кентаврами по имени Анкий, Агрий, Орей, Гилей. Пиленор промывал рану от стрелы Геракла в реке, отчего река приобрела дурной запах. Фол — случайно оцарапался отравленной стрелой Геракла, когда тот совершал пятый подвиг, и умер. Хомад — пытался обесчестить сестру Эврисфея Алкиону и был убит Гераклом. Сам Геракл в конце концов тоже был убит посредством кентавра. Это описывается так, что кентавр Несс попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить и посоветовал Деянире собрать свою кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и тот умер в страшных мучениях.

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс.

Самые мудрые кентавры в античности имели особое изображение. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнажённый и только с лошадиными ушами.

Кентавры женского пола, или кентавриды, редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую их путали с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентавридой является Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она — единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.

Также в Одиссее Гомер описывает детёнышей кентавров. Вопрос, чем выкармливались детёныши у кентавров — грудью или выменем — не описан.

Внешний вид

Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.

Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.

Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.

Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.

В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.

Истоки микенского и минойского искусства

Минойская и микенская цивилизации, процветающие в Эгейском море в эпоху греческого бронзового века, представляют собой интересное поле для исследования связей между искусством и мифологией, включая образы кентавров.

Найденные артефакты и археологические находки указывают на активное взаимодействие между этими цивилизациями и окружающими регионами. Глиняные фигурки микенских предметов, обнаруженные в Угарите, свидетельствуют о торговых и культурных связях между этими областями. Микенцы были известны своими торговыми, военными и кочевыми инициативами.

Артефакты, найденные на Крите и Кипре, представляют собой интересный материал для исследования. Некоторые керамические фигурки с элементами сфинксов или кентавроподобных существ указывают на влияние мифологических образов на искусство того времени. Бронзовые статуэтки из святилищ на Крите и бронзовая фигурка всадника, найденная в Мелосе, могли быть прототипами для будущих изображений кентавров в искусстве.

Первые изображения кентавров

Греческая мифология обладала удивительной способностью переплетать фантастические и мистические элементы, раскрывая тайны окружающего мира и проникая в его глубины. Кентавры, являясь одними из самых сложных существ, воплощали эту философию, вдохновляя искусство и фантазию древних греков.

Мне нравитсяНе нравится

Напрямую не связанные с греческой цивилизацией, первые изображения существ, похожих на кентавров, относятся к бронзовому веку и были найдены на территории Угарита. Неясно, насколько эти образы действительно ассоциируются с кентаврами, однако они могут служить доказательством того, что идея существ с характеристиками человека и лошади могла существовать задолго до греческой мифологии.

Более определенные изображения, которые имеют сходство с кентаврами, обнаружены в микенской и минойской культурах бронзового века на Эгейском море. Сложная символика и смешение человеческих и звериных черт на этих изображениях указывают на интерес греков к таинственным аспектам существования.

Средневековый период в Греции сопровождался исчезновением образов, напоминающих кентавров, но с течением времени они вновь появились в геометрическом периоде греческой истории. Это возвращение было связано с возрождением интереса к фигурам, сочетающим человеческие и животные черты.

Уникальной чертой греческого искусства, связанной с изображением полулошадей, было так называемое “составное искусство”. Эксперименты с визуальными аспектами существ, сливающими в себе части разных животных и человека, продолжались до 6-го века н.э. Это привело к созданию изображений кентавров с человеческими ногами и головами горгон, сфинксов с лошадиными ногами и другими фантастическими комбинациями.

Кентавриды

В мире древнегреческой мифологии, где существа и боги переплетались в разнообразных формах, существовали также кентавриды — женские воплощения кентавров. Эти загадочные существа остались малоизвестными и в значительной степени второстепенными персонажами в мифологической литературе.

Мне нравитсяНе нравится

Кентавриды — это образы гармонии между внешней красотой и душевной изящностью. В отличие от буйной дикости и страстей, свойственных многим кентаврам, кентавриды были олицетворением добродетелей и внутренней гармонии. Одной из самых известных кентаврид была Гилонома. Её имя стало синонимом красоты и доброты в мифологии.

Судьба Гилономы тесно связана с эпичным событием — битвой против лапифов. В этом столкновении её возлюбленный, Циллар, погиб, пав на поле битвы. Гилонома стала свидетельницей его смерти, и потеря любимого стала для неё невыносимой. Она не смогла пережить эту утрату и в безмерной скорби решила покончить с собой, использовав то же копьё, которое отняло жизнь у её возлюбленного.

Как нарисовать Кентавра в полный рост поэтапно

  • Шаг 1

    Сначала нарисуем два овала под туловище лошади, к левому присоединяем еще один под верхнюю часть человеческого тела и над ним дугой изобразим форму головы.

  • Шаг 2

    Рисуем шею, соединяя голову с туловищем. Изображаем очертания груди кентавра. Проводим линию спины, как бы соединяя два овала тела лошади. И в завершение данного этапа несколькими линиями изображаем бедра двух передних и задних ног.

  • Шаг 3

    Кривой линией нарисуем переднюю часть лица, подбородок и скулы. Проведем линию волос. Овалами изобразим плечевой и локтевой суставы. Дугой соединим человеческое тело с телом лошади. Двумя овалами нарисуем коленные суставы двух передних ног. Еще одной дугой изобразим живот лошадиной части тела. Несколькими линиями достроим две задние ноги, изобразив тем самым их голенные части. И в завершение дугой нарисуем хвост.

  • Шаг 4

    Несколькими линиями изобразим черты лица кентавра. Достроим правую руку, соединив дугами плечевой и локтевой суставы. Парой линий сделаем набросок кистевой части руки. Овалами изображаем голеностопные суставы. Рисуем линию земли и несколькими линиями изображаем верхнюю часть копыт. Дорабатываем ноги и хвост.

  • Шаг 5

    Подчеркиваем черты лица, изображая глаз, ухо и рот. Дорабатываем кисть правой руки и ноги тела лошади в частности копыта. Несколькими дугами подчеркиваем форму волос на голове и хвосте.

  • Шаг 6

    Более детальная проработка черт лица, волос на голове, человеческого тела, здесь необходимо показать выступы ребер на боковой его части. Доработка лошадиного тела сводится к прорисовке ног, в частности добавляем шерсть на голеностопных суставах и дорисовываем хвост кентавра.

  • Шаг 7

    На данном этапе урок завершен. Вы можете оставить карандашный набросок или придать рисунку цвет. Желаем Вам творческих успехов!

Кентавры в восточном искусстве

Мифы о кентаврах, хотя и принадлежат греческой мифологии, находили свои отражения и в других уголках мира. Греция, окруженная могущественными королевствами, поглощала их истории, мифы и искусство, обогащая свою культуру уникальными элементами.

Переплетение культур и обмен знаниями между разными народами были характерными чертами античности. Гомер, к моменту написания своих поэм, уже наслышан был о событиях на Эгейском море, а влияние Востока было заметно в архитектуре, религии и искусстве греков. Весьма активная дополнительная творческая роль греков привела к образованию уникальных мифов и слиянию искусств.

Восточные образы, такие как химеры и сфинксы, влились в древнегреческую мифологию, иногда сохраняясь в исходной форме, а иногда претерпевая изменения. Особенно интересны образы существ, подобных кентаврам, например человек-лев или человек-бык. На ассирийских цилиндрических печатях, датируемых 13 веком до нашей эры, можно увидеть существа с крыльями, телами лошадей и хвостами скорпионов, вооруженных луками. Этот образ всадника оставался актуальным в визуальном искусстве, например, для изображения знака зодиака Стрелец.

Не только ассирийские печати, но и артефакты из Месопотамии, такие как Урмахлуллу – львиного кентавра, и даже духи из индийской мифологии, гандхарвы с телами лошадей и головами человека, свидетельствуют о влиянии кентавров и подобных образов на разнообразные культуры и искусство.

Примечания[править]

  1. Пиндар, 2-я Пифийская ода, 44—49.
  2. Иногда встречается и более близкий к оригиналу вариант «Хи́рон» (пример).
  3. У Лукана («Фарсалия», VI, 386—394) Хирон, как и остальные кентавры, порождён Иксионом и Нефелой.
  4. Пиндар, 4-я Пифийская ода, 115.
  5. Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека», I, 2, 4.
  6. Лукиан, «Разговоры в царстве мёртвых», .
  7. Вергилий, «Георгики», III, 92—94; Овидий, «Метаморфозы», VI, 126.
  8. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Подготовка издания М. Л. Гаспарова. — Москва, Наука, 1980 г. — Стр. 420.
  9. «Senex Chiron» — Лукан, «Фарсалия», VI, 393; Овидий, «Фасты», V, 384.
  10. Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы, фрагменты. — М.: Лабиринт, 2001. — Стр. 220.
  11. Пиндар, 4-я Пифийская ода, 103.
  12. Гомер, «Илиада», XI, 822—836; Гораций, эпод 13, 11—18; Еврипид, «Ифигения в Авлиде», 708—709.
  13. Стаций, «Ахиллеида», I, 174—178 (в противоречии с Гомером).
  14. Аполлоний Родосский, «Аргонавтика», II, 510.
  15. Гесиод, «Теогония», 1000—1002.
  16. Гомер. Илиада. — М.—Л.: Гослитиздат, 1949. — Стр. 543.
  17. Жизнеописание Софокла, 11.
  18. Гомер, «Илиада», IV, 208—219.
  19. Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека», III, 4, 4.
  20. Поэты «Латинской Антологии». — Издательство Московского университета, 2003. — Стр. 9.
  21. Фаддей Зелинский. Статья «Язычество греко-римское» из Энциклопедии Брокгауза—Ефрона. — § 8, п. 3.
  22. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Подготовка издания М. Л. Гаспарова. — Москва, Наука, 1980 г. — Стр. 428.
  23. Павсаний, «Описание Эллады», книга IX, глава 31.
  24. Скудные сохранившиеся фрагменты см. в издании: Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы, фрагменты. — М.: Лабиринт, 2001. — Стр. 181, 236.
  25. Овидий, «Фасты», V, 380. Перевод Фёдора Петровского.
  26. Овидий, «Любовные элегии», книга I, элегия 15, стих 35.
  27. См.: Античные свидетельства о жизни и творчестве Софокла, № 10 (75).
  28. Лукиан. .
  29. Псевдо-Эратосфен, «Катастеризмы», 28.
  30. Гигин, «Мифы», 224.
  31. Wagner R., Quilling F. Nessos 2 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1902. — Bd. III, 1. — Стр. 280—287.

В культуре других народов


«Полкан, стреляющий из лука», народная живопись на крышке ларца. Великий Устюг, Россия, XVII век

Гопатшах — в иранской мифологии — бык с торсом человека.

Вероятнее всего, этимологически с кентаврами напрямую связаны ведийские гандхарвы.

В исламе Бурак, крылатый конь, служил Мухаммеду.

В древнерусской литературной традиции аналогом кентавра является китоврас, имя и образ которого заимствованы у греческого кентавра. В «Повести о Бове Королевиче» действует получеловек-полуконь (в других версиях — получеловек-полупёс) Полкан.

Кентавр был изображён на монетах, чеканившихся в Серпуховско-Боровском княжестве в XIV веке.

Примечательно, что во время испанского завоевания Центральной Америки передвигавшиеся верхом конкистадоры также представлялись индейцам, знавшим только лам и тапиров, единым с лошадью существом.

Бронзовое зеркало с кентавром было найдено среди находок русской экспедиции XVII века на островах Фаддея Моря Лаптевых.

Оборот бронзового зеркала с крылатым кентавром (найдено на острове Фаддея)

Как рисовать девушку кентавра шаг за шагом

Оригинал

  • Шаг 1

    Начнём наш рисунок с того что набросаем определённые эскизы нашего будущего рисунка девушки кентавра. Рисуем круги, так как вы видите на рисунке. Рисуем первый круг для головы. Далее проводим линию шеи и плеч. Затем нарисуйте два небольших круга для плеч и два круга для груди. Теперь начинаем рисовать туловище кентавра, для этого рисуем большой круг по центру туловища, а после два круга по бокам, так как вы видите на рисунке. Далее рисуем семь кругов для ног и копыт кентавра, а после линиями соединим эти круги.

  • Шаг 2

    На этом этапе мы будем рисовать туловище девушке кентавра. Начинаем с того что нарисуем шею и лицо девушки кентавра, а именно рот, глаза, брови, ресницы и нос девушки. Теперь будем рисовать всё туловище кентавра, так как вы видите на рисунке. Прежде чем перейти к следующему шагу убедитесь, что ваш рисунок похож на наш пример.

  • Шаг 3

    В этом шаге мы более подробно будем рисовать ноги кентавра. А далее прорисовываем плечи, грудь и одежду девушки кентавра. Как только вы то сделаете вы можете перейти к следующему шагу.

  • Шаг 4

    Это последний шаг рисования, поэтому в нём мы должны уже окончательно завершить наш рисунок. Рисуем шикарные длинные волосы девушке , а после прорисовываем хвост кентавру. Далее сотрите все вспомогательные линии, которыми вы руководствовались в процессе рисования.

  • Шаг 5

    Поздравляю, ты только что нарисовал эту великолепную девушку кентавр! Теперь всё что тебе остаётся сделать, это раскрасить свой рисунок, а я желаю тебе успехов в твоём творчестве!

Автор урока: dragoart.com

Кентавр из Лефканди

Мне нравитсяНе нравится

Фигурка кентавра из Лефканди, найденная вблизи города Эвбея, является исторически значимым открытием в контексте греческого искусства и его связи с мифологией

Этот первый полноценный образ кентавра, созданный на территории Греции, занял важное место в археологическом контексте

Датируясь средними греческими веками до нашей эры, эта фигурка стала своеобразной мостовой между древними эпохами и мифологическими сюжетами, которые позднее оформились в греческую мифологию. Она символизирует период, когда мифы начинали сплетаться и влияли на искусство, а фигура кентавра стала первым стилистически полным отражением этого образа.

Интересно отметить, что данная статуэтка была обнаружена в двух разных гробницах. Её расщепление на две части может подразумевать ритуальное или символическое значение, которое до сих пор остается неизвестным.

Изготовленная из керамики, фигурка достигает высоты в тридцать шесть сантиметров

В период, когда греческая скульптура только начинала развиваться, это высокое творение указывает на статус и важность его владельца. Отдельные детали статуэтки, например форму колен передних конечностей, сложно интерпретировать

Некоторые считают, что по этому признаку передние конечности кентавра являются ногами человека, а другие – ногами лошади.

Литература[править | править код]

  • Мифы народов мира. — В 2 тт.. — Москва, 1991—1992. — Т. 1. — С. 638—639.
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — В 3 тт.. — Москва, 2001. — Т. 1. — С. 313.
  • Псевдо-Аполлодор. 5, 4 и далее // Мифологическая библиотека II.
  • Палефат. О невероятном 1; Гераклит-аллегорист. О невероятном 5 коротко.
  • 61 // Первый Ватиканский мифограф II.
  • Диодор Сицилийский. 70, 1 // Историческая библиотека IV. — 2000.
  • Еврипид. Геракл.
  • Птолемей Гефестион. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. — Санкт-Петербург, 2000.
  • Овидий. X 223 // Метаморфозы.
  • Нонн. V // Деяния Диониса.
  • Нонн. XIV // Деяния Диониса.
  • Нонн. XXXII // Деяния Диониса.
  • Аристотель. 1 // Поэтика.
  • Афиней. Кн. 1-8 // Примечания к Пир мудрецов / примечания А. А. Григорьев, Б. М. Никольский. — Москва, 2003.

Особенности жизнедеятельности кентавров

Отличительной чертой образа полулошадей было сближение человеческой интеллигентности с животной инстинктивностью, и это сочетание привнесло в их жизнь некую уникальную динамику.

Живя в табунах, эти существа редко избегали общества. Однако удивительно, что легенды почти не упоминают о женщинах-кентаврах. Как отмечали древние рассказчики, хотя кентавры обладали человеческим интеллектом, их дикость и буйство всегда оставались в приоритете, подчиняясь инстинктам и повадкам.

Мне нравитсяНе нравится

О культуре и ремеслах этих существ остались туманные сведения. Их увлекали лишь войны и сражения, где можно было проявить свою агрессивность и жестокость. Греческие герои, в том числе и Геракл, смогли найти силы сопротивляться им, но это всегда были схватки на грани возможностей.

Легенды намекают, что кентавры имели склонность к спариванию с людьми, воплощая развратные и легкомысленные черты. Молодые девушки становились жертвами их страстей, а в памяти мифов оставались истории о похищениях и соблазнах.

Одной из интересных деталей их жизнедеятельности был запрет на употребление алкоголя. В легендах говорится, что алкоголь разжигал в кентаврах самые животные страсти, делая их неуправляемыми и агрессивными.

Происхождение образа и названия

Образ кентавров предположительно возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов , тюрок , касситов или тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками — основой хозяйства кочевников было скотоводство.

Согласно эвгемерическому истолкованию античного времени, это были юноши из деревни Туча, которые изобрели верховую езду и перебили диких быков ; либо люди из города Пелефроний, где был найден способ приручать лошадей .

Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка. Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже семантически, образы кентавров и гандхарв весьма схожи.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры .

Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.

Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.

Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом (см. Фол (кентавр)). Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода . По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.

Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Трансформации кентавров[править]

Обложка Superman’s Girl Friend Lois Lane № 92, май 1969.

Иногда кентавров рассматривают как переходную форму между человеком и лошадью или как одну из форм лошади-оборотня. Например, в видеоигре «Golden Axe: The Revenge of Death Adder» один из играбельных персонажей — кентаврица Дора, превращающаяся в человека во время верховой езды. В книге «Changing Breeds» для нового Мира Тьмы описаны лошадиные оборотни ушшайшравы и такускансы, способные принимать форму человека, кентавра и коня. В 92-м выпуске комикса «Lois Lane» на Лоис накладывают заклинание, превращающее её сначала в кентаврицу, потом в лошадь. В Dungeons & Dragons/d20 описана раса разумных лошадей, охраняющих стада животных собратьев и способных принимать форму кентавра для общения с людьми.

В литературе и искусстве

Благодаря греческим мифам, образы кентавров сейчас запечатлены на звездном небе в созвездиях Центавр (Centaurus) и Стрелец (Sagittarius).

Художники и скульпторы всех эпох часто обращались к образу кентавра. Особенно были популярны сцены кентавромахии.

В Средние века изображения кентавров появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака.

С ходом времени изначальный образ всего племени кентавров — диких и необузданных варваров, подвластных плотским чувствам, — был вытеснен образами немногих кентавров-мудрецов (Хирона и Фола). Кентавр стал символом мудрости и единения с природой.

Начиная с XIX века интерес к образу кентавра начинает усиливаться как у писателей и поэтов, так и у художников. В XXI веке кентавры становятся персонажами не только мифов и литературных произведений (особенно в жанре фэнтези), но и компьютерных игр.

Бегство кентавров Сорвавшись с дальних гор гудящею лавиной, Бегут в бреду борьбы, в безумье мятежа. Над ними ужасы проносятся, кружа, Бичами хлещет смерть, им слышен запах львиный…

Чрез рощи, через рвы, минуя горный склон, Пугая гидр и змей… И вот вдали миражем Встают уж в темноте гигантским горным кряжем И Осса, и Олимп, и черный Пелион…

Порой один из них задержит бег свой звонкий, Вдруг остановится, и ловит запах тонкий, И снова мчится вслед родного табуна.

Вдали, по руслам рек, где влага вся иссякла, Где тени бросила блестящая луна — Гигантским ужасом несется тень Геракла…

Жозе Мариа де Эредиа (перевод. М. Волошина)

Письмо Как горек вкус земного лавра… Роден навеки заковал В полубезумный жест Кентавра Несовместимость двух начал. В безумье заломивши руки, Он бьется в безысходной муке, Земля и стонет, и гудит Под тяжкой судоргой копыт. Но мне понятна беспредельность, Я в мире знаю только цельность, Во мне зеркальность тихих вод, Моя душа как небо звездна, Кругом поет родная бездна, — Я весь и ржанье, и полет!

Кентавры Фармера

Главное переустройство определялось нуждой в кислороде. Большая животная часть кентавра должна была дышать — факт, игнорируемый традиционными земными изображениями. Воздухом требовалось снабжать не только верхний, человеческий торс, но и нижнее териоморфное тело. Относительно небольшие лёгкие верхней части не могли удовлетворить потребности в воздухе. Более того, желудок человеческого туловища остановил бы всякое снабжение питанием большего тела под ним; даже если бы к большим конским пищеварительным органам присоединили небольшой желудок для передачи пищи, все равно встала бы проблема диеты. Человеческие зубы быстро сотрутся под стачивающей их травой.

Поэтому гибридные существа … не во всём совпадали с мифическими созданиями, послужившими их образцом. Рты и шеи были пропорционально большими, чтобы позволить вдохнуть достаточно кислорода. На месте человеческих лёгких находился похожий на меха орган, гнавший воздух через горлоподобное отверстие, а оттуда — в большие лёгкие конского тела. Эти лёгкие были больше лошадиных, потому что вертикальная часть увеличивала потребность в кислороде. Пространство для больших лёгких было создано удалением более крупных травоядных пищеварительных органов и заменой их меньшим плотоядным желудком. Кентавры ели мясо…

— Филипп Хосе Фармер. «Создатель вселенной»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: