Каргопольская игрушка: рисунок и раскраска

Каргопольская игрушка: рисунок и раскраска (фото) - detskieru.ru

Технология изготовления

Первым этапом в создании глиняной поделки становится подготовка сырья. Каждый мастер на этой стадии использует собственную методику: кто-то подсушивает глину, потом превращает ее в порошок и соединяет с водой. Другие предпочитают замешивать материал до консистенции теста и высушивают. Ряд мастеров вовсе игнорирует процесс подсушивания.

Фигурки делают из цельного куска, иногда вводят дополнительные элементы. Каргопольские игрушки отличаются простотой изготовления. Материалу придают незамысловатые формы в виде человеческого тела или торса животного. Образ героя обобщенный, без лишних деталей. Можно даже сказать слегка примитивно.

После придания нужной формы игрушку обжигают. Многие мастерицы в былые времена для этой процедуры использовали домашнюю печь. После завершения тепловой обработки заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала на поверхности изделия замысловатые узоры темного цвета, которые в дальнейшем покрывали разными красками. Использование подобной технологии помогало придать готовым сувенирам объемность и рельефность.

Финальным этапом создания игрушки становилось окрашивание. Ранее ремесленники для этой цели применяли смесь из красящего пигмента и перемолотого мела. Благодаря этому изделие приобретало светлый оттенок.

Дистанционные курсы для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Раскраски Каргопольская игрушка познакомят детей с древним художественным промыслом. С давних времен крестьяне, жившие в Архангельской области, делали глиняную посуду. А из остатков глины для забавы детям лепили игрушки. Это были фигурки животных, людей, былинных и сказочных героев. Игрушки расписывали орнаментами из крестов, кругов и овалов. Каргопольский промысел относится к семейным. И по сей день от родителей детям передаются секреты мастерства. Открываются школы, где дети под присмотром опытных мастеров учатся лепить игрушки. На странице малыши найдут раскраски Каргопольской игрушки, а затем смогут распечатать и раскрасить их в яркие цвета.

Материалы и оборудование: альбомный лист формат А5 с контурным изображением глиняной игрушки петушка, простой карандаш, ластик, кисть тонкая, гуашь жёлтая, красная, зелёная, чёрная, баночка с водой, салфетка х/б.

1. Прорисовка простым карандашом деталей петушка : голова, хвост, крыло, грудка, ножка.

2. Фоновая окрашивание жё лтой краской деталей:

полоса на ножке

3. Рисование гребешка, бороды, перьев на хвосте, крыле, грудке, шейке петушка, прорисовка дополнительных элементов (полоса) красной краской приёмом примакивания ворса кисти, сначала все детали прорисовываем красной краской, далее зелёной

4. Рисование черной краской : глаз и клюв.

Во время рисования напоминаю детям о том, что рисовать надо кончиком кисти, тогда линии будут тонкими и аккуратными, краску лишнюю надо снимать с кисти о край баночки, тогда краска с кисти не будет растекаться, распределится на бумаге там, где вы задумали.

Моделирование как средство обучения детей 6–7 лет декоративному рисованию Доклад на тему: Моделирование как средство обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию. Одной из основных задач, стоящих перед современными.

Рисунки

Материалы и инструменты для рисования полкана:

Этапы рисования игрушки:

1. Рисуем круг, который станет головой полкана. Затем дорисовываем простым карандашом контур туловища.

3. На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.

4. Переходим к краскам. Для этого сперва используем зеленую краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.

5. Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и желтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.

6. Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.

7. Бордовым или темно-коричневым прокрашиваем копыта, щечки и рот полкана.

8. Придаем рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.

9. В завершении создаем обводку черной гуашью.

  • Начальник чукотки краткое содержание

      

  • Краткое содержание история 5 класс параграф 39 в афинском театре

      

  • Благодарность ремонт за ремонт в детском саду в стихах

      

  • Карточки деление двузначного числа на двузначное 3 класс школа россии

      

  • Буковски фактотум краткое содержание

Подписи к слайдам:

Город Каргополь в Архангельской области расположен на берегу озера

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 – 1949г.г.) – талантливому мастеру – классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 – 1977г.г.) – самой знаменитой мастерице.

Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту. Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса. Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка. Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.

Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал… ».

В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые.

Орнамент каргопольской игрушки

Узоры, которыми покрывают глиняные изделия, практически не изменились. Основные элементы: круги с пятнами другого оттенка, «ёлочки», «гребёнки» и т.д. Каждая деталь несла определенный смысл. Образ, запечатленный в игрушке, являлся отголоском прошлых представлений об огне.

Орнамент каргопольских изделий отличался простотой и напоминал вышивку северян. В цветовой гамме главенствовали такие оттенки, как зеленый, белый, красный. Алый являлся символом солнца и небесного огня. Со временем знаки, нанесенные на поверхности игрушки, утратили магический смысл.

Мастера все чаще прибегали к бытовой тематике, в росписи появились детали праздничного одеяния славян.

Угасание и возрождение каргопольского промысла

Гончарное дело в Каргополе процветало и активно развивалось до 1917 года, когда страну настигла революция. С этого момента промысел стал «чахнуть», интерес к товару неумолимо падал. Новая власть особо не заботилась о сохранение ремесла как культурного наследия России.

К 1930 году на Руси практически не осталось умельцев в данном направлении. Один из немногих ремесленников, кто был верен искусству – Иван Дружинин, проживающий в деревеньке Гринево. Его игрушки признаны классикой, манера их создания максимально приближена к старинной технике.

Изделия имели минимум деталей, массивную основу и плавные формы. Для росписи продукции Дружинин применял методику предков, смешивая природные красители. По этой причине все его изделия отличаются сдержанными оттенками.

В этом же поселении проживала еще одна мастерица – Ульяна Бабкина. Она занималась лепкой игрушек с пятнадцати лет и не оставила любимое занятие до последних дней. В 1950 году она осталась единственным ремесленником, создающим глиняные игрушки. Именно в работах Бабкиной впервые появились сложные формы, она делала сценки с конкретным сюжетом, придавала образам динамичность.

Благодаря уникальному таланту женщины, в шестидесятых годах интерес к каргопольской игрушке начал возрождаться. В 1967 Союз художников инициировал открытие в Архангельской области гончарного цеха. Во главе предприятия встал Александр Шевелёв, являющийся потомственным ремесленником из Токарево.

Новые изделия стали более сложными, появилось много мелких деталей. Для росписи использовали масляные краски и темперу, это помогало придать фигуркам яркие оттенки и насыщенность. Однако по примеру предков современные мастера старались избегать слишком броских расцветок, иначе игрушки выглядели бы аляповато.

С 2003 года в Каргополе функционирует музей семьи Шепелёвых (потомственных гончаров), которые до сих пор не бросили любимый промысел. Здесь проводят мастер-классы для всех желающих овладеть навыками изготовления глиняных фигурок.

История промысла

Гончарное дело зародилось в Архангельской области в десятом – тринадцатом веке. При раскопках археологи нашли фрагменты посуды и прочие элементы быта. В этом крае вели добычу глины, которая идеально подходила для ручной лепки и проведения работ на гончарном кругу. Расцвета ремесло достигло в девятнадцатом веке.

Изначально промысел не был основным источником дохода для жителей Каргополя, а служил чем-то наподобие хобби, которое приносит дополнительную, пусть и небольшую прибыль.

Мастера усаживались за гончарный круг в зимний период, когда не было необходимости участвовать в полевых работах. Готовые изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму искусный мастер мог слепить от четырехсот до восьмисот горшков. За их продажу он получал до пятнадцати рублей, великие деньги по тем временам.

Изготовлением посуды из глины занимались все, независимо от пола и возраста. Ребятня, начиная с восьми лет, пыталась сотворить маленький шедевр из остатков материала. Большой ценности игрушки не имели, стоили немного. Чаще всего их просто раздаривали.

Некоторые торговцы расписывали свистульки насыщенными красками, привлекающими внимание, и использовали изделие в качестве рекламы. Дети, завидев предмет, переливающийся всеми цветами радуги, незамедлительно требовали у родителей приобрести игрушку

А те заодно приобретали нужные для хозяйства вещи, например, горшки или крынки.

Традиции промысла дошли до наших дней практически без изменений. Однако в середине двадцатых годов спрос на каргопольские игрушки упал, а спустя десятилетия производство вовсе прекратилось. К 1950 году осталась всего одна мастерица, специализирующая на создание глиняных сувениров. Ее изделия до сих пор можно отыскать в музеях народного промысла.

Роспись каргопольской игрушки

Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор — люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Символика каргопольской игрушки

Большинство фигурок сохранило оттенок древних традиций. Чаще всего мастера выполняли одиночные образы, сюжетные постановки встречались крайне редко.

Берегиня

Символизировала землю. Представляла собой облик женщины с оголенным бюстом. Фигурка несла тайный смысл и была напрямую связана с обрядовой тематикой, которую так любили наши предки.

Земля для простолюдина была «живой», она засыпала на зиму и пробуждалась с первыми лучами весеннего солнышка. Пила воду и приносила приплод в виде урожая. Как настоящая мать заботилась о людях, дарила им еду, поила и оберегала от несчастий. В глазах славян земля являлась символом чистоты и света.

Фигурки берегини окрашивали в белые тона. Голова бабы была увенчана светилом. Руки, держащие птиц, воздеты к небу с просьбой о тепле, который так необходим для плодородия. Пташки считались вестниками завершения зимы, своим пением они прогоняли стужу, несли радость.

Медведь

Знак плодородия. У славян существовало поверье о наличии связи между культом косолапого и женщинами. После венчания молодоженов встречал гость, ряженный в медведя либо настоящее животное.

Большинство ремесленников ассоциируют мишку с радушным хозяином леса, который встречает гостей пирогами. Косолапый – это веселый балагур, хорошо играющий на гармони. Иногда медведя изображали в лапах с птицей и декорировали крестом большого размера.

«Хозяин леса» часто затаптывал крестьянские посевы, задирал скот – это не могло не отразиться на народном творчестве. Именно на основе подобных событий мир увидел игрушку, где мужик борется с медведем.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Об олене ходила масса легенд, сложены красивые песни и слагались былины. В древних преданиях рассказывают, что животное обладало серебряными копытцами, а рогами освещало все вокруг.

Поскольку олень имел коричнево-красную шерсть, его нередко ассоциировали с солнцем. В память о легендах каргопольские мастера изображали на боках «рогачей» золотистые или бурые круги, символизирующие вечное движение светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка огромного и доброго богатыря, защищающего мирных людей от нечистой силы. Наполовину мужик был отважным генералом с крепкой грудью и окладистой бородой на круглом лице. А вот туловище ему подарили лошадиное. На груди защитника сияет светило. У славян Полкан ассоциировался с Ярило, богом солнца.

У наших предков было принято выбирать подобного защитника из настоящих людей. Обычно им становился крепкий мужчина высокого роста. Чтобы земля плодоносила, его роняли на почву, пели обрядовые песни.

В ночь перед посевом Полкану нельзя было иметь близость с супругой. После пробуждения он надевал чистое бельё, снимал брюки и в одной сорочке приступал к работе. По мнению славян, его поведение напрямую воздействует на природу.

В каргопольской игрушке Полкан символизировал образ непобедимого богатыря. Причем его никогда не изображали молодым, обычно это статный старец.

Тяни-толкай

Еще одно загадочное существо, которое часто лепили гончары. По внешнему виду напоминает двухголовую лошадь. Одну часть окрашивали в белый цвет, другую в темный. Между ними размещался всадник.

Игрушка имела глубокий смысл. Светлая сторона означала жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник являлся воплощением душевных метаний человека, который не знает, что выбрать. Правда, в некоторых изделиях, его изображают прильнувшим к белой части коня, т.е. передавая образ, выбравший жизнь.

Виды каргопольских игрушек

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж — полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.

Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.

Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: