Компетенция и компетентность: в чём разница

Что такое зун в доу

Компетенция — это набор знаний и навыков

Для российского образования традиционной является концепция ЗУН — знаний, умений, навыков (за рубежом это концепция KSA: knowledge, skills, abilities). Суть в том, что, начиная с информационного представления о чём-либо (знания), человек приобретает умение применять эти знания на практике, а затем переходит к устойчивому навыку на уровне автоматизма.

Однако концепция компетенций и компетентности пошла дальше, потому что она предполагает развитие целого комплекса сложных навыков.

Принято считать, что термин «компетенция» ввёл в научный оборот американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered: the concept of competence) 1959 года, чтобы описать способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

В последующие десятилетия понятие компетенций стало широко использоваться в сфере управления персоналом и приобрело множество определений. По сути, все они сводятся к одному: компетенции — это набор знаний, навыков и личного опыта, необходимый для эффективного выполнения определённой деятельности. Если ещё проще — это набор профессиональных знаний и умение их применять.

Из сферы управления персоналом понятие компетенций перекочевало в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС профессионального образования). Так, если открыть любой современный ФГОС высшего профессионального образования, то мы увидим, что в качестве результатов освоения образовательной программы перечисляются различные компетенции, причём не только профессиональные, но и общекультурные.

Например, архитектор должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения и так далее (это общекультурные компетенции). Также он должен обладать целым рядом проектных, научно-исследовательских, организационно-управленческих и коммуникативных компетенций, среди которых:

  • умение разрабатывать архитектурные проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;
  • способность разрабатывать проектные задания, определяя потребности общества, заказчиков и пользователей;
  • способность участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;
  • умение координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе.

Ничего не напоминает? Совершенно верно — примерно так обычно формулируют требования к кандидатам в вакансиях.


Фото: goodluz / Sutterstock

Понятие «компетентность», в свою очередь, означает обладание набором компетенций, требуемых для выполнения профессиональных задач. То есть компетенция, по сути, составная часть компетентности.

Получается, что профессиональное образование представляет собой формирование у человека определённого набора компетенций — или, одним словом, компетентности, чтобы он мог работать по специальности.

В сфере управления персоналом для поиска сотрудников с новыми знаниями или развития до нужного профессионального уровня уже работающих сотрудников HR- и T&D-специалисты составляют модели или карты компетенций (или модели компетентности). Они представляют собой описание набора нужных компетенций, а также конкретных знаний и навыков, из которых состоит та или иная компетенция, и, кроме того, поведенческих индикаторов — чтобы по ним можно было отследить и оценить, есть ли (или появилась ли после обучения) у человека компетенция.

Такие карты или модели могут разрабатываться под определённые должности, функции, рабочие группы, организации в целом.

Критическое мышление

Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.

Как развить. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:

Экономика образования

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Что изучить о критическом мышлении:

Книги

  • Оскар Бренифье «Давай обсудим»
  • Дайана Халперн «Психология критического мышления»
  • Винсент Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств». Руководство по критическому мышлению
  • Эрик Ванс «Внушаемый мозг: как мы себя обманываем и исцеляем»
  • Том Чатфилд «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение»

Курсы

  • 4brain бесплатный текстовый курс по критическому мышлению
  • Khan Academy курс на английском «Critical Thinking» от Wireless Philosophy
  • Coursera «Критическое мышление в информационный век»

Подписи к слайдам:

ЗУНы Компетенции УУД

Знания Умения Навыки Компетенциии?

З У Н ы Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром Умения – это освоенный способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью знаний. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Знания Умения Навыки Способы действия Мотивация Гибкость мышления Компетенции

Универсальные Учебные Действия умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. освоение новых ЗУ и компетентностей (эффективное использование знаний) через новую организацию усвоения

Личностные (ценностно-смысловая ориентация) Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, проблемные) Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) Виды УУД

Традиционный подход Компетентностный подход

Родной край – частица родины найти на карте родной регион, рассказать о результатах экскурсии в краеведческий музей, беседовать со старшими членами семьи, использовать дополнительную литературу, извлекать из словарей и энциклопедий необходимую информацию обсуждать полученные сведения ученик пересказывает параграф домашнего задания. учитель рассказывает новую тему. учитель задает вопросы по новой теме

Учитель Источник информации Организатор, инициатор поиска информации

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

Традиционно адаптация понимается как процесс вхождения человека в новую среду и приспособления к ее условиям. Это универсальное явление всех живых существ, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация — это активный процесс, который приводит либо к положительным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений в организме и психике), либо к отрицательным (стресс) результатам. Соколовская Н.В. выделяет два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно соответствовать новым требованиям). Когда ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, начинается новый этап жизни.

Как показывают исследования Н.К. Васильевой и О.И. Давыдовой. , О.И. Давыдова, А.А. Майер. Козлова С.А. Постепенный переход в дошкольное образовательное учреждение снижает риск возможных инфекций и облегчает адаптацию к новым условиям

Учитывая индивидуальные особенности ребенка (обращая внимание на эмоциональное состояние, характер деятельности, отношение ребенка к взрослым и детям, выражение ребенком желаний), воспитатели могут быстро найти индивидуальный подход к ребенку

Особенности течения адаптационного периода называют «симптомокомплексом» адаптации. Подробные характеристики этого явления отмечены в работах Л.Г. Голубевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской [], К. Грош и др. Отмечаются нарушения эмоционального состояния детей, впервые пришедших в детский сад. В первые две недели, независимо от возраста, у них преобладает негативное состояние (эмоциональное напряжение, чувство эмоционального дискомфорта, тревога разной степени или вялость, депрессия). Проявления «симптомокомплекса» адаптации включают появление у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушения сна, значительное снижение аппетита, снижение речевой и игровой активности ребенка.

А.Д.Кошелева, И.Ю

Ильина, изучая аффективную роль близкого взрослого в аффективном поведении ребенка в условиях изменения привычных паттернов жизни, пришла к выводу, что степень и время аффективных реакций у адаптирующихся детей тесно связаны с эмоциональным настроем матери: чем больше негативных реакций взрослого, тем ярче аффективное представление ребенка; чем напряженнее отношения между ними, тем длительнее аффективная реакция последнего, тем меньше возможностей переключить внимание на другие виды деятельности

Так, исследования А.Д. Кошелевой, И.Ю. Ильина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, что успешность адаптации детей к новым условиям в детском саду зависит от эффективного педагогического руководства процессом адаптации, воспитательных условий в семье, положительного эмоционального настроя детей раннего возраста.

По мнению Е.Гаспаровой, у детей в период адаптации часто возникает комплекс «меланхолии». Ребенок подавлен, молчалив, мимика плохая, движения замедленные. Взгляд направлен в пространство, дети не сразу и не всегда реагируют на обращение взрослого к ним. После разлуки с матерью они плачут, пытаются открыть оставленную ею дверь, позже становятся пассивными, долго сидят, не меняя позы, иногда шевелят губами. Могут возникать реакции частичной регрессии: Дети сосут палец, собственные губы, одежду, иногда сжимаются, долгое время принимают позу, похожую на позу эмбриона.

Работа в режиме неопределенности

Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.

Футурология

VUCA, BANI и SHIVA: буквы, объясняющие мир

Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.

Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.

Что изучить о работе в режиме неопределенности:

Книги

Тим Харфорд «Хаос
Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему»

Ник Джеймс «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации»

Карл Оноре «Без суеты»

Пол Вудс «Как управлять хаосом и креативными эгоистами»

Эрик Дьюк «Принцип ставок
Как принимать решения в условиях неопределенности». Курсы

Курсы

«Теории и практики» лекционный курс «Неопределенность как понятие»

Какие навыки выбрать

Обратите внимание, что вышеперечисленные навыки – это не все, что нужно именно вам. Возможно, вам не хватает всего двух-трех навыков

Понять, чего вам не достает, можно следующим образом:

  1. Вспомните свой лучший день, когда на работе все шло по плану и вы смогли показать высокие результаты работы. Также вспомните, какие гибкие навыки были использованы, а затем составьте список, где в одной колонке напишите навыки, которые помогли, а в другой – навыки, которых не хватило.
  2. Оцените уровень своего профессионализма: новичок, продвинутый, специалист или эксперт. Затем подумайте, чего вам не хватает, чтобы перейти на следующий уровень. 
  3. Найдите свои сильные стороны с помощью теста Петерсона и Селигмана.
  4. Подумайте, какие задачи вы хотите решать и что нужно для этого изучить.

Посмотрите на вышеперечисленные навыки и выберете тот, который удовлетворит большую часть ваших потребностей.

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?

  • Работа в большой организации иногда пока еще позволяет рассчитывать только на Hard Skills. Крупные фирмы могут иметь разветвленную структуру и жесткое разделение функционала, дополняя узких профессионалов в большом коллективе специалистами с мягкими умениями.
  • Фриланс, самозанятость и малый бизнес невозможны без высокого уровня владения Soft Skills. Мягкие компетенции в современных условиях определяют конкурентоспособность на рынке труда и возможность продвигаться по карьерной лестнице.
  • Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.

Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.

Рекомендуем

Как избавиться от зависти и перестать завидовать другим людям?

Есть простой способ избавиться от чувства зависти раз и навсегда. Он не потребует от вас больших усилий. Просто выполните описанные рекомендации, …

Как побороть лень быстро и просто?

Лень знакома всем нам. Но кто-то встречается с ней время от времени, а кто-то – постоянно. Она не дает довести начатое до конца, мешает жизни и …

Примеры использования зуна в образовательном процессе

1. Использование зуна во время лекций и презентаций.

Преподаватель может использовать зун во время проведения лекций и презентаций для активного вовлечения студентов. Например, он может задавать вопросы и просить студентов задуматься над ответами, прежде чем предоставить правильный вариант

Это поможет стимулировать мыслительные процессы и увеличить внимание студентов

2. Работа в группах с использованием зуна.

Разделение студентов на группы для решения определенных задач или проблем может быть хорошим способом использования зуна. В каждой группе могут быть назначены различные роли, например, лидера группы или докладчика, чтобы обеспечить активное участие каждого студента в обсуждении и решении проблемы.

3. Использование зуна во время практических занятий и лабораторных работ.

Преподаватель может использовать зун для проведения практических занятий и лабораторных работ, чтобы студенты могли самостоятельно экспериментировать и исследовать различные аспекты учебной темы. Например, студентам могут быть предложены различные задачи, которые они должны решить или эксперименты, которые они должны провести.

4. Использование зуна для обратной связи и оценки.

Преподаватель может использовать зун для демонстрации обратной связи и оценки студентов. Например, он может дать студентам возможность оценить свою работу или провести голосование за определенное решение. Это способствует активному участию студентов в своем обучении и развитии самооценки.

Примеры использования зуна в образовательном процессе
Примеры
Описание

Использование зуна во время лекций и презентаций
Задавание вопросов студентам и стимулирование мыслительных процессов
Работа в группах с использованием зуна
Разделение студентов на группы для решения задач и обсуждения
Использование зуна во время практических занятий и лабораторных работ
Предоставление студентам возможности самостоятельно исследовать учебную тему
Использование зуна для обратной связи и оценки
Демонстрация обратной связи и оценки студентов

Это лишь некоторые примеры использования зуна в образовательном процессе. Он может быть адаптирован и применен в различных методических приемах и стратегиях обучения для активного вовлечения студентов и повышения эффективности учебного процесса.

Особенности зуна в педагогике

Зун в педагогике — это понятие, которое описывает определенный уровень самостоятельности и активности, проявляемый учениками в процессе обучения. Зун — это сокращение от «зона ближайшего развития», термина, предложенного Левом Выготским, известным российским психологом и педагогом.

Основные особенности зуна в педагогике:

  • Индивидуальный подход: каждый ученик имеет свою собственную зону ближайшего развития, поэтому педагог должен адаптировать учебный материал и методы обучения под индивидуальные потребности и способности каждого ученика.
  • Поддержка и руководство: педагог играет важную роль в создании условий, которые помогут ученикам активно преодолевать свою зону ближайшего развития. Он должен оказывать поддержку и руководство, чтобы помочь ученикам развивать свои навыки и компетенции.
  • Развитие самостоятельности: зун в педагогике направлен на развитие самостоятельности и активности учеников. Цель состоит в том, чтобы ученик мог справиться с задачами, которые находятся на границе его текущих возможностей и потенциальных способностей.
  • Коллаборативное обучение: зун подразумевает активное взаимодействие между учениками и педагогом, а также между самими учениками. Работа в группах и партнерство способствуют развитию социальных навыков и способности к сотрудничеству.
  • Постепенное увеличение сложности: зун предполагает постепенное увеличение сложности задач и уровня требований для учеников. Педагог должен строить обучение таким образом, чтобы ученики могли постепенно продвигаться вперед и расширять свои зоны ближайшего развития.
Особенности зуна в педагогике Примеры
Индивидуальный подход Разделение учеников на группы с учетом их уровня знаний и способностей
Поддержка и руководство Помощь ученику в разработке плана действий для выполнения задачи
Развитие самостоятельности Дать ученику возможность самостоятельно решить проблему или задачу
Коллаборативное обучение Работа в группах над проектом или задачей
Постепенное увеличение сложности Пошаговое увеличение требований к задачам в соответствии с уровнем подготовки учеников

Все эти особенности зуна объединяются с целью обеспечить эффективное обучение и развитие учеников, а также помочь им раскрыть свой потенциал и достичь успеха в учебе и жизни.

Зачем нужны soft skills?

Вообще, важность надпрофессиональных навыков трудно переоценить. Про это сегодня не сказал только ленивый

В жизни и работе их применяют педагоги и учителя, бизнесмены и политики, ученые и специалисты в совершенно разных областях. Например, про софт скиллз часто говорит наверняка известный вам предприниматель Илон Маск:

И основатель AliExpress Джек Ма:

Оба указывают на то, что данные навыки невероятно важны в 21 веке, когда многие функции человека начинают выполнять компьютеры и роботы

Впрочем, мысли о важности надпрофессиональных навыков высказывались еще в Древней Греции, да и цитата Ломоносова про математику фактически тоже про них

Также значение софт скиллз подтверждалось исследованиями. Например, в 2017 году Google провела внутреннее исследование, чтобы определить самые эффективные команды и подразделения. В результате специалисты обнаружили, что лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными гибкими навыками.

Ранее, в 2015 году, было подобное исследование Гарварда, в котором 85% факторов успеха в карьере отдавалось soft skills. И все это неспроста. Сегодня профессиональные навыки становятся все более специализированными, а многие задачи человеку помогает решать компьютер.

Функции же человека, которые влияют на эффективность работы, переходят в область его коммуникации с партнерами и коллегами, стратегического и творческого мышления, т.е. того, что не умеют делать машины и чему вряд ли научатся.

Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?

Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.

Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.

Примеры использования зуна в педагогической практике

Зун, или зона ближайшего развития, является важным понятием в педагогике и психологии, которое помогает определить уровень развития учащегося и создать оптимальные условия для его обучения. Вот несколько примеров использования зуна в педагогической практике:

  1. Социальная конструкция зуна во время групповой работы.

    Педагог может создать группы учащихся разной степени подготовленности или с разными уровнями знаний и навыков. Ученики с более высоким уровнем развития могут помочь своим одноклассникам развиться, делясь своими знаниями и опытом. В социальной конструкции зуна ученики могут вместе решать задачи, обсуждать, анализировать и давать обратную связь друг другу, что способствует развитию каждого участника группы.

  2. Использование метода показа и подражания.

    Педагог может моделировать желаемые навыки и знания перед учащимися, чтобы помочь им освоить новые концепты или умения. Например, педагог может показать как решать сложную математическую задачу, демонстрируя шаги и стратегии, а затем попросить учеников подражать ему и решать подобные задачи с его поддержкой. Это позволяет учащимся двигаться от текущего уровня развития к следующему.

  3. Использование средств обучения и поддержки.

    Зуон может быть использован для выбора подходящих учебных материалов и средств обучения, которые соответствуют уровню развития и индивидуальным потребностям учеников. Например, педагог может предоставить различные уровни книг для чтения или задачи разной сложности для решения, чтобы каждый ученик мог работать на своем уровне и продвигаться по пути развития. Также педагог может использовать дополнительные ресурсы и инструменты, такие как флэш-карты, комиксы или интерактивные приложения, чтобы поддержать развитие учеников.

  4. Регулярная обратная связь и оценка прогресса.

    Педагог может использовать зун для оценки уровня развития учеников и определения их потребностей. Регулярная обратная связь и оценка прогресса помогают педагогу и ученикам видеть, какие навыки и знания уже достигнуты, а также определять, в каких областях необходимо продолжать работу. Опираясь на эту информацию, педагог может адаптировать учебную программу и индивидуализировать обучение для каждого ученика.

Примеры использования зуна в педагогической практике помогают ученикам развиваться и достигать своих потенциальных возможностей. Зуон создает возможности для сотрудничества, поддержки и роста учащихся, а также помогает определить индивидуальные потребности и настроить обучение в соответствии с ними.

Способы умственных действий (СУД)

Поступление в дошкольное учреждение всегда связано с определенными психологическими трудностями для ребенка, который переходит из привычной домашней обстановки в новую среду детского коллектива.

Условия в дошкольных учреждениях специфичны и часто оказывают негативное влияние на неподготовленных детей.

Длительное совместное пребывание большого количества детей приводит к быстрому утомлению ребенка. Повышается вероятность заражения детей друг от друга, и они, как правило, болеют чаще, чем в домашней обстановке.

В дошкольном учреждении неизбежны определенные педагогические стандарты в общении с детьми, отрицающие индивидуальность ребенка. Новые социальные условия требуют адаптации к ним.

Для многих детей эта задача является довольно сложной. Таким образом, у ребенка, оказавшегося в незнакомой обстановке, может развиться состояние тревоги, психического напряжения и даже эмоционального стресса.

Это, в свою очередь, вызывает изменения в работе ряда органов и систем, ребенок становится слабее, сопротивляемость организма снижается, что может привести к заболеваниям. Дети переносят эти трудности по-разному.

При небольшой степени адаптации у ребенка наблюдаются временные нарушения в эмоциональном состоянии, когда он плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми.

В течение первого месяца пребывания в дошкольном учреждении ребенок обычно привыкает к новым условиям, его поведение и состояние нормализуются. Часто этот период сокращается до 15-20 дней.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется медленнее. В первый месяц пребывания ребенка в яслях он может заболеть острой респираторной инфекцией, которая обычно длится 7-10 дней и заканчивается без осложнений. Акклиматизация к новой среде может занять от 20 до 40 дней. Такой ход адаптации происходит у детей с проблемами со здоровьем, а также при неправильном воспитании (от 9 месяцев до 1,5 лет и старше).

Тяжелая адаптация характеризуется теми же проявлениями, но они более длительные (от 2 до 6 месяцев) и более тяжелые.

Обычно ребенок заболевает в течение первых 10 дней после поступления в детский сад, а затем заболевает снова (от 4 до 12 раз!) в течение первого года.

Некоторые дети практически никогда не болеют долго, что сказывается как на их физическом, так и на нервно-психическом развитии. Эта форма адаптации возникает у детей до 1,5 лет, имеющих в анамнезе биологические повреждения (токсикозы беременности, осложнения в неонатальном периоде) и неблагоприятное состояние здоровья перед поступлением в дошкольное учреждение.

Другая форма тяжелой адаптации проявляется в виде длительных и стойких нарушений поведения ребенка. Наблюдаются нарушения аппетита, иногда невротическая рвота при кормлении, укороченный сон, медленное засыпание (в течение 30-40 минут), сопровождающееся пробуждением от плача.

Ребенок, как правило. Избегает общения с детьми, стремится к одиночеству или проявляет агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Он или плачет на протяжении всего времени пребывания в учреждении, или находится в состоянии пассивности, безразличия, которое сменяется повышенной раздражительностью.

У ребенка значительно снижается потребность в движении, речевой активности не только в яслях, но и дома.

Нормализация поведения наступает очень медленно, а улучшения непостоянны, и может произойти возвращение плаксивого и пассивного состояния.

Замедляется нервно-психическое развитие ребенка. Она может отставать от аналогов на несколько месяцев. Такая форма адаптации возникает у детей старше 1,5 лет в случае неблагоприятных биологических и социальных факторов (тяжелая беременность, родовая травма, нарушения кормления, неправильная организация сна младенца и т.д.).

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при сочетании нескольких неблагоприятных факторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: