Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы

Рпеммхмцнбше йюпрнвйх он псяяйнлс ъгшйс (3 йкюяя)

Составное именное сказуемое

Этот вид сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:

  • имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. ();
  • имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
  • имя числительное или количественное сочетание;
  • местоимение;
  • наречие;
  • причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
  • междометия;
  • неразложимые словосочетания.

Глагольная связка + именная часть = СИС

Связка составного именного сказуемого

В роли связки часто употребляется

1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения, в том числе«есть» —  форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:

2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:

Примеры

стать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.

3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:

Примеры

сидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.

Сказуемое и способы его выражения

В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:

  1. простое глагольное;
  2. составное глагольное;
  3. составное именное.

Таблица

Виды Способ выражения Примеры
П
Г
С
Выражено глаголом в форме
одного из наклонений
Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов)
Ещё я долго буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспомогательного слова
(выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола
(выражает основное лексическое значение)

По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.

С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выражает грамматическое значение)
и именной части
(выражает основное лексическое значение)
Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин)
Слово — серебро, молчание — золото. (Поговорка)

§ Задания по теме «Части речи»

При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.

Задание 1.

Прочитайте текст.

«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.

Задание 2.

Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.

Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .

Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.

Задание 3.

Прочитайте текст.

В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.

Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.

Задание 4.

Прочитайте текст.

Березки и  осинки  начинают  сыпать на молодые  елочки  вниз  золотые  и красные  пятачки. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагательного, соединенных друг с другом по смыслу и соедините их дугой.

Задание 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.

Мес_ц сентябрь… . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лесу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршание.

Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?

Задание 6.

Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.

Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?

Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.

Задание 7.

Прочитайте текст.

Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.

Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.

Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.

Задание 8.

Прочитайте и перепишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

Задание 9.

Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

Задание 10.

Прочитайте текст и перепишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

1. Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

Составное глагольное сказуемое

К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:

вспомогательный глагол + инфинитив = СГС

Вспомогательные глаголы в СГС

В качестве вспомогательного глагола используются:

1. фазисные глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия

  • начать
  • стать
  • приниматься
  • продолжать
  • кончать
  • прекратить
  • бросить
  • закончить
  • перестать и пр.

2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности

  • хотеть
  • мочь
  • желать
  • уметь
  • намереваться
  • надеяться
  • суметь
  • ухитряться
  • стремиться
  • думать
  • мечтать
  • ухитряться и пр.

3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние

  • любить
  • бояться
  • страшиться
  • стыдиться
  • стесняться
  •  решиться
  • осмелиться
  • ненавидеть
  • привыкать
  • привыкнуть.

4. некоторые безличные глаголы

  • следует
  • стоит
  • требуется и др.

5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением

  • рад
  • горазд
  • согласен
  • нужен
  • должен
  • намерен
  • готов
  • способен
  • волен.

6. слова состояния

  • можно
  • нельзя
  • надо.

Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:

Дидактические задания по русскому языку 3-4 класс

Задания на все основные орфограммы русского языка 3-4 класс «Школа России»

Правописание безударных гласных в корне.

1.Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Составь три предложения из данных словосочетаний.

Пос_дела на скамейке, пол_скать бельё, зап_вать лекарство, бабушка пос_дела, пол_скать ребёнка, зап_вать песню, прож_вать в доме, сл_зать с крыши, отв_рить дверь, прож_вать мясо, сл_зать варенье, отв_рить картофель.

2.Спиши стихотворение. Устно подбери проверочные слова.

Уб_гали тр_пинки кр_вые

по цв_тущим п_лям до реки.

Я любила цв_ты п_левые –

к_локольчики и васильки.

Щ_бетали счастливые птицы,

будто струны, гудели шм_ли,

а лужайки цв_тные, как ситцы,

сладко пахли и долго цв_ли.

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Сло_ненок б_жал по большой п_ляне. Кругом м_лькали красивые п_тнистые бабочки. Слышалось жужжание пч_лы или м_хнатого шм_ля. Среди з_лёной травы виднелись п_хучие _стровки цв_тов. Сл_ненок с_рвал несколько красивых цв_тков. Он зах_тел под_рить их с_стренке. Н_беса зат_нулись с_роватыми тучками. Прибл_жалась гр_за. Нач_лся дождь. В_да т_кла с н_бес. Она поп_дала в гл_за и м_шала см_треть.

4. Найди ошибки, исправь их. Спиши предложения без ошибок.

Я чястенько любуюсь сеневой утреннего неба. Сонце встоёт из-за бальшого халма и асвещяет дорошки и тропинки. Звонко паёт ручеек в оврашке, ему вторят птичи галоса. Я сажусь посриди паляны на лижащий ствол. Рядом стоит махнатая витвистая сосна. Я глажу рукой кару дерева. Потом линиво иду потрапе.

Непроизносимые согласные.

5. Вставь пропущенные буквы, спиши.

Доблес_ный солдат, небес_ная синь, звез_ная ночь, поверхнос_ные знания, поз_ний вечер, влас_ный голос, ярос_ный крик, веселый праз_ник, ненас_ный день, ужас_ное событие, парус_ная лодка, ус_ный ответ, опас_ный путь, прекрас_ная погода, вкус_ный обед, чудес_ная сказка.

6.Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель — …, пасмурный день — …, печальная картина — …, правдивый ответ — …, героический поступок — …, красивый пейзаж — …, знаменитый актер — …, увлекательный рассказ — …, отмечать юбилей — …, огромное здание — … .

7.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

Извес_ный профессор Илья Анатольевич очень грус_ный спускался (по)длинной лес_нице. Это был серьез_ный , но чу_ствительный человек. Он ужас_но (не)любил поз_нюю осень. Она к_залась ему безобраз_ной и опас_ной для зд_ровья. Ненас_ная погода мешала думать. Ни_кое со_нце плохо согр_вало. Ч_сто чу_ствовал профессор тяж_сть на сер_це. Чтобы (не)болеть, он принимал л_чебные ванны и х_дил в бас_ейн.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, напри­мер:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустар­ни­ка­ми;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отды­хать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ дей­ствия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Части речи — это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи меж­до­ме­тие.

Картотека по русскому языку «Вставь буквы» 3 класс.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

Слово – сл_варь, лес – л_сной, жить – ж_вут, мяч – м_чи, сосны – с_сна, доски – д_ска, море – м_рской, дом – д_машний, сила – с_лач, час – ч_совой.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Перо птицы.

П_ро птицы легкое и очень крепкое. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. Перья спасают птицу от ушибов, от ж_ры и холода. Перья – это «одежда» для птиц. Она бывает защитной, под цвет листьев и к_ры, а бывает и нарядной.

Подчеркни в тексте самое главное предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Перо птицы.

П_ро птицы легкое и очень крепкое. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. Перья спасают птицу от ушибов, от ж_ры и холода. Перья – это «одежда» для птиц. Она бывает защитной, под цвет листьев и к_ры, а бывает и нарядной.

Подчеркни в тексте самое главное предложение.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Перо птицы.

П_ро птицы легкое и очень крепкое. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. Перья спасают птицу от ушибов, от ж_ры и холода. Перья – это «одежда» для птиц. Она бывает защитной, под цвет листьев и к_ры, а бывает и нарядной.

Подчеркни в тексте самое главное предложение.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Шел восьмой час, когда ученик:

вышел … дому,

сошёл … крыльца,

пошёл … двору,

зашёл … ворота,

подошёл … газетному киоску,

отошёл … киоска,

дошёл … трамвайной остановки,

вошёл … трамвай,

и трамвай ушёл.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Шел восьмой час, когда ученик:

вышел … дому,

сошёл … крыльца,

пошёл … двору,

зашёл … ворота,

подошёл … газетному киоску,

отошёл … киоска,

дошёл … трамвайной остановки,

вошёл … трамвай,

и трамвай ушёл.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Вставьте вместо точек нужные предлоги.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинке … окне.

Зайчик бегает … парте

И … карте … стене.

Спиши загадку, напиши отгадку. Обозначь в словах ударение.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

(М_ _ _ _ _ь)

Спиши загадку, напиши отгадку. Обозначь в словах ударение.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

(М_ _ _ _ _ь)

Спиши загадку, напиши отгадку. Обозначь в словах ударение.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

(М_ _ _ _ _ь)

Спиши загадку, напиши отгадку. Обозначь в словах ударение.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

(М_ _ _ _ _ь)

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит

— Слон

— Откуда

— От верблюда

— Что вам надо

— Шоколада

— Для кого

— Для сына моего

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит

— Слон

— Откуда

— От верблюда

— Что вам надо

— Шоколада

— Для кого

— Для сына моего

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит

— Слон

— Откуда

— От верблюда

— Что вам надо

— Шоколада

— Для кого

— Для сына моего

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит

— Слон

— Откуда

— От верблюда

— Что вам надо

— Шоколада

— Для кого

— Для сына моего

Страница 54

Задание 6

От данных имён прилагательных образовать глаголы.

Ответ:

Тёмный – темнеть, зелёный – зеленеть, чёрный – чернеть, молодой – молодеть, жёлтый – желтеть, пёстрый – пестреть, светлый – светлеть, мрачный – мрачнеть, взрослый – взрослеть, худой – худеть.

Задание 7

Вставить в данные предложения пропущенные местоимения и пропущенные орфограммы.

Ответ:

Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Он жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. Она вела прямо к избушке лесника.

Задание 8

Вставить пропущенные предлоги.

Ответ:

Дети учатся в школе. Птичка вылетела из клетки. Дуб растёт на поляне. Посуда стоит в буфете. Лисята играют возле норы. Яблоко лежит на тарелке. Стол сделан из дерева. Пальто сняли с вешалки. Ворона сидела на дереве.

Задание 9

Данные словосочетания заменить словосочетаниями «прилагательное + существительное».

Доска для класса – классная доска

Ответ:

Работа в коллективе – коллективная работа.

Вечер в субботу – субботний вечер.

Мячи для тенниса – теннисные мячи.

Поле для хоккея – хоккейное поле.

Вилки из металла – металлические вилки.

Занятия в группе – групповые занятия.

Вернуться к содержанию: Русский язык 3 класс тематический контроль Голубь

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи отно­сят­ся:

  1. пред­ло­ги
  2. сою­зы
  3. части­цы

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические сред­ства.

Предлог

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Например:

  • встре­тить у реки;
  • вер­нуть­ся в дерев­ню;
  • при­е­хать спу­стя три дня;
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и про­из­вод­ные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет;
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кон­чая.

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми пред­ло­же­ни­я­ми.

По функ­ции раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные сою­зы:

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Частица

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттен­ки:

Страница 53

Задание 1

Подчеркнуть слова, обозначающие части речи.

Ответ:

Задание 2

Вставить пропущенные буквы. Надписать над словами части речи.

Ответ:

Осенний(прил.) месяц(сущ.), осветило(глаг.) окрестность(сущ.), грустный(прил.) отец(сущ.), накормить(глаг.) хлебом(сущ.), прелестная(прил.) птичка(сущ.), уличное(прил.) движение(сущ.), морозная(прил.) погода(сущ.), урожай(сущ.) пшеницы(сущ.), выкопать(глаг.) картофель(сущ.).

Задание 3

Прочитать однокоренные слова. Подчеркнуть имена существительные.

Ответ:

Задание 4

К данным именам существительным подобрать по 3 имени прилагательных, которые обозначают разные признаки.

Берег (какой? по форме) – обрывистый, пологий, крутой.

Ответ:

Кольцо (какое? по материалу) – золотое, серебряное, медное.

Яблоко (какое? по цвету) – зелёное, жёлтое, красное.

Комната (какая? по размеру) – большая, просторная, тесная.

Ягода (какая? по вкусу) – сладкая, кислая, горькая.

Цветок (какой? по месту, где он растёт) – луговой, полевой, комнатный.

Задание 5

К данным глаголам подобрать близкие по значению слова.

Ответ:

Гореть – пылать, робеть – смущаться, колотить – стучать, ликовать – радоваться, нестись – мчаться, беспокоить – тревожить, смеяться – хохотать, сердить – злить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: