Выложи из палочек целый мир!

Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят

Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:

Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи

Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
интеллект;
самостоятельность;
воображение и творческое мышление;
внимание;
интерес к исследованиям и познанию;
активность;
волю к победе;
целеустремленность;
настойчивость;
самостоятельность;
способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
сосредоточенность.

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Психологи рекомендуют

  1. Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
  2. Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
  3. Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.

Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму

Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно

Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Палочки Кюизенера схемы

Для быстрого перехода нажмите на название раздела

Отличный дидактический материал, который будет интересен ребенку — это цветные палочки Кюизенера. Данная методика, даст больше ресурсов для изучения: цветов, размеров, количества, так же поможет понять абстрактные понятия.

На этой странице представлены схемы для палочек Кюизенера, данные схемы являются приложением к набору счетных палочек.

Распечатайте изображение, приготовьте палочки (полоски, если сделали из картона) и садитесь играть. Это можно сделать за столом, а можно просто на полу. Выбирайте палочки по цвету и накладывайте на изображение. Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, результату который у него получится. Проводите увлекательные беседы, рассматривая картинки.

Схемы делятся по возрасту, от простого к сложному.

Палочки Кюизенера схемы для детей трех лет.

Скачать и распечатать из альбома в VK

Скачать или распечатать из альбома в ОК

  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ

Скачать все 14 карточек в формате PDF бесплатно

Палочки Кюизенера схемы для детей 3-9 лет.

На золотом крыльце. Карточки с заданиями к палочкам Кюизенера. Этот дидактический материал содержит два блока:

  1. «Играют малыши» для детей 3-5 лет
  2. «Задания становятся сложней» для детей 5-9 лет.

Плюс к этим блокам, есть методические советы, как пользоваться, приложение, тексты сказок. В наборе 45 картонных карточек, сами палочки в набор не входят.

Внизу представлены несколько карточек из 45

  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»> УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ
  • ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬПЕРЕЙТИ

Конструирование из счетных палочек. По шаблонам.

Между существует связь развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Таким образом, уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук ребёнка; если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствует развитию артикуляционной моторики, подготавливает кисть руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга.

Будут развиваться пальцы рук, а значит, будут развиваться речь и мышление ребенка.

Способов развития мелкой моторики множество, наша работа посвящена рассмотрению и иллюстрированию конструирования из счётных палочек

Задания со счётными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах, познакомить с понятием «симметрия»

Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Можно предложить детям следующие задания : сосчитай палочки , из которых составлена фигура. Если фигура составлена из цветных палочек , попросить сосчитать палочки каждого цвета , уголки у фигур, самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек .

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания нужно объяснять ребёнку как называется фигура, как её сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками, для зрительного и слухового восприятия.

Актуальность нашей работы состоит в том, что мы предлагаем в процессе обучения конструированию из счётных палочек .

Наша работа направлена на решение следующих задач :

• развитие сенсорных способностей детей;

• развитие зрительного восприятия;

• развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;

• тренировка внимания, воображения, памяти, мышления детей;

Старший дошкольный возраст.

Предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети в состоянии выполнять самостоятельные задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой) . Это усложняет задачу : от детей требуются четкие движения рук и пальцев. Обязательное условие анализ результатов деятельности. В этом возрасте задавать задания из определенного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию.

Подготовка дошкольников шестилетнего возраста к письму имеет самостоятельное значение : дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Руки становятся более ловкими, дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображений, придумывают и выкладывают различные фигуры : люди, фигуры, растения, машины.

Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включать в упражнение можно выкладывание изученных букв, что формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

Конспект занятия по конструированию с использованием палочек Кюизенера для детей старшей группы

Организация: МБДОУ ДС комбинированного вида № 69

Населенный пункт: Забайкальский край, г. Чита

Тип конструирования:

 — технический.

Форма организации:

 — конструирование по схеме.

Цель Формировать умение конструировать здания по схеме, используя палочки Кюизенера.

Задачи

Образовательные

 — формировать умения планировать этапы создания постройки;

 — самостоятельно подбирая необходимый строительный материал;

 — анализировать схему постройки;

 — расширять представления о строительстве;

 -упражнять в строительстве моделей домов, комбинировать их;

 — вспомнить достопримечательности своего города;

Развивающие

 — развивать конструктивные умения и навыки в сооружении построек.

 — развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность. Воспитательные

Воспитательные

 -Формировать аккуратность, самостоятельность, культуру речевого общения со сверстниками, доброжелательные отношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

 — познавательное развитие, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.

Форма организации детей:

 — групповая.

Материал и оборудование:

 — демонстрационный – иллюстрация, фотографии, схемы

 — раздаточный – конструктор.

Планируемый результат:

 — рассматривание с детьми иллюстраций, выделение особенностей:

   строение, цвет, оформление.

 — строительство с детьми одноэтажных и многоэтажных домов

 — показ работ архитекторам наши постройки

Предварительная деятельность с воспитанниками:

 — во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;

 — рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме (достопримечательности города).

 — игры детей с конструктором.

                                                   Ход работы НОД.

Части НОД

Деятельность

воспитателя

Деятельность детей

Планируемые

результаты

деятельности

1часть-

вводная

-Ребята, мы с вами живём в красивом городе. Как называется наш город?

— Какие достопримечательности нашего города вы знаете? Назовите их.( картинки висят на доске)

— Скажите пожалуйста, какие здания есть в нашем городе?

— Какие они должны быть, чтобы находясь там, люди могли чувствовать себя там комфортно?

— Ребята, меня вчера пригласили к главному архитектору. Оказывается, в нашем городе спроектировали новую улицу. Архитекторы придумали некоторые строения и попросили нас построить их. Давайте мы сегодня станем строителями и построим красивые здания по схемам. Поможем архитекторам?

Когда всё закончим мы сфотографируем наши постройки, и я отнесу фотографии архитекторам.

Дети называют названия города.

Ответы детей

Слушают педагога, перечисляют здания о которых знают.

Ответы детей.

Рассматривание с детьми иллюстраций, выделение особенностей

2 часть-основная

1 «Хороводная игра»

Давайте поиграем, построим с вами домик.

Тук да тук- раздаётся всюду стук

(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой

(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой  (складываем ладошки вместе)

Из трубы идёт дымок

(движениями губ показываем дым)

На двери весит замок(руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили

( соответственно словам выполняем движения руками)

Потянули   открыли.

Отворяем ворота, проходите все сюда ( разводим ладони рук в стороны)

2 Какие нужны профессии, чтобы построить дом?

Кто такой архитектор?

3 Какие действия нам необходимо сделать, чтобы построить дом:

а ) Выбрать проект дома, который ты будешь строить.

б ) Подготовить место для постройки

в ) Сосчитать сколько и какого материала нам понадобиться ( мы считаем сколько нужно палочек определённого цвета)

г ) Заказать строительный материал.

д ) Отдать бланк заказа продавцу, который отсчитает необходимое количество товара.

е ) Привезти материал на стройку.

ж ) Построить дом в соответствии со схемой.

Принимают активное участие в игре

Отвечают, что делает человек данной профессии.

Рассматривают картинки, выполняют задание.

Строительство с детьми одноэтажных и многоэтажных домов с помощью палочек Кюизенера

3 рефле-ксия

— Ребята, кем мы были сегодня с вами?

— Чем занимались?

— Какие здания вы построили?

— Хотели бы вы в будущем выбрать эту профессию?

Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение.

Отправить архитекторам фотографии наших построек

Список использованной литературы:

1.Интернет источник

2.Куцакова Л.В «Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду» М. «Просвещения»

3.Куцакова Л.В. Программа и конспекты занятий М: ТЦ Сфера, 2005

Опубликовано: 08.09.2022

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

История методики

Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.

Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: